Найти в Дзене
История нашего мира 2.0

С Агнессой расправляться не стали

1146 год

Восточная Европа.

После позорного поражения у Познани (смотри публикацию «Прогуляли, пропили») правитель Кракова князь Владислав (правил в 1138-1146 гг.) недолго оставался в Кракове. Едва он узнал, что его братья Болеслав Плоцкий (Мазовецкий), Мешко Гнезненский и Генрих Сандомирский, объединив свои силы, выступили на Краков, он, страшась попасть в руки братьев, которых он притеснял столько лет, бежал. Сначала бежал в город Ратибор (вар.: Рацибуж). А оттуда через Силезию в Германию к правителю Священной Римской империи императору Конраду (правил в 1138-1152 гг.).

В Кракове остались супруга Владислава Агнесса (польск: Агнешка), которая втравила супруга в войну с братьями (смотри публикации «Жена начала доставать мужа», «Когда жадность мешает делу»), и трое его сыновей: Болеслав, Мечислав (Мешко), Конрад. Жители города оборонялись недолго. Убедившись, что помощи ждать неоткуда (после бегства Владислава все его сторонники и воины перешли на сторону победителей), сдались на условиях, что горожан грабить не будут. Братья не стали трогать горожан, но Краковскую крепость и оборонительные стены города снесли. Всё имущество князя Владислава разграбили. Агнессу и сыновей Владислава выпроводили в Германию к императору Конраду, то есть, вернули мужу. Братья очень не хотели, чтобы польские вельможи, злые на Агнессу, расправились бы с княгиней, имевшей многочисленную и влиятельную родню в Священной Римской империи. Более того, она была в родстве с самим императором Конрадом. С другой стороны братья были довольны: та, которая мнила себя владычицей Польши и затеяла междоусобную войну между родными братьями, теперь выпрашивала себе у родственников средства на пропитание.

Новым правителем Польши был избран Болеслав Кудрявый, правитель Плоцка, Мазовии и Куявии. За его братьями были закреплены их наделы. Краковские владения Владислава отошли к Болеславу Кудрявому. Часть владений Владислава Болеслав передал своим братьям.

Из всех бывших владений Владислава у него остался лишь сильно укреплённый город Ратибор (Рацибуж), откуда Владислав набегами безуспешно пытался отвоевать хотя бы часть своих владений. То ли 31 марта, то ли 13 апреля 1146 года в Кайне, в Германии, где проходил всеимперский сейм Владислав просил помощи против своих братьев у императора Конрада и германских родственников его жены. Также Владислав обращался за помощью к правителям Руси и Чехии, пытаясь получить и от них войска для войны с братьями.

С этой целью Владислав отправил на Русь своего сына Болеслава, женатого на дочери правителя Киева князя Всеволода Ольговича (правил в Киеве в 1139-1146 гг.). Болеслав побывал в Киеве, где встречался с тестем. По поручению тестя ездил в Переяславль, к князю Изяславу Мстиславичу и, наверняка, говорил с ним о возможной помощи князю Владиславу. Но князьям Руси было не до Владислава.

Всеволод Ольгович был тяжело болен, а Изяслав Мстиславич ожидал его скорой смерти, чтобы схватиться за Киев с Игорем Ольговичем, наследником Всеволода Ольговича. Так оно и произошло.

На Руси после смерти Владислава Олеговича Киевского (1 августа 1146 года) разгорелась жесточайшая гражданская война (выясняли, кому должен был принадлежать Киев). Владислав, правитель Чехии (правил в 1140-1172 гг.), как и император Конрад, в эти дни был больше обеспокоен событиями в далекой Сирии и Палестине, где мусульмане перешли в наступление на государства крестоносцев. И где были потеряны Эдесса (столица одноименного графства) и ряд крепостей и городов Иерусалимского королевства.

На всеимперском сейме в Кайне обсуждался вопрос о новом крестовом походе в Палестину, и тут уже было не до изгнанника Владислава и его нужд. Хотя на словах все сочувствовали Владиславу, обещали помощь, а на деле…

Своими же силами Владислав бороться на равных с братьями был не в состоянии. К тому же, даже те отряды, что сумел собрать Владислав для борьбы с Болеславом, так и не сразились с врагом. Наступила холодная и слякотная осень. В отрядах Владислава началась эпидемия, и всё было кончено без боя. Владислав и уцелевшие остатки его отрядов покинули Польшу и ушли, кто в Германию, кто в Ратибор (Рацибуж).

"Мыканья" Всеволода II в поиске помощи против братьев уж очень напоминают некоторые сегодяшние события) И да, Палестина Uber alles)

(Источники: Винцентий Кадлубок, Длугош, Малопольские анналы, ПСРЛ, тт. 1, 2, 9 и др., Хроника Великой Польши)