В 1968 г. вышел 88 номер журнала "Aircraft profile" посвященному штурмовику Ил-2, в нем автор Витольд Лисс поведал о неизвестном случае спасения советского летчика-штурмовика Кузнецова.
В 1942 г. Герой Советского Союза (!) С. Кузнецов возвращался с разведывательного полета около Калинина, его штурмовик атаковали и сбили "Мессершмитты" Bf-109.
Вдруг один из "109-х" приземлился и пилот пошел к разбитому Ил-2, видимо, для того чтобы взять сувенир.
Кузнецов рванул к вражескому истребителю из укрытия, взлетел и вернулся на базу, причем сумел уйти от советских истребителей.
Как утверждает Лисс, летчику не повезло в 1944 г. в небе над Польшей, он потерял зрение из-за огня зениток. Несмотря на раны, он все же смог приземлить самолет с убранными шасси, но зрение он потерял навсегда.
Среди Героев Советского Союза Кузнецовых такого летчика-штурмовика автор не нашел.
Эта история очень похожа на "городскую легенду".
В знаменитом фильме "В бой идут одни старики" главный герой летает на трофейном "Мессершмитте" Bf-109, который, правда, он не угонял, а подарили на одном советском аэродроме подскока.
Есть еще как минимум еще три истории угона "Мессершмитов".
Первая. Планерист В. Янусов еще в октябре 1941 г. начал служить техником у пилота Петрова в штурмовом авиаполку, в один их вылетов его подопечный не вернулся, сел на вынужденную посадку. Янусов бросился его искать с пилотом У-2, нашел Ил-2 севший на вынужденную посадку, устранил поломку, тут подошли к аэродрому неизвестные танки, техник побежал их проверять и... остался один на аэродроме, так как к летному полю подходили немецкие танки. У-2 и Ил-2 дожидаться техника не стали и взлетели.
Почти сразу на захваченный аэродром стали прибывать немецкие самолеты.
Как только представилась возможность бежать, Янусов подобрался поближе к летному полю, застрелил немецкого пилота и прыгнул в кабину "Мессершмитта". Сектор газа на приборной панели Янусов нашел и смог взлететь. Набрал высоту, сориентировался и повернул на свой аэродром Дубровицы.
"Мессершмитт" попытались сбить два истребителя И-16, зенитчики прошили пулями крыло. Янусов все равно повел самолет на посадку, но так как садиться на машине с мотором он не мог, он сел на брюхо.
Никаких наград Янусов не получил, хотя как утверждалось потом в публикации В. Гончаренко "Поединок... с "Мессершмиттом" опубликованной в 1970 г. в журнале "Советский воин" посмотреть на героя приехал сам командующий воздушной армией. В качестве поощрения Янусова отравили в Саратов в школу планеристов.
Вторая история про летчика-штурмовика П. Балашова.
Как утверждает его родственник Балашов в 1943 г. на своем Ил-2, раненный в руку, возвращался на свой аэродром, но впотьмах перепутал его с немецким и сел. Пока охрана аэродрома не забила тревогу, летчик и стрелок пересели в немецкий бомбардировщик Ме.410 (по другой версии в "Мессершмитт" Bf-109) и улетели. Балашов несмотря на ранение и потерю крови смог приземлиться на своем аэродроме.
Погиб летчик в 1944 г. при перегонке самолета "Бостон" из Турции врезался в гору.
Третья история следующая. Сын пилота Алексея Пьецуха Вячеслав в интервью "Московскому комсомольцу" рассказывал: "Я узнал от других людей об отчаянном поступке отца: когда в 44-м его двухмоторный самолет немцы сбили над Польшей, он умудрился приземлиться на немецком аэродроме. Самолет загорелся. Товарищ отца погиб, а у него обгорели оба уха. Но отец схватил ППШ – пистолет-пулемет Шпагина, – побежал к стоянке немецких самолетов, вскочил в первый попавшийся, включил зажигание и взлетел. В него стреляли, но он ушел. Когда отец прилетел на свой аэродром, оказалось, что угнанный самолет – беспримерный “Мессершмитт 109-Е“, последняя модификация".
Спасибо за прочтение.