«Их четверо — полный экипаж. В Отечественной войне братья Зайцевы сражаются вместе и ни разу не уронили чести своей фамилии, своего экипажа», — это начальные строчки из статьи в дивизионной газете военного времени, которую бережно хранят в семье Зайцевых. В заметке рассказывалось об одном из боёв экипажа по отражению натиска фашистов. Десятки гитлеровцев нашли себе могилу от огня танка. «Так сражаются советские патриоты братья Зайцевы», — заканчивалась заметка.
Каждая весточка с фронта в любой семье вызывала надежду и гордость. Понятна огромная радость Василия Илларионовича и Надежды Яковлевны Зайцевых, когда пришло к ним письмо от командира части с вырезкой из газеты.
...Первыми из большой семьи Зайцевых были призваны на срочную старшие — Леонид и Всеволод. Служили в Заполярье, ещё до финской кампании. Затем подошёл срок Георгия и Валентина.
— Служите, ребятки, честно и мужественно, — напутствовал сыновей Василий Илларионович, участник первой мировой войны.
— Куда бы ни направило вас командование, знайте, что вас в армии четверо...
Через год мать сказала:
— Отец, послушай, что в газете написано: служат в одной части братья Михеевы, танкисты. Давай и мы напишем просьбу Наркому обороны, может, пойдут навстречу.
...И пошло письмецо по инстанциям. Очень быстро шло. 9 мая 1941 года получили Зайцевы ответ, им было сообщено, что просьба о соединении сыновей — Леонида, Всеволода, Георгия и Валентина — удовлетворена.
Так началась совместная служба братьев. В начале июня ребята встретились в своей новой части под Псковом. Командиром танка был назначен Всеволод, Леонид — башенным стрелком, Юра (так в семье называли Георгия) — пулемётчиком, Валентин — механиком-водителем.
Через месяц после начала войны получил «братский экипаж» танка одну из знаменитых «тридцатьчетвёрок». Воевать пришлось под Пушкином и Ленинградом.
У одного из посёлков командование 122-го танкового полка бросило шесть наших танков в контратаку. Посёлок взяли с ходу, двинулись дальше. И тут из леса, взметая взрывами землю, зафыркали немецкие танки: против нашего одного — три...
Леонид спокойно, словно на учениях, вложил два снаряда в немца, тот задымил. На полной скорости Валентин вёл «тридцатьчетвёрку» к лесу — во фланг немецким машинам.
Почти под прямым углом к зайцевской машине на большой скорости шёл немецким танк.
— Иду на таран! — успел крикнуть Валентин.
«Тридцатьчетвёрка» лбом разбила борт немецкого танка, и, чтобы не подставить свой бок под выстрел, Валентин развернул машину на второй немецкий танк.
— Да, немало всякого было на войне, — вспоминает Валентин Васильевич Зайцев. — Всеволод поблажки не давал, расхлябанности не терпел, наша машина была всегда в боевой готовности.
В краткие минуты отдыха кто-нибудь из братьев читал весточку из дома. Узнали, что и самый старший брат, Анатолий, тоже стал танкистом. Старший лейтенант Анатолий Зайцев от Сталинграда через Курскую огненную дугу провёл свою танковую роту до Будапешта... На башнях его танков стояла эмблема — белый медведь: танковая колонна была построена на средства полярников, добровольно внёсших средства в Фонд обороны страны.
С первых дней Отечественной в одном экипаже шли дорогами войны братья Зайцевы. Десятки боевых наград хранятся в их семьях. Все пятеро вернулись домой — раненые, но живые...
Самым первым «отвоевал» Валентин: 15 февраля сорок третьего года в боях за город Ленина его тяжело ранило. Прибыл домой на костылях, но уже через несколько месяцев, сделав протез, пошёл работать шофёром.
Механика-водителя в «братском экипаже», так же как и танк, заменили, но трое Зайцевых продолжали бить врага вместе, пока не был тяжело ранен Георгий...
Расписавшись на рейхстаге, прибыли в отчий дом командир танка лейтенант Всеволод и старший сержант башенный стрелок Леонид. Анатолий вернулся много позже.
Мы часто говорим: «воинское братство», «братство по оружию». В нашем случае братство при защите Отечества скреплено кровью по родству, совместно пролитой кровью и опалённой пламенем войны жизнью...
Валентин Васильевич — ангарчанин. Сюда несколько лет назад он приехал жить к сыну и дочери. Его сын, Борис Валентинович Зайцев, приехал на жительство в Ангарск после службы в танковых частях Забайкальского военного округа.
Ветеран бронетанковых войск Ленфронта, ветеран Волховского фронта, ветеран труда Валентин Васильевич Зайцев ныне отметит своё 65-летие.
В. МУТИН (1985)
☆ ☆ ☆