Рекомендации в этой статье будут очень полезны для всех детей до 2,5 - 3х месяцев. И особенно всем тем, у кого гипертонус ни как не уходит после 3х -4х месяцев.
По роду своей деятельности я много общаюсь родителями уже опытными и новобранцами. И заметила одну вещь, на взгляд взрослого не значительную, но очень важную для развития ребёнка.
Дорогие мои, вы очень часто не осознаёте или забываете, что ребёнок только пришёл в этот мир. Что ко всему обыденному для нас, он только привыкает, это для него новости. Ему приходится затрачивать много сил (нервного/психического ресурса) на это знакомство и привыкание.
Когда ребёнок в гипертонусе физиологическом или патологическом, сейчас не столь важно, то любое внешнее воздействие заставляет его увеличивать этот тонус.
Поговорим же о том, как очень НЕ сложно вы можете сделать влияние внешних факторов на нервную систему малыша более комфортным. Дать нервной системе возможность качественно справляться с внутренними настройками и постепенно встраивать внешние новости в ход развития всего организма.
- Сначала рассмотрим эти факторы по отдельности.
- Потом поговорим про возможные сочетания.
Воздействие СВЕТА должно быть мягким и успокаивающим:
- для ребёнка до 2х-3х месяцев свет всегда должен быть приглушённым
- используйте не центральное, а боковое освещение
- отдавайте предпочтение тёплым оттенкам света
- комфортным для ребёнка будет свет жёлтых оттенков, а все другие пока не используйте совсем
- приглушайте яркий дневной солнечный свет шторами, а на улице находитесь в тени
- следите, чтобы свет не светил ребёнку в глаза
- не включайте и не выключайте резко яркий свет (резко - это удар по психике, вызывающий напряжение)
- после сна дайте ребёнку немного полежать в темноте
- всегда уменьшайте количество света во время кормления
- конечно же убирайте пока все мигания, мерцания и даже медленные переливы
Воздействие ЦВЕТА необходимо так же мягкое и по принципу разделения:
- сначала (месяцев до 2х) это игрушки и картинки чёрно белые
- ни когда НЕ используйте кислотные оттенки
- в окружающей среде, игрушках и на взрослых пусть превалируют пастельные тона
- уберите пока по возможности всю пестроту из поля зрения ребёнка
- игрушки лучше использовать одного цвета или с сочетанием 2х-3х НЕ ярких цветов
- лучше, чтобы были хорошо видны границы между цветами
Воздействие ЗВУКА должно быть плавным и адресным:
- для детей до 2х-3х месяцев больше нахождение в тишине, где главные звуки - это ласковые голоса родных, особенно мамы
- старайтесь чаще говорить с ребёнком на распев, так ребёнку проще распознавать звуки
- говорите с улыбкой - она очень чувствуется в интонации и успокаивает ребёнка
- НЕ включайте при малыше искусственные источники речи
- просите умную колонку включать музыку плавную и без слов
- пусть ваша речь и музыка звучат тихо - это не только успокаивает, но заставит малыша прислушиваться, что обострит слух и внимание
- разговаривайте в присутствии ребёнка без повышения голоса и спокойно
- выбирайте мелодичные игрушки, все резкие погремушки и бубен, например, оставьте пока на потом
- избегайте пребывания в шумных и многолюдных местах
Воздействие АРОМАТОВ должно быть максимально снижено
- в первые месяцы главные ароматы - это молоко и запах тел родных людей
- не используйте парфюм совсем ни какой
- если очень хочется парфюм, то можно качественные натуральные эфирные масла (не бытовую химию, что продаётся в аптеках и многих косметических магазинах) после консультации с ароматерапевтом
- можно использовать эфирные масла и в качестве терапии по снижению тонуса, но обязательно под руководством грамотного ароматерапевта (в Москве есть клиника ароматерапии "Ирис")
- если готовите еду с резкими запахами, то старайтесь обеспечить нахождение ребёнка в закрытом от этого запахе помещении
- как можно чаще проветривайте помещение, где находится ребёнок
ТАКТИЛЬНОЕ воздействие должно быть щадящим
- помните, что прямое воздействие "кожа к коже" - это очень много информации для ребёнка
- первые месяцы и для детей с гипертонусом комфортнее касания через ткань, и постепенное расширение зоны контакта "кожа к коже"
- убирайте резкие, быстрые стимулирующие касания
- в мамином массаже не используйте пощипывания, похлопывания на всём теле ребёнка, даже, если в гипертонусе только шея и руки, например
- прикосновения и массажные приёмы должны быть медленными и глубокими, лучше обдавливающими с очень медленным погружением и ослаблением давления
- не прижимайте ребёнка к себе крепко при объятиях
- больше медленных поглаживаний по телу через ткань и пальцами по лицу и голове
ТЕМПЕРАТУРНОЕ воздействие - должно быть тепло
- помните, что в условиях холода у тканей тела есть тенденция сжаться, а у нервной системы "напрягаться"
- температура комфортного сна под одеялом 18гр, бодрствования в 1 слое одежды 21-22гр так и остаётся, но все же следите, чтобы малыш не замерзал даже немного (у ребёнка с гипертонусов крови сложнее добраться до рук и ног)
- оденьте локально дополнительный слой одежды на часть тела, которая замерзает
- делайте в течении дня несколько раз тепловые сухие компрессы отдельно на конечности и на всё тело минут на 5 - 10 завернув, например, в согретый на батарее плед из натуральных тканей
- в закаливании используйте воздействие не холодом, а теплом
- вечером купайте в тёплой воде и в конце дайте побыть в почти горячей (36-38гр)
СОЧЕТАНИЕ воздействия внешних факторов
тоже должно быть больше адресовано на 1 канал, снижая интенсивность воздействия на остальные. Например, если больше задействуем зрение, то убираем или снижаем звуковые, тактильные, обонятельные воздействия.
Пример на игрушках
- если игрушка многоцветная, то она должна быть без звука, гладка и простая
- если игрушка звуковая, то лучше ей быть одноцветной, гладкой и простой архитектуры
- если игрушка сложная по архитектуре и сочетанию материалов (тактильности), то она должна молчать и лучше быть однотонной
Примеры в быту
- тактильный контакт (гигиенические процедуры, массаж, купание и т.п.) проводите при приглушённом свете
- кормление лучше в тепле и без каких либо дополнительных стимуляции
- в общении, когда концентрируете взгляд ребёнка на своём лице можно либо выделить губы красной помадой, либо издавать достаточно громкие звуки, но не сочетать это вместе
- при занятиях с ребёнком игрой, общением, гигиеническими процедурами, кормлением и т.п. убирайте все возбуждающие его внимание (слух, зрение, обоняние) факторы с периферии, например, работающий телевизор.