Заповедь Иисуса Христа – «Лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну» (Мф 5:30) – на протяжении двух тысячелетий служила оправданием изуверства среди различных сектантов в разных странах. Негативное в целом отношение христианства к половым отношениям порождало иллюзию возможности достигнуть спасения души при помощи операции, делавшей адепта секты неспособным к интимной жизни. Наибольшего развития подобные настроения достигли в России на почве церковного Раскола, породившего, помимо старообрядчества разных толков, множество всевозможнейших сект.
Краткая история секты
Секта скопцов возникла в XVIII веке. Её основателем был некий Андрей Блохин. Его ученик Кондратий Селиванов придал ей широкий размах. Селиванов сумел каким-то образом войти в фавор у всесильного князя Григория Потёмкина. После непродолжительного периода гонений при Павле I, скопцы вошли в наибольшую силу в царствование Александра I. Тот проводил политику веротерпимости, и скопцы получили возможность широкой пропаганды своих взглядов.
В 1805 году сам Александр I посетил скопцов и беседовал с Селивановым. В 1816 году петербургский купец Солодовников выстроил для скопцов «дом радений». Там, кстати, профессиональными врачами (тоже скопцами) проводились хирургические операции для желавших вступить в скопческий «корабль», как они называли свою общину. Скопцы учили, что как только число оскопившихся достигнет 144 тысяч, наступил конец света и Страшный Суд. Спасутся одни скопцы.
Высшее русское общество тогда сильно увлекалось мистицизмом. Общине скопцов жертвовались миллионные состояния. Скопцы облегчали богатым адептам условия принятия в «корабль». Богатый жертвователь мог продолжать жить с семьёй. Неженатый мог сначала жениться, родить ребёнка (при условии, что если родится сын, то он тоже подвергнется кастрации) и только после этого пройти обряд оскопления.
Само оскопление проходило в три стадии. На первой отрезались яички, на второй удалялся весь половой член. Третья стадия «убеления», которой подвергались надеявшиеся достичь наибольшей «святости», включала отсечение сосков. В «корабль» принимались женщины. Им вырезались клитор и молочные железы. Наиболее ценным в денежном отношении членам общины разрешалось останавливаться на первой стадии.
Конец благоденствию секты настал в 1820 году. Петербургский губернатор Милорадович узнал, что скопцам удалось совратить нескольких солдат гвардейских полков. Это было уже ударом по боеспособности армии. Милорадович убедил Александра I прикрыть «дом радений». Селиванова сослали в монастырь под строжайший надзор. В народе ходила легенда, что убийство Милорадовича декабристом Каховским в 1825 году было местью скопцов за запрет секты.
Ростовщичество для «вонючих»
В период своего наивысшего расцвета скопцы заняли в русских городах, куда не допускались евреи, нишу ростовщиков. Они были также ремесленниками и торговцами. Самые крупные поселения скопцов возникли в городах Саратове, Моршанске и Алатыре. Церковный историк Арсений Рождественский писал, что скопцы не могли заниматься тяжёлым крестьянским трудом из-за своего физического увечья. Скопцы держались дружными сплочёнными общинами. Они солидарно действовали на экономическом фронте, поддерживая цену на свои товары.
Кроме того, скопцы прибегали также к таким ухищрениям. Они дружно отказывались принимать в уплату старые потёртые монеты. Как только этой монеты скапливалось у народа достаточно много, они скупали её по дешёвке, а потом снова пускали её в оборот по номинальной стоимости. Весь остальной народ был для скопцов «вонючими», но этим «вонючим» они охотно ссужали деньги под проценты. Народ хоть и ненавидел скопцов, но был вынужден время от времени делать такие микрозаймы.
Поскольку скопцы по естественным причинам не могли размножаться, пополнение секты производилось путём вербовки. Поэтому скопцы вели активную прозелитскую деятельность, пропагандируя свои идеалы «святости». Важным аргументом в пользу скопцов служил их достаток, а также поголовная грамотность. Нередко они выкупали в свой «корабль» крепостных крестьян, ставя им условие, чтобы те оскопились. В народе скопцов обвиняли в том, что они похищают детей, подвергая затем оскоплению. Богатства секты росли, так как капитал скопцов всегда оставался в общине. Скопцы назначали наследников своего имущества из членов «корабля».
Путь к власти
Ещё на заре своего существования, подвергаясь преследованиям властей, скопцы решили, что называется, бить в центр системы. Их «пророк» Кондратий Селиванов назвался спасшимся императором Петром III (совсем как Пугачёв). За это его при Павле I арестовали, а потом отправили в дом для умалишённых, откуда он вышел при Александре I. Скопцы распространяли легенду, будто император Павел лично допрашивал Селиванова, правда ли тот – его отец, на что «пророк» советовал императору оскопиться, и тогда ему откроется высшая истина. Скопцы также распускали слухи, будто и князь Потёмкин, и фельдмаршал Суворов подверглись «малому оскоплению». По мнению некоторых исследователей, этот слух не был лишён правдоподобия.
Во всяком случае, реабилитация скопцов и внимание к ним высших сфер общества в самом начале XIX века не были случайными. Они успели поработать в правящих классах и многих привлечь на свою сторону, а кого-то и увлечь своим учением. Тогда скопцы взялись за дело напрямую.
Во время посещения «корабля» скопцов Александром I в 1805 году некто Елянский представил императору свой проект всеобщего «спасения» россиян – как Россия могла стать Царством Божьим на земле. Для этого требовалось оскопить всё население. При царе как «патриарх» должен был состоять Кондратий Селиванов. Себе Елянский отводил «скромную» роль главнокомандующего – армия и в Царстве Божьем должна была существовать: ведь не все бы согласились на добровольную кастрацию!
Удивительно, что после получения этого сумасбродного проекта Александр I продолжал ещё пятнадцать лет терпеть эту секту, не препятствуя богатым и знатным людям вступать в неё. Сами скопцы говорили: это потому, что царь прошёл через «малое оскопление», но подвергать ему всех он боится, опасаясь заговора придворных. Учитывая, что Александр I последние двадцать лет не жил со своей женой, некоторые считают мнение о добровольном оскоплении заражённого мистицизмом императора не преувеличенным. Как уже говорилось, в 1820 году по секте всё-таки был нанесён удар. Не исключено, что Александр I, если и поддался на агитацию сектантов, потом сильно об этом жалел.
Правда, санкции против секты оказались очень мягкими. Только их «пророк» подвергся заточению в монастырь, причём жил там довольно свободно: единоверцы даже приходили поклоняться ему. Общины скопцов в русских городах остались и продолжали заниматься теми же занятиями. Угасание секты началось в конце XIX века в связи с общим ростом рационализма среди населения Российской империи.
The post Как секта скопцов хотела захватить власть в России appeared first on Русская семерка.