В ЦГА СПб (Центральном Городском Архиве СПб) хранятся интереснейшие документы, относящиеся к организации, появившейся в первые годы Советской власти так называемое ПетроКУБУ.
По инициативе М. Горького в Петрограде, в декабре 1919 года была создана ПетроКУБУ - Петроградская Комиссии по Улучшению Быта Учёных.
Неотложная необходимость создания комиссии была обусловлена бедственным положением науки и культуры.
В первые годы правления большевиков всю страну охватили разруха и голод. Нередко ученые и деятели искусства умирали от голода и тифа или решались на самоубийство, утратив веру в будущее.
Люди науки были поставлены в такие условия, когда им и их близким приходилось буквально выживать и испрашивать новые власти о возможности элементарно прокормится.
Комиссия осуществляла материальную поддержку учёных Ленинграда, обеспечивая их обувью, одеждой, едой, топливом и предметами первой необходимости. При распределении продовольствия и бытовых предметов учитывался принцип, согласно которому учёные должны были обеспечиваться так же, как и работники ударных предприятий города.
В январе 1920 года Комиссия разместилась в здании дворца великого князя Владимира Александровича, который занимал участок между Дворцовой набережной и Миллионной ул.
Дворец стал именоваться Домом Ученых.
Главным хозяйственником и снабженцем при Комиссии состоял бывший хозяин известного ресторана "Вилла Роде", Адольф (Адолий) Сергеевич Родэ. Он как раз и занимался распределением продовольственных пайков в академической среде. В трудоустройстве ему помог Максим Горький, вероятно в память о незабываемых вечерах проведенных «Буревестником революции» в чертогах Виллы Родэ.
Должность Родэ звучала как чрезуполКУБУ. Его чрезвычайные полномочия были зафиксированы в доверенности выданной и подписанной председателем Комиссии М.Горьким с сотоварищами. В документе говорилось о том, что Доверенность выдана Адольфу Сергеевичу Родэ и сим документом мы доверяем Чрезвычайно уполномоченному, заведующему административно-хозяйственной частью А.С. Родэ. И всему, что Родэ учинит, мы верим, спорить, и прекословить не будем».
Родэ возложенные полномочия вполне оправдал. Административные и снабженческие способности Адольф Сергеевич проявил здесь в полной мере.
Тогда-то и прозвали голодающие, но не потерявшие юмора, служители науки Дом ученых - «Родэвспомогательным домом».
Конечно, пшенная каша это не котлеты «де-воляй» или фрикасе, но жить было можно. По сравнению с обычным пайком, родэновский был просто райским.
Адольф Сергеевич был большим специалистом в «научно-продовольственных» экспедициях, которые он совершал во многие уголки бывшей Российской Империи и даже за границу.
В книге К.А. Костицына « Мое утраченное счастье», есть такие воспоминания:
"Про Дом ученых говорили, что это - «родэвспомогательное учреждение»: по имени знаменитого Родэ, в прошлом — владельца широко известной «Виллы Родэ», а ныне — заведующего Домом ученых под наблюдением Максима Горького.
…после обеда нам предстояло, под руководством Горького, осмотреть редчайший музей: склад предметов искусства, конфискованных у знати и буржуазии…
У Горького мы нашли Ферсмана, Родэ и кого-то из сановников. Когда мы взглянули на стол, у нас разбежались глаза: закуски всех сортов, бутылки и флаконы всех цветов. Можно было спросить, где мы — на «Вилле Родэ» до войны и революции или в голодном Петрограде 1921 года?
В ответ на наши комплименты Горький указал на Родэ и сказал: «Все он, все он. Он достанет, что угодно»… Давно уже я не видел такой свежей зернистой икры, такой семги, таких грибков и такого качества водки…".
Конечно, такое питание в Доме Ученых было не каждый день, но получать пайки в которых был хлеб, масло кое какие другие продукты, для ученой интеллигенции было счастьем.
Вот некоторые продукты оказывавшиеся в пайке ученых: вино виноградное, пиво, табак курительный, папиросы, сигареты, сигары, махорка, чай байховый, кофе натуральный, спички, дрожи, сахар свекловичный, чай плиточный, кирпичный, суррогат, кофе, всех видов суррогат, соль, патока и т.д.
В 1921 году Комиссия снабжала продовольствием и одеждой около 20.000 человек, включая служащих ПетроКУБУ.
В 1922 –м году Родэ, судя по документам, как представитель Советской республики находился в Берлине и осуществлял закупки необходимого продовольствия и других потребительских товаров через русские кооперативные организации. Известно, что Родэ остался за границей. В Париже он открыл еще одну Виллу Родэ, умер в 1930-м году.
В архивном фонде 2995 посвященном КУБУ, интерес представляют заявления на получение академических продуктовых пайков и другой материальной помощи, списки, автобиографии. Исследователи могут найти здесь множество интересной информации о цвете российской науки и искусства, о положении Петроградских ученых после октябрьского переворота.
Например, в Комиссию по улучшению быта ученых (КУБУ), поступило заявление от Президиума Института Гражданских инженеров, подписанное председателем А.К. Павловским и членом президиума Б.К. Правздиком.
В заявлении говорилось о том, что 20 апреля 1921 года скончался ректор Института Гражданских инженеров профессор Василий Антонович Косяков, известный строительно-монументальных церковных и общественных зданий. Из которых выделяются: Кронштадтский собор, собор в Либаве, церковь в Гавани, церковь на Гутуевском острове, церковь Киево-Печорского подворья на В.О. и др. Косяков был преданнейший своему делу работник, ставящий материальные интересы на последнее место, развивавший строительно-архитектурное дело в стране, завоевавший заслуженное уважение среди коллег и общественности. И в связи с этим президиум института ходатайствует о сохранении пайка ученого, который получал Косяков для его вдовы, женщины не трудоспособной (возраст свыше 50-ти лет) и имеющей болезнь, порок сердца.
Позже это заявление рассматривалось на заседании Петроградской комиссии по улучшению быта ученых, 3 мая 1921 года. На заседании присутствовали: Максим Горький, Ферсман А.К., Тонков Е.Н., Шимкевич В.М., Ольденбург С., чрезуполКУБУ Родэ А.С. и другие.
Было выслушано сообщение Б.К. Правздика о смерти В.А. Косякова и как резолюция, вынесено постановление о предоставлении вдове В.А. Косякова право получать продукты в течении 3-х месяцев по карточке мужа.
В этом же заседании были заслушаны обращения писателя Айзмана и вдовы академика Чебышева по оказании продовольственной и материальной помощи.
28 ноября 1922 года Комиссия заслушала обращение вдовы Д.И. Менделева о улучшении материально положения. Обеспечение было признано, необходимым.
Были и такие обращения в Петро КУБУ. Так представители Русского Географического Общества обратились в Комиссию по делу казначея этого общества Дмитрия Дмитриевича Королева который был привлечен Губчека к ответственности помещен отбывать наказание в спец лагерь в бывшей Чесменской богадельне. Географическое Общество просило посодействовать тому, что бы Королева как специалиста отправили отбывать взыскание по специальности и по месту работы.
Или от известного профессора экономики и права Н.Н. Белявского поступило заявление о выдаче охранного свидетельства на его квартиру по Моховой 26, состоящую из шести комнат, людской, ванной и кухни. В этой квартире, где проживает его семья, находится ценная библиотека которую необходимо сохранить и оградить от всяких экспроприаций.
Так же в документах ЦГА есть анкеты ученых желающих встать на обеспечение Комиссии.
Например, в Комиссию была предоставлена анкета на известного российского воздухоплавателя Александра Матвеевича Кованько, скончавшегося 20 апреля 1919года. Представители Главной Физической обсерватории просили оказать материальную помощь семье начальника Высшей Воздухоплавательной школы Кованько, за его научные труды и огромный вклад развития Воздухоплавательного дела в России. Его супруга Елизавета Андреевна Кованько и его дочь Варвара находились в крайне бедственном положении. Потому членов Комиссии просили назначить вдове и дочери Кованько семейный паек.
Еще одно заявление в Комиссию по улучшению быта ученых было подано от вдовы члена Ученой коллегии Государственного Керамического Исследовательского института инженера –технолога Сергея Михайловича Корнилова. С.М. Корнилов представитель известного семейства фарфористов, до революции 1917 года, один из директоров правления Т-ва «Бр. Корниловы».
Институт ходатайствует перед ПетроКУБУ о возобновлении пайка его вдове. Свою просьбу Институт основывает на заслугах С.М. Корнилова перед отечественной керамической промышленностью. Так Корнилов впервые ввел в России хромолитографию. Им на заводе Бр. Корниловы установлено производство керамических красок. Корниловым сконструирована особая печь, дающая большой процент экономии топлива, написан ряд статьей прикладного характера и т.п. С 1919 года С.М. Корнилов состоял в Государственном Керамическом Исследовательском институте, содействовал организации работ и оборудованию Института.
С.М. Корнилов получал паек с декабря 1921 года вплоть до своей кончины в марте 1922 года.
Здесь же можно прочитать «curriculum vitae», профессора Академии художеств и преподавателя Института гражданских инженеров Гавриила Константиновича Космачевского.
Анкету, Алексея Антоновича Котомина- российского и советского инженера, преподававшего в Петроградском Политехническом институте, главного инженера Государственной электрической станции.
Андрея Александровича Введенского- профессора, советского историка, доктора исторических наук.
В октябре 1921 года член КУБУ Ольденбург С.Ф. ходатайствует о об устройстве матери покойного поэта А.А. Блока, А.А. Кублицкой-Пиоттух и ее сестры М.А. Бекетовой в общежитии престарелых ученых.
20 марта 1922 года выпущен приказ о упразднении должностей библиотекаря Комиссии и фотографа.
Библиотекарем при доме Ученых был Константин Петрович Пятницкий- российский издатель, журналист и автор мемуаров. Был соучредителем книгоиздательского товарищества «Знание» и одно время тесно сотрудничал с Максимом Горьким.
Должность фотографа занимал Моисей Соломонович Наппельбаум- российский фотограф, сделавший превосходный портрет Ленина — один из лучших в фотографической Лениниане.
КУБУ принадлежали библиотека, дом отдыха в Царском Селе (царскосельский дворец в.к. Владимира Александровича), санаторий и общежития, разнообразные мастерские (Миллионная ул. (Халтурина) 27) и Дом Учёных (Дворцовая наб. 26). КУБУ издавала журнал «Наука и её работники», издававшийся в 1920-1923 годы.
ЛЕНИНГРАДСКАЯ КОМИССИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ БЫТА УЧЕННЫХ ПРИ СОВЕТЕ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР («КУБУ»), просуществовала в первоначальном виде до 1931 года, в 1931 году преобразована в комиссию содействия учёным при СНК СССР, которая работала до 1937 года.
Источник: ЦГА СПб ф 2995 ЛЕНИНГРАДСКАЯ КОМИССИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ БЫТА УЧЕННЫХ ПРИ СОВЕТЕ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР («КУБУ»). ЛЕНИНГРАД. 1920–1931.