Каждая эпоха приносит художников, чьи произведения становятся символами своего времени. Самая знаменитая картина одного из главных авангардистов XX века Марка Шагала находится в Третьяковской галерее и продолжает вдохновлять ценителей искусства. В нескольких минутах от главного музея живописи Москвы находится новый комплекс элитных апартаментов CULT, в котором классика и инновации сочетаются также искусно, как и реальность с вымыслом в творчестве автора картины “Над городом”. О ее сюжете, о вдохновении и идее мы и расскажем в новой статье.
Начало творческого пути
Марк Шагал был выдающимся художником белорусско-еврейского происхождения. Будущий авангардист родился в 1887 году близ Витебска, в многодетной семье. Его художественный талант проявился рано, и обучение у первого учителя Марк Шагал прошел еще в родном городе.
В конце 1906 года Шагал переехал в Петербург и поступил в Академию художеств, где учился у Л. Бакста. Именно здесь, благодаря наставнику, он открыл для себя французскую живопись. Работы раннего периода уже отличались исключительным талантом и были вдохновлены обыденной жизнью Витебска. Свое умение и восприятие мира вокруг художник дополнил свойственной ему чувственностью и тягой к фантастичности.
В 1910-1914 годах Шагал проживал в Париже и сблизился с кругом живописцев-модернистов, что значительно сказалось на его творчестве. Французский этап наполнил его жизнь разными художественными открытиями, которыми он постепенно наполнял свои произведения. Темы детства, семьи и смерти стали доминирующими в работах этого периода.
После возвращения на родину, на первый план для художника выходит тема любви. В этот период и была написана работа, о которой мы сегодня расскажем.
“Над городом”
В родном Витебске Марк Шагал практически сразу после возвращения из Парижа вступает в брак с Беллой Розенфельд. Их жизнь была полна любви, совместных планов и надежд на будущее, они мечтали вернуться в Париж вместе. Однако Первая мировая война помешала поездке, и возлюбленные остались дома.
В эти годы художник большое внимание уделял семье, жене Белле и новорожденной дочке Иде. Писать картину "Над городом” Шагал начал еще в 1914, а завершил лишь в 1918 году. Белла стала не только его возлюбленной, но и главной музой, и вся живопись Шагала отражала их совместное счастье и исключительную близость.
Картина, по всей вероятности, автопортрет семейной пары.
Силуэт самого Шагала на фоне Витебска выполнены с угловатой геометрией, как будто бы он собран из кубиков, в то время как Белла изображена мягко, очертанию ее образа придали скругленные формы, что подчеркивает ее нежность и красоту, которые до конца дней восхищали художника. Шагал использует геометрические фигуры, чтобы создать уникальный городской пейзаж, где люди парят над зданиями, словно они мечтают улететь от суровой реальности Первой мировой войны.
Выражение лица героя отстраненное, созерцательное, он как будто оглядывается на свой город в последний раз. Этим художник будто отделяет человека от исторических обстоятельств, повлиять на которые он не в силах. Наблюдать, мечтать и любить - вот, что является настоящей опорой. Именно поэтому ценность картины не только в ее художественном новаторстве, но и в идее творческой и духовной свободы, надежды на лучшее и веры в любовь в самые сложные и темные времена.
Реакция на картину в мировом искусствоведческом сообществе была неоднозначной, как часто случалось с произведениями авангардистов. Она вызвала интерес и споры, как и все революционное в искусстве. Однако со временем картина "Над городом" приобрела признание и стала считаться одним из важнейших произведений авангарда XX века.
Интересно также упомянуть, что это не единственная картина Шагала, на которой все правила физики искажаются, а у людей появляется возможность парить в воздухе: