Найти тему
Логопед Анна Полякова

Почему дети с аутизмом и грубыми нарушениями речи такие разные

Вчера написала статью о понимании речи при аутизме, столкнулась с тем, что родители совершенно не осознают, что такое единица речи, и собственно говоря, поэтому крайне путаются в понятиях.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Что такое речь для обывателя? Это поток слов, которыми человек выражает свои мысли. Некоторые хэйтеры искренне заявляют мне, что буква тоже часть речи, не говоря уже о всем вытекающем. Что такое речь для логопеда? Начнем с того, что для данной отрасли знания речь-это не язык, на которым мы с Вами говорим. Еще Лев Семенович Выготский раскрыл сложную структуру внутренней и внешней речи, а его ученик Жинкин Николай Иванович доказал, что думаем мы с вами не на языке. Язык лишь оболочка, обертка речи, ее внешняя часть, язык может быть разный, а вот речь одна. Между одной и другой речью есть особый код, который переводит информацию из внешних источников во внутренние и наоборот.

Вчера я подняла вопрос слова "Дай" при аутизме, и одна из мам написала мне честный комментарий, что у ее ребенка есть слова-предметы, их соотношения, обобщения, а вот слова "дай" нет. Конечно, тадкое возможно, при наличии умственной отсталости, когда ребенок только-только накапливает словарь и еще не соотнес даже самые простые понятия, но в данном случае ее малыш и близко не подходил к этому определению. В процессе общения, и наводящих вопросов выяснилось, что понимание слова "дай" есть, нет его произнесения.

В логопедии, особенно в логопедии сложных детей основной базой работы становятся не нормы русского языка, а нормы мышления. Если Вы загляните в принципы той же АВА терапии, то минимальной единицей данной системы будет понятие. Как характеризуется понятие? Это мысленное определение того или иного предмета, действия, характеристики объекта, по средствам фиксации его существенных свойств. Слово "Дай"- записанное на подкорку внутренней речи является понятием. Оно может выражаться в произносительном эквиваленте или нет, главное, что ребенок понимает его, а значит это понятие в его словаре есть.

Естественно, речь состоит не только из понятий, логическая связь между понятиями определяется суждениями. А соотнесение суждений считается умозаключением.

Итак, мы определились с понятием внутренней речи. Состоит она из осмысленных и понятых ребенком понятий, умозаключений, и суждений, а также их взаимодействия.

Так что же такое произнесенное слово? Это-мысленное слово, уложенное в единицу языка, его эквивалент. Звучащее слово, письменное слово, читаемое слово - это единица внешней речи, механизма доставки и извлечения информации внутренней речи.

Где же происходят нарушения в данной цепочке, и когда код Жинкина Н.И. дает сбой. Давайте рассмотрим данные варианты:

Нарушения наполнения внутренней речи, самые грубые формы, поскольку в данном случае ребенок полностью теряет способность создавать мыслительный шаблон и формировать внутреннюю основную речь.

Нарушено слуховое восприятие, ребенок не понимает значение слова на слух и не может соотнести его с предметом. На что остается опираться в данном случае? - Естественно на образное восприятие. Если нарушен участок работы мозга, отвечающий за работу слухового анализатора, обопремся на зрительный, как? Обучим ребенка буквам в более легком случае, символам глухонемых, жестам в случаях тяжелых патологий, и введем данное понятие и характеристики во внутреннюю речь иным способом. Внутренняя речь наполнилась, понятие введено, метод доставки информации мозгу не принципиален. Ему все равно услышите вы данные характеристики, или прочитаете, главное что мышление восполнило свою единицу, крайне необходимую для развития.

Иная ситуация, тот самый конфуз со словом "дай", произнесения которого нет, а понимание есть, что это такое? Как видите ситуация тут обратная. Чаще всего данный вид патологии присущ моторным нарушениям мышления. Сейчас многие скажут нет, мышцы тут не причем, у ребенка все полностью работает, и они будут правы, мышцы тут действительно совершенно не причем. Проблема в последовательности артикуляции. Азбука произнесения, крайне похожа на азбуку чтения, вот только в основе нее не символы букв, а моторные уклады и их последовательность. Можно ли извлечь из внутренней информации мысль по-другому? Можно, дайте ребенку лист бумаги, и он напишет то, что складывается в его голове.

Каждому родителю крайне важно усвоить, что главное для формирования речи не произнесение, а понимание. Именно отсутствие понимания и формирования мыслительных шаблонов приводит к формированию умственной отсталости в первую очередь. Неговорящий, но мыслящий ребенок отсталым не будет, а вот обратная альтернатива, к сожалению, куда более плачевна.

Язык-лишь средство доставки, уже много раз было доказано, что к мыслям и внутренней речи, он не имеет никакого отношения. Думаем мы не словами. Да, в мыслях присутствуют обрывки слов и фраз, но в данном случае они лишь обрывки воспоминаний, участвующих в процессе обработке информации.

Мы привыкли, что язык, выражающий наши мысли - это язык национальности, как же многие из нас ошибаются. Языков много это и жестовый язык артикуляционного воспроизведения речи, фонетический язык восприятия, символьный буквенный язык чтения и письма. Если шагнуть глубже, то и язык запахов, вкусов и тактильных ощущений.

В чем проблема грубых нарушений речи? Они объединяют комплекс детей с нарушением накопления информации внутренней речи и ее извлечения. Поэтому дети с аутизмом, алалией, дисфазией и афазией такие разные.

Надеюсь, статья оказалась полезна, и хоть немного помогла разобраться в системе грубых нарушений речи, таких как аутизм, афазия, дисфазия, алалия, апраксия, диспраксия, и Вы научились определять разницу в формировании процессов мышления.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.