Ключевой вопрос заложен в заголовке этой статьи. Когда писал предыдущую статью о трофейных паровозах BR41, я упомянул о том, что паровозы 41 034, 41 076, 41 082 и 41 312 оказались в СССР. После этого в комментариях пошёл разговор о том, что на территории СССР таких паровозов не было. Они были только на советской зоне оккупации. Давайте разберёмся, так ли это.
Первое, что настораживает, это отсутствие информации в книге В. А. Ракова по паровозам BR41. Почему-то про электровоз 47 серии в той же книге информация есть, а вот про BR41 нет. И это при том, что в СССР оказался всего один электровоз 47 серии. А паровозов BR41 аж целых 4 штуки вроде как было, согласно неофициальным данным. Если смотреть предисловие к данной книге, то в ней отражены только те локомотивы, которые числились в парке МПС. Локомотивы, числившееся в прочих парках (других министерствах или предприятий) в данной книге не отражались. Например, в этой книге не описан паровоз 86 серии, снявшейся в фильме "Весна на заречной улице". Но об этом будет посвящён один из следующих выпусков. А пока, если судить о паровозах BR41, мы уже догадываемся где собака порылась.
Но для начала давайте взглянем на таблицу паровозов BR41 из одной немецкой брошюры, посвящённой паровозам данной серии. (Для увеличения масштаба нажмите на картинку).
Если верить этой таблице, то ни одного паровоза BR41 в СССР не было. Подчеркну, что именно в СССР, а не в зоне советской оккупации. Так вот, в советской зоне оккупации насчитывалось 122 паровоза BR41. Это примерно треть всей серии. Ответить на вопрос почему, согласно данной таблице, в СССР ни одного паровоза BR41 не было отправлено несложно, если прочитать предисловие к книги В.А. Ракова. Ответ уже становится очевидным.
Следующая нижеприведённая таблица из одного немецкого сайта, собственно говоря, и подтверждает то, что написано в предисловии к книге В.А. Ракова.
Как видим, семь штук паровозов BR41 де-юре, на короткое время были зачислены в парк МПС с присвоением им серии Т41. Однако де-факто в СССР они так и не поступили. Ясен перец, что под колею 1520 мм они не переделывались. Практически сразу один из них был передан в Польшу, один Чехословакию, а остальные пять были проданы разным промышленным компаниям в локомотивных колоннах, образованных на территории будущей ГДР. К 1947 году в МПС уже не числилось ни одного BR41/Т41. Но тут возникает второй вопрос: зачем было эти семть штук BR41 зачислять в парк МПС? Может всё-таки были планы по их фактической эксплуатации в СССР? Ответа на этот вопрос нет. Может ответ содержится в той самой немецкоязычной брошюре из которой выложил сюда таблицу по паровозам BR41. Впрочем, на будущее будет чем заняться...
Благодарим за предоставленные материалы Владимира Лаптева.