Найти тему
Елена Мунтян

НЕЗДОРОВОЕ ОТНОШЕНИЕ КО СНУ

«Мама спит, она устала

Ну и я играть не стала,

Я волчка не завожу,

Я уселась и сижу…»

Как будто с меня писали этот милый стишок. Так было ежедневно в моем детстве. Мама, когда мне было 4 года, перенесла серозный менингит, после чего ее мучили серьезные головные боли. Быть может, то и называлось мигренью, может и нет, но она жаловалась, что не случись у нее хотя бы часика дневного сна, то точно придет головная боль, от которой избавиться будет невозможно. И впрямь, если родная не поспала днем, то к вечеру она будет раздраженная и злая, а значит, существование семьи в целом будет несносным.

Мама работала воспитателем в детском саду, куда ходила и я. Если она – в первую смену, то могла и меня с обеда забрать, но обязательным условием для этого было дать ей поспать. Минут 40-60 должно было быть дома тотальной тишины. Не условной, а именно тотальной. Я садилась за стол и даже не помню, чем еще занималась, кроме рисования и чтения. Но, если мне вдруг надо было зачем-то сходить на кухню, то было это чревато. В маленькой двушке, расположенной на первом этаже двухэтажного дома, слышимость была великолепная. Потому, если мне было невтерпеж, то был риск получить за то, что мамин дневной сон не удался. Потому можно было лишь сидеть и наблюдать за тем, как по маминой подушке луч крадется золотой, желательно не дыша.

Этот час длился мучительно долго. На предложение тоже поспать у меня формировался разве что рвотный рефлекс. Днем я перестала спать очень рано. Мама спала, а я ждала. Входная дверь все детство скрипела, заунывно так, протяжно. Можно было вздумать пойти погулять на улицу в деревенский двор, где все друг друга знали, это не возбранялось. Но вот скрипеть нет. Потому либо выйти до сна на улицу и ждать просыпания там, либо дома. И никак иначе.

Моя мама была строгой. Ее ослушаться лучше не стоило. Она будет зло и долго ругаться. Потому я предпочитала слушаться. Как и большинство воспитанников ее группы в детском саду. Когда со мной ссорились подружки, то все время обижали тем, что моя мама - злая. Не строгая, а именно злая. И это звучало для меня очень обидно. Хотя я не согласиться не могла в душе, а только внешне ее защищала. Когда много лет спустя, я с мамой, будучи сама уже мамой, это обсуждала, она говорила в свое оправдание: «Только от жизни, от жизни собачей, собака бывает кусачей…».

Мой первый сын родился немного раньше срока, на 35 неделе, в 2006 году. Тогда это считалось серьезным сроком недоношенности. Его состояние все же было необычным, и потому он очень плохо спал. Нет, сказать плохо, это не сказать ничего. Он спал по 15 минут, а в перерывах между – кричал. Кажется, такой мне помнится его жизнь примерно до года. Хотя в том виновата я сама. Такое состояние ребенка было следствием тяжелой беременности, в ходе которой меня бросил муж. Я все 8 месяцев оплакивала «потерю», нервничала, не доносила. Расстроилась карьера, так успешно построенная мною, и осталась я с младенцем у разбитого корыта с кредитным «наследством» от супруга, который успел стать официальным. Потому, хотя я и рассчитывала на родительскую помощь, к работе было незамедлительно надо возвращаться. Мои пенсионеры-родители имели натуральное хозяйство и за радость сидели с неспокойным внуком. Хоть и было это крайне непросто. Я помню те ночи, когда мы с мамой и папой спали по очереди, примерно по два часа и сдавали вахту другому. Это если это были мои два выходных. Если же это были мои два рабочих дня, то мама великодушно отправляла меня спать всю ночь, потому что рано утром мне надо было на работу. Конечно, спать под крики младенца было себе так удовольствие, но когда от усталости земля уходила из-под ног – спалось, несмотря на шум.

И в те самые времена можно еще было позволить, всю ночь не спавши, за рулем поехать на работу. Тогда здоровье позволяло. Редко, но случались и тусовки. Прогуляв с разрешения мамы ночку, попив и потусив, сил хватало и на работе отстоять. И не зря, наверное, существует поверие (для меня вообще – виртуальная реальность), что человеку достаточно часов сна в сутки, чтобы нормально существовать. Я даже реальные примеры знаю таких людей. Но мне так мало спать стало невыносимо очень рано, в лютой молодости.

Через три с половиной года у меня родился второй сын. Почти без перерыва. Нет, я даже не про декретный отпуск. Он тогда составил месяц в первый раз. Потом прямо с работы я поехала рожать второго, а через 30 дней снова вышла работать, полетев в первую командировку. Некогда я такими достижениями даже гордилась, но не сейчас. Это теперь я знаю, что нет ничего дороже своей семьи, детей и сна… А тогда я еще могла жить почти без него.

Надо отметить, что второй сын спал прекрасно ночью. Засыпал около 10 вечера и просыпался в 6-7 ч утра. И я мчала на работу, оставляя малыша маме сначала, а потом – в детский сад. Так сон немного стал восстанавливаться примерно к 3-летию среднего сына. По крайней мере, тогда в выходные можно было спать хоть до обеда. Только вот тотальной тишины никто не соблюдал, потому сна было все же мало.

Благодарные пациенты в году 2013 подарили мне кошку. Британка была воспитанная и умная, очень любила нас, своих хозяев. Настолько, что следила за графиком сна и бодрствования своей хозяйки. Так субботним утром, около 7, она врывалась в мою комнату, прыгала на кровать и требовала, чтобы я проснулась. Не разбирая, что в выходные на работу не нужно, как в будни. Как бы я не закрывала те распашные двери в свои апартаменты, она непременно их откроет или возьмет измором, то есть воем под дверью.

Сон окончательно наладился, когда в моей жизни наступила личная пандемия. Тогда дети мои уже выросли и сами были не прочь поспать, кошка уехала жить к друзьям, а работы наемной уже в моей жизни не было. Я года полтора просто поверить не могла, что так жить можно и эту жизнь живу я. Засыпать около 2-х ночи и просыпаться в районе 11 утра.

Когда закончилась всеобщая пандемия, дети сами научились организовывать себе завтрак перед школой, не шуметь утром, гладить вещи с вечера. То есть ничего не препятствовало тому, чтобы я спала столько, сколько душе угодно. Долго-долго я ощущала чувство вины перед всем человечеством, что столько много сплю. Кстати, я считаю, что сон явился ключевым фактором успеха в моей личной истории похудения. 25 кг, которые плавно, без усилий, ушли именно в тот полуторогодовалый период.

4 месяца назад у меня родился третий сынок. И, конечно, жизнь в корне изменилась. Кстати, это произошло еще в беременность. Тогда были большие сложности с засыпанием. А теперь, когда я в декрете – с просыпанием. Мой малыш, как и все младенцы до года, кушают ночью. Порой даже не раз. Нет, он питается не грудью, Слава Богу. Но встать и сделать бутылочку смеси сейчас, когда мне 38, это значительно сложнее, чем в 21 или в 24 года. Прямо несравнимо. И потому в моем доме – культ сна.

На днях я выясняла отношения с учителем, который отчитала моего сына за нарушения в одежде. Она требовала, чтобы он набрал маму. А он ей отказал. Ибо дело было в 7-50, а в это время мама спит и, если ничего жизнеугрожающего не происходит, то маму будить нельзя. Учителем такое поведение было расценено как хамство. Я же сыном гордилась.

Я сейчас тоже работаю. У меня - выезды в регионы РФ примерно раз в 2 недели. А это значит, что присутствует смена обстановки, которая хоть и не легче физически, но благополучно влияет на мое личное мировосприятие. Работаю я в разных часовых поясах, а то значит, что иногда приходится тяжелее, чем дома сделать бутылочку смеси в ночи. Потому у меня культ сна. Я не могу без сна. Даже научилась впервые спать в полете, чего со мной никогда не случалось ранее.

Моя нездоровая рефлексия по сну красной нитью тянется по жизни. Почему мне как многим не хватает 4 часа в сутки? Потому что ранена в детстве? Потому что мама спит, потому что она устала, ну и я играть не стала и в разговоре с лучом, решила, что, несмотря на желание подвигаться, посижу и в тишине? Помню картину, как мама мирно спит на своей кроватке, укрывшись одеялом с ушком, то есть таким образом создавала еще один шумоизоляционный барьер.

Я, кажется, своих тоже пыталась приучить к тишине. Потом даже от кошки избавилась. Недавно перед всем миром испытывала вину за то, что долго сплю… но сейчас без сна я просто физически не вывожу, потому, даже приезжая на отдых, приходится терять время сначала на сон, что изрядно раздражает мою подругу, которая умеет насыщаться 4 часами сна в сутки!