Найти тему
Наталья Баева

Книга, которой пока нет

Хочется верить, что только пока: она всё ещё не напечатана, хотя написана ещё в конце прошлого века. Восторги прессы (Литературной газеты), отличные рецензии самых авторитетных культурологов, театральные постановки... Но всего этого оказалось недостаточно для переиздания бумажной КНИГИ!

Вот как бывает, когда автора уже нет в живых. Да и при жизни Милана Алдарова, видно, не умела работать локтями. Её "Оратория "Дедал" и сборник стихов так и остались на "Стихи.ру".

Но похоже, лёд тронулся: объявлен конкурс на лучшее исполнение, на иллюстрации, на рецензию. Может, и книга, наконец, выйдет?

Милана Алдарова
Милана Алдарова

Подсказали, прочитала, понравилось. Даже очень. Поделюсь впечатлениями:

***

Золотое руно, где же ты, золотое руно?

Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,

И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,

Одиссей возвратился пространством и временем полный.

Эти строки Мандельштама подобны горчичному зерну, из которого выросла оратория «Дедал» Миланы Алдаровой. И стихи, и книга являют мысленному взору одну картину: синеву Моря и Неба. Безбрежную. Бесконечную. Вечную. И сегодня такую же, как при самом начале времён.

Что было, когда ничего не было? Была Гея – Земля. И был Кронос – Время. И Рея, супруга Кроноса, несчастнейшая из богинь: ведь это её детей убивал, пожирал безжалостный супруг, зная, что дети лишат его власти.

История знает и не такие преступления в борьбе за власть? Верно. Но здесь – всё впервые. И ни одно преступление в этом повествовании не будет названо преступлением – в полном соответствии с логикой тех времён, когда боги жили рядом. И отличались от смертных только бессмертием. Поступками, судьбой людей распоряжались именно они, а самими богами управлял закон рока. Свобода воли? Не слыхали…

Но вот – первые искры сознания. Оказывается, человек – тоже творец! Пусть возможности его скромнее, чем у божества, но он - тоже созидатель! И царь Минос, внук Зевса, первым постиг, что для благоденствия смертных нужны законы. Именно они породят порядок и справедливость.

-2

Сто городов, сады и виноградники, дворцы и корабли, науки и ремёсла, и вот Крит, вверенный Миносу, уже вызывает зависть богов. И мстительный Посейдон насылает на царицу Персифаю страсть, противную естеству…

Как же рассказ не похож на обычный сборник мифов! Здесь всем героям позволено рассказать о себе самим, и читатель буквально услышит голоса Миноса и Тесея, Ариадны и Дедала.

Если Минос оскорблён тем, что бессмертные разрушили его счастье, то Дедал исполнен достоинства. Одно перечисление того, что он сделал, изобрёл, достиг – целая страница. И читатель понимает: это – тоже впервые. Впервые человек почувствовал себя равным богам.

-3

А Тесей? Едва ли не соперником богов – ведь он идёт своим путём, не спрашивая разрешения бессмертных – и боги восхищены. За такого смертного они готовы соперничать между собой!

Слабого – милость богов покидает.

Сильный рискует. И – побеждает!

-4

Все герои античности легко и непринуждённо переходят на стихи. Удивительная форма повествования. Оратория – иначе назвать и невозможно. Невозможно и сомневаться в том, что оратория – призыв к нам, современникам: вглядитесь! Так ли живём МЫ? Высокие мысли, сильные чувства, нравственные ориентиры- есть? Или теряем? Не погребает ли наши лучшие качества бесконечный хаос жизни? И если да – не присмотреться ли к тем, кто решился ему противостоять? Тогда, на заре времён, ВПЕРВЫЕ?

И мне, читателю из двадцать первого века, представляется, что именно так постигали историю дети в античной школе, гимнасии. Неторопливый рассказ учителя, изредка прерываемый звуками кифары. Горящие глаза мальчишек, готовых подхватить торжественный гимн или воинственную песнь. Любить и гордиться – в детстве это даже важнее, чем знать, только так получаются Наследники Великой Культуры!

-5

Что? Есть риск превратить историю в сборник мифов с вкраплениями подлинных событий, сохранённых человеческой памятью? А разве история в сегодняшней школе выглядит как-то иначе? Да, конечно, больше документов – но меньше преданий для взращивания души. Не о «закономерностях исторического процесса», а о людях, способных оставаться людьми, как бы ни играли их судьбами олимпийцы.

-6

Читайте. Вам понравится!

А напишет ли кто такую ораторию по мотивам нашей истории? Была книга "Наша древняя столица" Натальи Кончаловской - помним? А новых пока нет...

Хобби
3,2 млн интересуются