Найти в Дзене
Свободная школа

Как учителю развивать самостоятельность у детей: правила, ответственности, рефлексия.

Оглавление

Самостоятельность - навык нахождения причинно - следственных связей между поступком и следствием и принятие ответственности за совершенное действие.

Самостоятельность относится к мягким навыкам, о которых часто говорят в современных школах. Но как же ее развить и почему это важно делать не только дома, но и в школе?

Какой он, самостоятельный ребенок?

  • У самостоятельного ребенка есть внутренняя мотивация к обучению. Он понимает зачем он учится и как он может использовать знания, которые приобрел.
  • Он может проанализировать любую ситуацию, исходя из своих действий, и корректировать их в будущем для достижения желаемого результата.
  • Самостоятельный ребенок прикладывает усилия для того, чтобы справиться с различными ситуациями , но также умеет просить о помощи, если понимает, что у него что-то не получается.
Самостоятельность развивается, когда у ребенка формируются причинно-следственные связи между поступком и действием.

Такое формирование возможно только тогда, когда ребенок понимает, что социум, в котором он находится, существует по определенным правилам. Важно, что это не запреты, а именно правила, соблюдая которые, ребенок получает определенный результат, а при не соблюдении, наступает последствия. Таким образом, ребенок учится нести ответственность за свои поступки.

Последствие и наказание - это не одно и тоже.

Наказание - крайняя мера воздействия на ребенка. Наказание - это всегда про лишение чего-либо. У наказания нет обучающего действия, и оно само по себе не создает мотивацию для дальнейших соблюдений правил.

Понимая и принимая последствия своих действий, ребенок учится обращаться к собственному опыту, что позволяет оценить негативный эффект за несоблюдение правил, а также выгоду при их соблюдении.

Правила - это не только ограничения, это также и возможности для ребенка.

Почему наказания не учат ответственности?

Любой ребенок в школе знает, что драться, материться и портить вещи “нельзя”.

Точнее, за это его наругают, накричат, заставят написать объяснительную, позвонят родителям, поведут к директору. Тем самым манипулируя ребенком. Учитель может прибегать к таким манипулятивным действиям, когда у него нет реальных инструментов воздействия на ребенка.

Как следствие, ребенок продолжает деструктивно себя вести, так как постепенно понимает, что крики учителя, объяснительные, конфликт с родителями - это лишь плата за то, что можно вести себя так, как он привык. Он привыкает к крикам, конфликтам, походам к директору и понимает, что жизнь на этом не заканчивается, а реальных последствий не наступает.

И это нормально для ребенка - адаптироваться под предполагаемые обстоятельства, прилагая к этому минимальное количество усилий. Мотивация же к самостоятельности начинает формироваться только тогда, когда окружающая ребенка действительность устроена так, что для достижения своей цели и получения комфорта необходимо приложить усилия.

В приведенном примере всю ответственность за поведение ребенка взяли на себя родители и школа. Ему осталось только принять наказание.

Как формировать самостоятельность через правила?

Ребенку изначально должны быть понятны принципы и ценности школы, а также какие гарантии и возможности они ему дают.

Ключевой принцип нахождения ребенка в любой среде - физическая и психологическая безопасность.

Безопасность ребенка нарушают:
Ограничение витальных потребностей (еда, туалет, прогулка, отдых, комфортное рабочее пространство и т.д);
Травля ( систематические оскорбления, социальная изоляция, угроза физическому здоровью, порча имущества и т.д);
Обесценивание и сравнение с другими.

К сожалению, базовую потребность в безопасности ребенка могут нарушать не только сверстники, но и родители, и учителя.

Самый часто встречающийся способ нарушения безопасности ребенка среди учителей - это обесценивание:

  • У тебя снова не получилось;
  • Кто бы сомневался, что ты опоздаешь на урок;
  • Смотри, у всех было время сделать домашнее задание, а у тебя не было.

Такой подход учителя не ведет к результату, так как в самом обесценивании нет инструментов мотивации - поддержки, фокуса на качество приложенных усилий, соотносимый с результатом, конструктивного разбора ошибок и т.д.

Однако обесценивание применяется в качестве мотивирующего инструмента. Это происходит от безысходности, потому что учитель не смог или не захотел найти конструктивных способов взаимодействия с учеником.

Ребенок, которой не находится в безопасности, будет стараться вернуть себе эту безопасность, так как умеет - защищаться, выстраивать границы.

Если источник угрозы - школа, то значит ребенок будет защищаться в первую очередь от нее и все, что с ней связано - уроки, домашние задания, учителя, правила и ценности.

Ребенок не может научиться ценить и уважать границы другого в обществе, где не ценят и не уважают его границы.

Если ребенку комфортно в школе, то он уже готов к тому, чтобы принимать ее традиции, ценности и правила. Безусловно, взаимодействие со взрослыми школы, которые олицетворяют ее ценности - только часть учебного процесса. Есть ещё сверстники и родители. Но через четкое удержание правил учитель может в разной степени влиять и на атмосферу в классе, и на взаимодействие родителей с детьми.

Правила и ценности школы должны соблюдать все участники образовательного процесса - учителя, ученики, родители.

Держатели ценностей и правил в школе - ее сотрудники.

Если в школе есть правило принимать пищу только в столовой, значит, и учителя едят только в столовой.

Если есть правило “чистоты в классах”, это значит, что и в учительской, и на учительском столе, и в учительской раздевалке не разбросаны бумажки, а на полу не валяются куртки.

Если детям нельзя опаздывать на уроки, то и учитель не может не только опоздать на урок, но и закончить его не вовремя.

Дети и родители всегда будут нарушать правила, но задача не сколько в том, чтобы они не нарушались, а в том, чтобы была ценность их не нарушать.

Если учитель сам соблюдает правила, то их ценность будет возрастать и для детей, и для родителей.

Правила должны быть такими, чтобы ребенок мог использовать их как инструмент обозначения своих физических и психологических границ.

Например, формулировку “Запрещено драться” ребенок не может использовать как инструмент отстаивания своих границ. В этой формулировке нет действия, с помощью которого он может предотвратить драку.

Как превратить это в инструмент?

Начнем с того, что физическая агрессия, оскорбление, обесценивание, сравнение с другими - это проявление неуважения к человеку. И чтобы этого не происходило в школе, необходимо соблюдать “Правило уважения”.

Это правило означает, что в школе не принято все вышеперечисленное.

Но что делать ребенку, если в его адрес это правило нарушено, а значит, нарушена его безопасность?

Тогда мы создаем “Правило безопасности”, в котором даем ребенку алгоритм действий в небезопасной для него ситуации.

  • Если по отношению к тебе происходит что-то, что тебе не нравится, скажи об этом: “Мне не приятно”
  • Если это продолжает с тобой происходить, значит тебе нужна помощь взрослого. Подойди к взрослому и скажи о своей проблеме.

Если это правило работает и распространено на всех, то ребенка никогда не обвинят в ябедничестве. Потому что цель ябедничества - причинить вред другому, а цель просьбы о помощи - защитить свои границы и остаться в безопасности.

Принцип построения правил в школе

  • Правила должны быть простыми и понятными для ребенка;
  • Ребенок может использовать эти правила без напоминания и контроля взрослого;
  • Правила обеспечивают безопасность участников образовательного процесса;
  • Правила соблюдают все участники образовательного процесса;
  • Правила учитывают все аспекты взаимодействия детей друг с другом, со взрослыми, а также с пространством школы;
  • У нарушений правил есть последствия.

Пример правил, построенный по этим принципам

-2

Это правило создает для ребенка ориентир, как можно вести себя с другими так, чтобы минимизировать риск агрессии, так как часто конфликты возникают именно из-за эмоциональных реакций в ответ на нарушения границ. При этом ребенок может назвать “по имени” то, что конкретно с ним произошло и что ему не понравилось. Такое взаимодействие друг с другом минимизирует перекладывание ответственности на другого с помощью фраз: “Он первый начал” или “Он сам виноват”, так как взрослый в разговоре с детьми, опираясь на правила, может сказать, какой пункт был нарушен каждым из детей, а также предложить им пофантазировать, случился бы конфликт, если каждый соблюдал правила. Последний пункт, "Работаем с каждым", дает ребенку возможность разделить дружбу и рабочее взаимодействие. Самостоятельно ребенку сложно понять, что можно выстраивать конструктивное и взаимовыгодное взаимодействие с тем, к кому он не испытывает эмоциональной привязанности. Работа в команде учит ребенка взаимодействию в обществе - возможности услышать чужую точку зрения, отстоять свою, увидеть разные роли в группе и занять для себя наиболее комфортную и продуктивную позицию.

-3

Это правило также приглашает ребенка к ответственности за свои поступки. Даже если в его адрес была агрессия, смог ли он соблюсти правило и не ответить агрессий на агрессию, а сначала конструктивным способом защитить свои границы, а затем обратиться за помощью. Каждый, раз возвращаясь к этому правилу, ребенок постепенно начинает понимать, что соблюдать его выгодно, так как это гарантирует его безопасность и при этом не влияет негативно на его эмоциональное состояние, в отличие от драк и ссор.

-4

Если предыдущие правила относятся к каждому ребенку в отдельности, то “правило пространства” обращает внимание детей на значимость того, что их окружает. Создает цепочку причинно - следственных связей между действиями группы и ее влияние на общий комфорт. Таким образом, ребенок понимает, что может влиять как негативно так и созидающее на пространство вокруг него и людей, которые его окружают.

-5

Умение контролировать и самостоятельно распоряжаться своим временем в предложенных рамках - один из ключевых навыков развития самостоятельности. Владение временем - мощный инструмент для ребенка. Он понимает, что может сам влиять на свою нагрузку - не выполнил домашнее задание потому, что отвлекался: “Значит, если я быстрее сделаю все необходимое, то у меня будет больше свободного времени”.

Как сделать так, чтобы соблюдение правил стало ценным для класса?

Принятие ценности правил сотрудниками школы

Для того чтобы правила использовались детьми, недостаточно их повесить в классе на стену. Ребенок должен знать, что и учитель, и другие дети постоянно к ним обращаются. Также правила будут работать только тогда, когда они одинаковы для всех в школе и все сотрудники школы реагируют одинаково на их нарушение.

Правило “Стоп” для педагога

Если правило нарушается, то любой процесс останавливается взрослым школы. Неважно, чем заняты дети - идет урок, перемена, прогулка, обед - учитель сразу же обращает внимание на нарушение правил и только потом продолжает процесс.

Например, если во время урока один ученик обозвал другого, то учитель должен остановить процесс и сказать о том, что нарушено правило уважения.

Также любые привычные школьные процессы могут быть возобновлены только тогда, когда все правила соблюдены. Например, если в классе нарушена дисциплина и учитель продолжает вести урок в деструктивном шуме, то тем самым он обесценивает себя и сам процесс урока, показывая детям, что правила формальны и могут не соблюдаться.

Тоже самое происходит, если, например, дети пришли в класс с перемены не убрав за собой общее пространство: игрушки, мячики, бумажки и учитель начал урок, не обратив внимание ребят на несоблюдение “правила пространства”.

При этом во время любых процессов важно не уходить в морализаторство. Достаточно обратить внимание класса на нарушение правил, быть четким, последовательным в том, чтобы дети устранили нарушение. Достаточно сказать: “Стоп! Нарушено правило уважения”. А затем продолжить урок или любую другую деятельность.

Индивидуальные беседы и выработка договоренностей

В случае нарушения правил или в конфликтной ситуации важно поговорить с детьми: дать обратную связь, выслушать ребенка и договориться о дальнейшем взаимодействии. Важно, чтобы общение с ребенком проходило в комфортной и спокойной обстановке и только тогда, когда он находится в спокойном эмоциональном состоянии.

Как может проходить разговор?

Расскажите ребенку о том, что произошло и почему вам важно об этом поговорить.
Спросить детей или ребенка, что они думают об этой ситуации. По какой причине, по их мнению, правила были нарушены.
В случае конфликта между двумя детьми предложите им попросить друг друга о чем -то.
Например:
- “Я бы хотел, чтобы прежде чем, брать мою вещь ты спрашивал разрешения”.
“А я бы хотел, чтобы ты не называл меня дураком”.

Взрослому важно модерировать разговор детей, направлять диалог в сторону “Я - высказывания”, насколько это возможно, и исключить обвинение и обесценивание, а также уточнить у детей, согласны ли они выполнять просьбы друг друга.

После диалога спросите у детей, как они собираются соблюдать договоренности, в чем им нужна помощь, а также напомните о “правиле безопасности” и необходимости его соблюдать, для того, чтобы ситуация не повторилась.

Через некоторое время важно снова поговорить с детьми и спросить о том, как у них получается соблюдать договоренности, нужна ли им помощь, а также дайте конструктивную обратную связь о том, как вы видите их взаимодействие друг с другом - что получается, а что нет.

В случае повторного нарушения правил снова поговорите с детьми, напомните о договоренностях, а также сообщите родителям для того, чтобы они со своей стороны могли помочь своим детям соблюдать выработанные в школе договоренности.

Взаимодействие с родителями

Конструктивное взаимодействие с родителями и школой достигается за счет партнерской позиции каждой из сторон. Это возможно, когда учитель и родитель действуют только в интересах ребенка.

Основа партнерской позиции заключается в выработке совместных договоренностей, где обе стороны прилагают усилия для достижения одной цели. При этом каждый действует в рамках своих возможностей и компетенций, сохраняя границы другой стороны.

Почему важно сообщать родителям о нарушении правил их ребенком?

Начиная с самого рождения у ребенка есть действия, которые он может выполнить самостоятельно. Чем взрослее ребенок, тем этих действий больше.

При этом для того, чтобы ребенок самостоятельно стал выполнять то или иное действие, на начальном этапе ему нужна помощь взрослого, например, в чистке зубов, завязывании шнурков, катании на велосипеде и т.д.

На первом этапе взрослый помогает ребенку, дает инструкцию, показывает. Ребенок выполняет действие сначала с помощью взрослого, затем под контролем, а после самостоятельно.

Тоже самое происходит и в освоении социальных норм и правил. Не всегда ребенок может справиться самостоятельно с большим количеством правил и норм, которые предлагает ему общество. Это, действительно, очень сложная задача.

И если учитель видит, что ребенку нужна помощь, то он сообщает про это родителю, чтобы равномерно распределить ответственность между собой, родителем и и ребенком.

Для того чтобы родители были с вами в партнерской позиции, им должны быть полностью понятны ценности и правила школы:

Расскажите родителям о правилах, которые есть в школе. Это можно делать на собраниях и встречах, прислать правила в чаты и на почту.
Просите родителей периодически напоминать ребенку о правилах, спрашивать его о том, как они помогают ему, как ему удается их соблюдать, что дается особенно сложно и почему.
Договоритесь с родителями ребенка, которому сложно соблюдать правила, что вы периодически будете давать им обратную связь о проявлениях ребенка для того, чтобы они могли разбирать с ним каждую ситуацию, опираясь на правила школы. При этом в разговоре отмечайте, когда у ребенка получается соблюдать правила. Таким образом, ребенок понимает, что когда он соблюдает правила, это работает в его пользу не только в школе, но и в семье, и окружающие ценят его усилия.

Учитель не может нести ответственность за то, какая работа будет проделана внутри семьи и на сколько она будет конструктивна и эффективна, но его задача - сделать все необходимое для того, чтобы удерживать рамки партнерской позиции.

Групповая рефлексия

Один из инструментов работы с правилами - систематическое их обсуждение, подкрепленное визуально.

Например, в школе действуют правила из нашего примера.

Каждое правило можно поместить на специальную вертикальную или горизонтальную ленту. Ленту можно проранжировать цветом или создать точку А и Б, где А, например, высшая степень несоблюдения правила, а Б - высшая степень соблюдения. Можно придумать игровой формат, где точка А - трава, точка Б - небо, а правила - шарики, самолетики, голуби и т.д.

Один из вариантов визуализации рефлексии правил.
Один из вариантов визуализации рефлексии правил.

Учитель обсуждает с классом, как соблюдалось то или иное правило детьми, например, в течение прошедшей недели. В этом обсуждении важно выслушать детей, узнать их точку зрения, попросить привести примеры. Затем, исходя из обсуждения, учитель предлагает детям разместить табличку с правилом на шкале. Таким образом, детям видна динамика соблюдения правил: Ребенок может наглядно увидеть “опустилось” правило или “поднялось”, по каким причинам это произошло и каким образом лично он повлиял на “движение” правил по шкале.

Проводя регулярную рефлексию, ребенок не только учится соотносить свои действия с последствиями, но и осознает, что его проявления влияют на общий результат значимой для него группы.

Важно, чтобы такие встречи не превращались в отчитывание учителем детей, а были именно совместной партнерской работой. Правильно проведенная рефлексия с течением времени даст возможность учителю выполнять лишь минимальные модерирующие функции, а дети будут самостоятельно обсуждать правила, давать друг другу конструктивную обратную связь и договариваться, как сделать так, чтобы улучшить результат. Именно это и есть самостоятельность.

Создание традиций урока и системы ответственных

Если ребенок может влиять на соблюдение правил другими, то их ценность для него возрастает. Ведь самоцель работы с правилами - когда дети регулируют себя самостоятельно, с минимальной модерацией учителя.

Мы привыкли к системе “дежурств”. Один стирает с доски, второй убирает бумажки с пола, третий проверят помыли ли все руки перед едой. К сожалению, часто смысл и задачи таких дежурств детям не объясняется, и это может превратиться в трудовую повинность для класса.

Когда же то, за что ребенок может взять ответственность, опирается на правила, то это приобретает смысл, так как ребенок понимает, что он увидит результат своей работы во время рефлексии правил. Также детей мотивирует делать что-то для других, когда им дают выбор того, что они сами хотели бы сделать, считают важным и полезным, за что они готовы нести ответственность.

Безусловно, дети не могут разнимать драки и урегулировать конфликты, но есть то, что они точно могут делать самостоятельно:

Написать и повесить расписание уроков;

Предупреждать учителя за две минуты до конца урока, а детей за две минуты до начала, чтобы они успели подготовиться;

Отвечать за чистоту своего рабочего места и общего пространства и т.д.

Таким образом, дети становятся соавторами учебного процесса и могут влиять на соблюдение правил не только детьми, но и взрослыми.

В концепции соавторства и распределения ответственности нужно быть готовым к тому, что дети могут напомнить учителю, чтобы он не задерживал их с урока, не садился на парту или стол и убирал за собой свое рабочее место.

Распределение ответственности можно превратить в игру:

Подумайте вместе с детьми, за что весь класс может нести ответственность;

Придумайте вместе с ними название каждой ответственности и какой-то артефакт или символ, который будет обозначать эту ответственность.

Например, у ребенка, который отвечает за “правило времени”, может быть колокольчик и он будет в этот день “Властелином времени” или “Звонарем”, а ребенок, который стирает с доски, будет “Мойдодыром” или “Чистильщиком” и у него будет специальная красивая тряпочка, которую он будет носить с собой или оставлять у себя на парте.

Создайте вместе с детьми принцип, по которому будут назначаться ответственные. Это может быть стандартный график, или дети в начале дня вытягивают бумажки с ответственностями, или каждый день назначается один или несколько человек, которые будут выбирать себе помощников и т.д. Главное, чтобы взрослый смог поддерживать и контролировать выбранный ребятами принцип.

Грамотное распределение ответственностей позволит учителю автоматизировать большинство процессов в классе и, как следствие, увеличить для ребенка ценность всего образовательного процесса, даст ему инструмент самоконтроля и возможность проследить развитие своего навыка самостоятельности в динамике.

Представьте себе картинку, когда учитель заходит на урок, а дети уже сидят подготовленные. На парте есть учебники, пенал, тетради, на доске написана дата, название урока. Во время урока дети сами раздают друг другу материалы, без напоминания помогают учителю стереть с доски, говорят о том, сколько времени до конца урока осталось, какой урок будет следующем, сколько минут есть на отдых и т.д.

Все это возможно, если доверять детям то, что они уже могут делать сами. Но для этого им нужна чёткая и понятная опора, которой и служат правила.

Нужна ли административная ответственность за нарушение правил?

Для того чтобы развивать самостоятельность, ребенку необходимо видеть причинно-следственную связь между поступком и действием.

Но есть ситуации, при которых причинно-следственная связь может не формироваться или формироваться с трудом. Это зависит от разных факторов: сложности в семье, сложности регуляции своего поведения из-за особенностей ВПФ , социальная дезадаптация и т.д.

Включение механизма административного наказания, при этом, должно быть только в том случае, если поведение ребенка небезопасно для него и окружающих.

Важно, что до этого была проделана вся необходимая работа:

Родители в курсе поведенческих сложностей своего ребенка;

  • Школой были даны рекомендации о том, как родители могут помочь ребенку: посещение психолога, нейропсихолога, подвластные родителям изменения в общении с ребенком и т.д;
  • Сотрудники школы регулярно давали обратную связь родителям о проявлениях их ребенка во время уроков и внеурочной деятельности;
  • Сотрудники школы регулярно общались с ребенком и помогали ему адаптировать его поведение в рамках социальных норм;
  • Ребенку и родителям объяснен алгоритм административных последствий за нарушение правил;
  • Административные последствия состоят из нескольких этапов, в котором только лишь последний является необратимым для родителей и ребенка. Например, отстранение, исключение или постановка на внутришкольный учет.

Эффективны ли объяснительные в случае нарушения правил в школе?

Объяснительные часто используются как манипулятивный инструмент: “Пиши объяснительную! Еще одно нарушение и пойдешь к директору вместе с родителями!”

Таким образом учитель манипулирует страхом ребенка.

Для ребенка, у которого есть потребность нарушать социальные нормы, этот инструмент не эффективен. Постоянные объяснительные могут только злить ребенка, тем самым давая ему повод для новых нарушений, чтобы сделать назло и вопреки.

Также и неэффективны объяснительные для детей, которые нарушают правила, но, при этом, школа является для него значимой, и он может минимально регулировать себя по отношению к окружающим. Ничего, кроме тревоги и страха сделать лишний шаг, объяснительная такому ребенку не даст. Ребенок и рад бы вести себя “хорошо”, только не знает как. И как раз в этом ему поможет работа с самостоятельностью через рефлексию правил.

Когда дети по каждому поводу пишут объяснительные, это значит, что в школе нет ни четких ценностей и норм поведения, ни продуманного психологического и административного алгоритма работы с нарушениями правил. А это значит, что в такой школе дети не готовы к самостоятельности. Страх не воспитывает самостоятельность.

Перед тем как заставить ребенка написать объяснительную, спросите себя:
Точно ли и я и ребенок знаем, какие последствия будут дальше?
Действительно ли поступок ребенка настолько серьезен, что необходимо написать объяснительную?
Не манипулирую ли я страхом ребенка, чтобы достичь собственной цели?

В моем телеграм-канале “Свободная школа” я рассказываю о воспитании и обучении для учителей и родителей.