Предыстория
Китай в 1940-ых гг. боролся с многочисленными врагами внутри и снаружи. Итогом кровопролитных конфликтов стала победа сторонников Мао Цзэдуна. Пойдя по социалистическому пути развития, страна обеспечила себе поддержку СССР.
Тем не менее, несмотря на политические взгляды, руководители этой страны не забыли, что когда-то Китай был великой империей, в состав которой, в том числе, входили некоторые области СССР.
Но Сталин тогда был в зените своей славы и не собирался идти на такие уступки.
Визит 1949 года
Как вспоминал современник тех событий, Мао Цзэдун, двигаясь на поезде возле Байкала, не стал покидать вагон на железнодорожной станции и произнес, что в прошлом Байкал являлся Северным Китайским морем. Также он подчеркнул, что здесь пасли свои стада китайские крестьяне.
Тем не менее, прибыв на место в декабре, где его ожидала торжественная встреча, китайский лидер сказал, что благодарен Ленину и Сталину за то, что они разорвали невыгодные для Китая договоры, заключенные еще Российской империей.
В самом Китае были убеждены, что имеют право вернуть земли, отторгнутые ранее.
Конечно же, такой намек не мог пройти мимо Сталина, который ответил на него по-своему, при этом не доведя ситуацию до конфликта. Хотя 16 и 21 декабря Мао Цзэдун участвовал в торжественных мероприятиях, которые проводились в Кремле. Сталин даже посадил его по правую от себя руку.
Долгий прием
Мао Цзэдуна, как дорогого гостя, поселили вместе с помощниками на одной из правительственных дач. Там им предстояло провести немало времени.
Во встречах со Сталиным лидеру Китая постоянно отказывали под предлогом занятости «Отца народов». Сам Мао Цзэдун склонялся к мысли, что игнорируют его специально и вообще держат под домашним арестом. Проскакивала даже такая мысль, что его хотят сместить и заменить другим лидером.
Такое «томление» продолжалось до второй половины января.
Встреча
Переговоры начались 22 января 1950 года. Неизвестно, как на самом деле повлияло на Мао Цзэдуна вынужденное затворничество, но в общении со Сталиным он явно выступал в роли «младшего брата». Все территориальные претензии были забыты. По крайней мере, на какое-то время.
Стоит добавить, что Сталин осознавал наличие у «младшего брата» амбиций, поэтому предпринимал меры по их «торможению». Считается, что Мао Цзэдун даже рассматривал себя в качестве преемника лидера СССР после его смерти, причем речь идет о том, чтобы возглавить весь социалистический блок.