Найти тему

Кто Вы, мистер Рюрик?

От Рюрика до Александра I. История в портретах
От Рюрика до Александра I. История в портретах

Рюрик – основатель русской государственности, родоначальник княжеского, а в последствии царского рода, Рюриковичей. Так ли это на самом деле? Давайте рассмотрим несколько версий происхождения Рюрика:

Версия официальная. Что нам рассказывают в школьном курсе истории:

«В то время самыми грозными воинами, которые пользовались уважением среди славянских племен, с которыми имелись тесные торговые и культурные связи, были варяги – жители Скандинавии. Они легко служили как византийским императорам, так и шли в наемные дружины на западе, а также свободно могли принять местное верование, что и заставило славянского вождя! Гостомысла и его спутников отправиться в Скандинавию и пригласить на правление конунга – Рюрика.

О биографии Рюрика нам известно очень мало. Дата и место его рождения неизвестны, а годы правления считаются 862-879.»

Кратко и очень удобно – скандинавский конунг, биография не известна, годы правления примерные. Обращает на себя внимание то, что Гостомысл здесь именуется вождем, то есть предводителем племени, возможно, дикарей. Классика «норманнской теории», что до прихода Рюрика, предки наши жили в лесу, молились колесу…

В «Сказании о Словене и Русе и городе Словенске» этот этап нашей истории описывается так:

«…И поставиша старейшину и князя от роду же своего именем Гостомысла... Егда ж сии во глубокую старость прииде и не могий уже разсуждати, ниже владети таковыми многочисленными народы, ниже утишити многомятежных междоусобных кровопролитий в роде своем, тогда убо он премудрый, седый умом и власы, призывает к себе вся властели руския, иж под ним, и рече к ним осклабленым лицем: "… По смерти моей идите за море в Прускую землю и молите тамо живущих самодержцев, иже роди кесаря Августа, кровницы суще, да идут к вам княжити и владети вами, несть бо вам срама таковым покоритися и в подданстве у сих быти"… По смерти же сего Гостомысла послашавсею Рускою землею послы своя в Прускую землю. Они же шедше и обретоша тамо курфистра или князя великого, именем Рюрика, рода суща Августова, и молиша сего, да будет к ним княжити. И умолен быв князь Рюрик, и поиде на Русь з двема братома своима, с Трувором и з Синеусом

В данном случае Рюрик представлен, как курфюстр из прусских земель из рода цезаря Августа. Интересная мысль. И Гостомысл здесь именуется старейшиной и князем.

М.В. Ломоносов по этому поводу писал следующее:

«…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов

Кроме того, М.В. Ломоносов относительно пруссов писал следующее:

«Что ж вышепоказанные пруссы были с варягами-россами одноплеменны, из следующих явствует. И, во-первых, снесение домашних наших летописцев подает уже повод думать о единоплеменстве сих двух народов, именем мало между собою разнящихся. Нестор предал на память, что Рурик призван на владение к славянам из варягов-россов. Новгородский летописец производит его от пруссов, в чем многие степенные книги согласуются. И, таким образом, россы и, пруссы уже оказываются единым народом. Из внешних авторов Преторий довольно знать дает свое мнение, совокупляя руссов и пруссов в одно племя.»

То есть, получается, что Рюрик пришел из прусских земель, но был из русов.

В словаре Брокгауза и Ефрона написано следующее:

«Рюрик — первый русский князь, призванный «Чудью, Весью, Словенами и Кривичами», «из Варяг» (из племени Русь), «княжить и володеть ими»».

Что, в принципе, подтверждает версию Ломоносова.

Ксавье Мармье в своей книге «Записки о Севере» пишет, что Рюрик сын Годлава (Годослава) князя бодричей – славянского племени, жившего на побережье Балтийского моря.

Кроме того, есть версия, что Рюрик сын Умилы, второй дочери новгородского князя Гостомысла и князя Годослава. В этом случае получается, что Рюрик, хоть и по материнской линии, но всё же является продолжателем рода Гостомысла, который берёт своё начало от Словена.

В.А. Чивилихин в своей книге «Память» указывает, что варяжство это род занятия объединённое по роду деятельности, а не имя этнической группы.

Вот такая картина получается. И это, конечно, не все версии, их много больше. У всех этих версий есть одна общая черта – они прямо или косвенно указывают на то, что Рюрик всё таки не был скандинавским конунгом, а был всё-таки соплеменником наших предков.

#забытаяистория #историяроссии #история #загадкиистории #альтернативнаяистория