Недавние обсуждения положения водителей такси, их психоэмоциональное состояние, причины и следствия, а также взаимоотношения с пассажирами и самой работой. Я ожидаю сразу прилет тухлых помидор, но не спешите, прежде чем написать все, что ниже, я постарался собрать информацию из различных источников в том числе на личном опыте, на обработку и выводы ушло более полутора лет. Статья получилось большой, но делить ее на части я не стал, теряется нить.
Фактически, по моим наблюдениям, в той или иной степени, описанному ниже, подвержены от 50% до 60% занятых в данной сфере водителей, что довольно внушительно. Вне зависимости, на постоянной основе работают или это подработка.
Данная статья написана для того, чтобы больше людей задумалось, о своем реальном положении. Часть выводов является личным опытом и анализом автора, другая часть - сторонний анализ подобных проблем из разных источников (так как это не диссертация или научная статья, источники указаны не будут, но они в открытом доступе, каждый желающий может их найти по ключевым словам и фразам).
Мы затронем:
- дом, семья, окружение
- эмоции и психологическое состояние
- влияние на качество проделываемой работы
- варианты решения данных ситуаций
- подведение итогов
Всем привет. Первое, что я озвучу, это режим существования, да именно существования, так как по другому назвать я это не могу. И в этом не виноват никто, кроме самого человека.
Вот статься, написанная мной почти 2 года назад, красноречиво описывающая ряд моих ощущений и последствий:
1. Дома-работа-дом:
Что же это за зверь? Вот многие в один голос заорут, "нам приходится много работать, чтобы получить ожидаемый доход, чертовые агрегаторы, не дают жизни".
Стоп, это уже поиск виноватого, уход от реальности и ответственности. Мне это не нравится.
Мы сами выбираем работу и устанавливаем порядок своей жизни. Разве не так? Я считаю, что каждый человек, все что он делает (если он не безумен или не находится под воздействием различных веществ, в том числе и алкоголя) - делает выбор осознано. Есть правда одно но, часть поведения каждого человека, запрограммирована, в основном, его прошлой жизнью, до 20-25 лет.
- родители и их установки (скандалы и ругань между родителями, обесценивание достижений и принижение возможностей ребенка)
- среда в которой вырос человек (неблагополучные семьи и неблагополучные районы города или иного места жительства)
- социум и общество (которые оказали влияние на его становление, как личности)
- негативный опыт, через который не смог перешагнуть, а просто отгородился стеной психологической блокировки
- тот социум, среда и общество в котором он живет на текущий момент (если только он не сопротивляется его влиянию и не является самобытной личностью)
Начинается все с того, что все неудовлетворенности человека, запираются у него внутри, либо максимум, в обезличенном виде выливаются в различных групповых чатах, с использованием популярных мессенджеров. Главное в этом - обезличено, таким образом этот человек автоматом снимает с себя всю ответственность.
Проблема монотонности жизни, является одной из самых серьезных, на текущий момент. Многие люди не умеют организовывать свой досуг, сваливая это на отсутствие времени, хотя это всего лишь отговорка. На самом деле просто нет желания что-то менять. Страх перед новым и неуверенность в положительном результате, что часто вызывает даже негатив и агрессию, как степень защиты, которая выливается в самый неподходящий момент на окружающих.
Но бывает часто, человек устал после работы, ему нужно отдохнуть, сменить картинку. Вместо этого, придя домой, его начинают пилить и что-то требовать,а максимум на что способен после 10-12 часов работы за рулем - это упасть на диван. В целом это касается любой работы, часто средние затраты времени на работу + время в пути, составляет те же 10-11 часов.
Основные привитые поведенческие паттерны (это привычка действовать определенным образом в определенной ситуации. Головной мозг людей устроен так, что одинаковые действия, выполненные несколько раз в течение короткого промежутка времени, преобразовываются в повторяющийся алгоритм. Паттерны позволяют не думать над принятием однотипных решений, а это значительно экономит энергию) - призывают людей к тому, что им не несет радость, а часто приводят к апатии, разрушению личности и деградации (социальной и умственного развития), если еще происходит регулярное и систематическое принятие алкоголя - "для снятия стресса", то все усугубляется. В ряде семей это приводит к конфликтам, не пониманию и даже разрушению, а именно - к разводам. Приведу некоторые распространенные примеры и комментарии к ним:
- диван, телевизор, пиво - после работы (пусть даже 1-2 бутылки), как правило это ведет к становлению антисоциального поведения и образа жизни, а также возникающей неконтролируемой агрессии - из-за нарушений в работе нервной системы
- работа-дом-дача-дом-работа и так по кругу, исключением является то, когда на даче именно отдыхают, а не пашут до седьмого пота, но и этот тип отдыха необходимо разбавлять чем-то новым и кардинально отличным от имеющегося (поехать раз в год на мере или те же выходные на даче - не вариант)
- рыбалка + алкоголь - в целом рыбалка, вдумчивая и подходящая даже под спортивный вариант - дает большое количество новых и положительных эмоций, а вот сидение на берегу и вливание в себя алкоголя, под видом рыбной ловли - сомнительное занятие
- требования окружения (брат, сват, мама, папа, теща, жена) - к жертвенному положению, когда человек работает на износ (чтобы прокормить всех иждивенцев, оплатить кучу кредитов и долгов) - это приводит к "уходу в себя", неудовлетворенности и даже психосоматике, что увеличивает риск возникновения и развития различных заболеваний, как следствие потеря трудоспособности или даже преждевременный уход из жизни
Часто, даже родные и близкие, поздно замечают серьезные изменения в поведении человека, так как последние 2-3 десятка лет, в массе, общество переориентировано на потребительские отношения. А вот попытки человека выйти за эти рамки, для того чтобы позаботится о себе - часто воспринимаются ближайшим окружением как попытка бегства от них или же даже "кидок", что также является запрограммированным поведением, социальной группы или окружения.
Часто твое поведение определяет твое окружение и те с кем ты общаешься длительное время. А попытки выйти за рамки, воспринимаются этим окружением часто негативно, если ты пытаешься, в саморазвитии и социальном плане, подняться на уровень выше.
Серьезный повод задуматься...
2. Эмоции и психологическое состояние:
Очень часто таксисты испытывают большое количество негативных эмоций, их природа довольно проста:
- отсутствие правдивой и актуальной информации;
- ложная негативная пропаганда в социальных сетях и мессенджерах, направленная на хайп и привлечение внимания (раскрутка);
- отсутствие базовой экономической, юридической и профессиональной грамотности;
- сложное психологическое состояние водителя, обусловленное внешними факторами (личная жизнь, дом, семья, образ жизни человека и самооценка, финансовое положение);
- неумение справляться со стрессом и контролировать его;
Не будем вдаваться в детали каждого положения, из выше написанных, так как каждое это отдельная большая тема, по этим пунктам существует огромное количество публикаций и даже научных работ.
Как следующие ступени развития психоэмоционального состояния выделим несколько подтем и последствия, занятого в такси водителя:
- сдерживание эмоций;
- проявление агрессии в соцсетях обезличено;
- проявление агрессии в общении с парком, агрегаторами;
- конфликты с пассажирами, доходящие в редких случаях до рукоприкладства;
- уход в запои и наплевательское отношение к работе - снижение мотивации (может не выходить на линию по несколько дней и более)
Все это имеет довольно серьезные последствия, а что делать в таких ситуациях и как до этого не доводить - мы поговорим чуть позже.
Начнем со сдерживания эмоций - их последствия:
- появляются неврозы и комплексы;
- у человека начинает складываться ощущение, что он живет не своей жизнью;
- в сложных ситуациях такие люди стараются оправдать себя и ищут виновных:
- человек часто делает не то, что хочет, а то что якобы должен;
- человек не умеет выражать свои истинные эмоции, становится холодным;
- такие люди очень обидчивы и злопамятны;
Все эти факторы можно заметить у людей пишущих в профильных группах и каналах социальных сетей, выше описаны довольно яркие признаки, котоыре сложно не заметить.
Фактически подавление идет чаще от наличия ощутимых комплексов и неуверенности в себе. Человек начинает отгораживаться стеной, задвигая проблемы и эмоции за нее, но все равно, в конечном счете это приводит к "эмоциональному взрыву", это может быть какой-то скандал, нервный срыв, поиск и эскалация конфликта (без попытки его урегулировать, если не является зачинщиком)
Есть некоторые люди, которые могут контролировать эмоции, но их крайне мало. Часто это те, кто имеет довольно большой и разный опыт работы с людьми и соответствующую подготовку и закалку, в том числе ощутимый опыт руководителя. Этот опыт получается не за месяц, год или три года, как правило это 10-15 лет. Такие люди умеют получать различные новые и яркие эмоции, решать свои проблемы и различные ситуации, уходить от конфликтов. Некоторые эмоции показывают только в кругу тех, кого давно знают или доверяют им. Но создавшиеся ситуации не "маринуют" в себе, а ищут пути решения и если необходимо - учатся для этого, заводят новые контакты, конструктивно и разносторонне подходят к ситуациям.
Следующие три подтемы - связанные с агрессией и конфликтами с пассажирами, объединим в одну, так как часто почва у них одна и та же, раскроем некоторые базовые точки и основные признаки:
Агрессоры через буллинг часто отыгрываются за свои собственные обиды и болезненный опыт. Выплескивают гнев, обиду, зависть, пытаются самоутвердиться.
Сильно у них и «стадное чувство» – в опросе многие агрессоры признались, что объединяются с другими для буллинга. Это дает иллюзию общности и безопасности.
Интересно, что часть агрессоров вообще не видят ничего плохого в буллинге. А часть понимают, что сеют негатив, но им нравится чувство безнаказанности.
Когда аргументы в споре заканчиваются, агрессоры (в том числе сетевые) легко переходят на личности, на осуждение человека по признаку пола/рода, занятий/национальности, образования, достижений или промахов. Поводом может послужить даже фотография на аватаре, внешний вид человека или сказанная им фраза.
Агрессоры оправдывают себя тем, что, когда человек выкладывает что-то в сеть или появляется на его горизонте, что-то говорит, он должен быть готов к негативной реакции по умолчанию. Но понимают, что в реальной жизни они бы не смогли воздействовать таким образом на другого человека. Но в реальной жизни, могут происходить более трагические события, чтобы выплеснуть свои эмоции агрессор может приступить к физическому или вербальному воздействию.
Классический сетевой агрессор регулярно оставляет негативные комментарии, а в реальной жизни может тихо подкарауливать или выискивать жертву, выжидая момента, он старается вывести жертву из равновесия, переходит на личности. В сетевом пространстве может даже создать фейковые страницы для буллинга, какие-то видеоматериалы или посты. Может прикрываться юмором, утверждать, что шутит, а шутка не способна навредить.
Агрессоры раскаиваются крайне редко. Опросы показывают, что они недовольны своими действиями чаще всего только в том случае, если жертва не отреагировала или отреагировала не так, как им хотелось бы. Почти 40% агрессоров испытывают удовлетворение после сброса негатива в соцсетях и на окружающих. И почти столько же полностью равнодушны к результатам своих действий.
В реальной жизни, Агрессоры выплескивают свой негатив и совершают действия под воздействием различных веществ или в состоянии нервного срыва или перенапряжения. Также сигналом к действию являются закончившиеся аргументы, а более высокий уровень эрудиции оппонента - чаще служит как "красная тряпка для быка". Ну а уж если сошлись два схожих (социальном контексте) индивидуума - то конфликта и печальной развязки избежать крайне сложно.
На это далеко не полный список, но я выделил основные положения, список существенно больше и он расползется как древо, с различными условиями и ситуациями.
Уход в запои, регулярное употребление алкоголя и снижение мотивации - как правило это уже довольно деструктивные положения, как для личности, так и для ближнего окружения (партнеры и близкие люди). Я не врач психиатор-нарколог, потому могу только с бытовой стороны описать, в жизни у меня был яркий пример такого поведения, причем среди близких людей, не буду вдаваться в подробности.
Ограничусь общими данными:
- в таком состоянии люди подвержены апатии, у них наблюдается сниженный интерес к жизни и происходящему вокруг;
- чаще негативное мировосприятие, постоянная критика и недовольство окружающим;
- приходится что-то делать через силу, даже для себя, а помощь близких не воспринимается, даже появляется агрессия на это;
- снижение интеллектуальной активности и подверженность внешнему влиянию и воздействию, как правило деструктивному, так как человек ищет выход своим эмоциям и оправдание состоянию;
3. Влияние на качество проделываемой работы, в такси (хотя это касается и многих иных сфер деятельности).
Вот мы подошли к одному из краеугольных моментов или даже некоторой сути ситуации и статьи в целом.
Все выше описанное негативно влияет на выполняемую работу и обязанности в целом.
Переработки, сложные условия и конфликты - служат лишь отговорками и поиском на что и на кого свалить вину за сложившуюся ситуацию, оправдать свое бездействие или неудачу.
Приведу одну любимую поговорку - "Даже если вас сожрали, у вас есть минимум два выхода". Выход всегда есть, возможно нужно приложить больше сил и затратить ощутимо больше времени, на разрешение ситуации.
Как показывает моя личная практика, водители, часто могут даже не замечать за собой какого-то не стандартного поведения или косяков, считая это вполне нормальным или незначительным. в ряде случаев это происходит из-за усталости или переутомления, когда часть функций мозга и свойств личности отключается или переходит в экономный режим.
Как результат - блокировки, повышение уровня неудовлетворенности, новые агрессии. Далее либо нарушение правил и законов, либо уход к другим агрегаторам, где контроль качества существенно ниже, но и заработки в среднем тоже отличаются в меньшую сторону. Далее эти люди способствуют усилению негативного фона в данной сфере, в том числе ухудшению общественного мнения о профессии таксиста и коллегах в целом.
Это только один из векторов, на который оказывает влияние ситуация, хоть и весомая, но это только часть всей картины.
Очень многие зависит от человека и его выбора, его решений и действий, а когда таких не один и не два, десятки, сотни, а вероятно и многие тысячи... Становится понятно, почему наша деятельность так обесценена людьми, а многие даже не понимают, откуда растут ноги, обвиняя в этом кого угодно, только не себя. Да, я также говорю и о пассажирах, так это тоже звенья одной цепи, хоть и с другого конца.
4. Варианты разрешения данных ситуаций.
Скажу честно, если человек сам не захочет и не приложит сил - ничего не изменится, иногда путь может быть непростым и долгим. Давать советы дело неблагодарное, так как это снимает ответственность с самого того, кто решиться сделать шаг к переменам.
1. Для начала вам нужно понять, чего вы хотите, что вам на самом деле мешает, что угнетает, откуда неудовлетворенность. Бывает, что человек даже не может себе признаться, а суть лежит где-то за дверкой, в глубине души, а он просто отгородился. Тогда бывает, что без хорошего специалиста "мозгоправа" (психолога) не обойтись, в некоторых случаях приведение мыслей впорядок, может занять месяцы или даже год-два, при особо запущенных случаях. Но это должно быть желание разобраться и прийти к лучшему по его мнению.
2. Вам нужно принять ситуацию, как есть. Но не опускать руки, понять чего вы хотите, к чему тяготеете, возможно уже определить цели, выстроить некоторый начальный план действий. Временами необходимо выйти из зоны комфорта, довольно резко, но решение только за вами, стоит также оценить и понять возможные последствия, так как перемены могут наступить довольно быстро и быть готовыми к ним.
3. Если самостоятельно определиться с тем что с вами происходит сложно, можно обратиться к специалисту, его выбор задача не простая, но информации и предложений довольно много. Будьте готовы, что решение вам не предоставят, а только помогут определиться с направлениями, решения все будут за вами.
4. В более простых случаях, достаточно завести себе 1-2 серьезных хобби, периодически получать физические нагрузки (не ворочать мешки или кирпичи, а понятно и целенаправленно - это может быть бег утром, сквош, может даже спортзал, занятия дома самостоятельно если есть опыт и желание, вариантов много - выбор и решение за вами, все остальное только отговорки. Также это может быть периодическая смена обстановки и картинки, общение с новыми людьми - вне работы. Также это может быть какая-то учеба или же какое-то интеллектуальное хобби которое будет вас развивать и переключать вид деятельности. Ну и еще одна из моих любимых поговорок, "хочешь развиваться - общайся с теми, кто умнее тебя" - правда жизни, оставаясь в рамках своей социальной подгруппы, ты вряд ли узнаешь что-то новое и сможешь создать ощутимые перемены в жизни.
Остается только сделать шаг. И вот, вам уже открылась тропинка, пусть впереди все в тумане, но... "Дорогу осилит идущий".
5. Подведение итогов.
Многое зависит от нашего желания и последующих действий, если только хотеть, но ничего не делать, тогда все останется в розовых мечтах, а сами... В конечном счете когда-то, уже не будет возможности и\или сил, сделать этот шаг.
Водители такси - это часто очень необычные и интересные люди, когда к ним подходишь с душой. Работают много? Ну да, а где много не работают, но получают приемлемый доход? Да почти нигде. Споры об этом я вел неоднократно, но "упертые барашки", продолжают толдычить - "Поднимите цены, уменьшите время работы", но на последствия им все равно, да и не хотят думать о том, даже странно... В этом случае их мнение не будет восприниматься всерьез, тем более чиновниками и не говоря уже о законотворцах.
Перевозка пассажиров легковым такси, уже давно стала некой персональной коммерческой деятельностью, с использованием платформенной занятости. Большинство не считают себя предпринимателями, а так... свободными художниками, разве что - понижая меру своей ответственности, увы это правда.
Довольно много таксистов, является профессионалами и это необязательно те, кто имеет стаж по 5-10 лет в данной сфере, профессионал то в первую очередь ответственность, поведение, сдержанность и корректность в работе с людьми и партнерами, коими в целом, являются парки, агрегаторы, а также различные сервисы которые в том или ином случае поддерживают или обеспечивают их работу.
Уж скажу прямо, ту самую хабалистость, из отрасли, нужно убирать, к сожалению это не просто сделать, но постепенно кадры заменяются, с болью со скрипом.
Как мне тут недавно было сказано, у нас еще довольно хорошее по качеству обслуживания такси. Кто-то со мной не согласится, я тоже правда скептически отнесся к этому. Фильтровать на основе типа личности и психологических данных - все же нужно, но как это сделать без больших операционных затрат - остается большим вопросом. Но это сфера услуг, в первую это взаимодействие с людьми.
Воспитание потребителя долгий и сложный процесс. Но уже в какой-то степени, осторожно, лед тронулся.
А вам коллеги - хорошей работы и побольше приятного в работе и жизни)
О недавно прошедшей конференции "Taxi 2023"