5,4K подписчиков

Из истории российских финансов и инвестиций. Частно-концессионное строительство ж/д и кризис 1873 года

Продолжаем рассказ об истории государственных финансов и долгов Российской Империи.

Предыдущая статья:

После неудачи привязки бумажного рубля к металлическому в 1963-64 годах в правительстве поняли, что причина неудачи заключается в финансовых и экономических проблемах и для их решения в России был принят план оздоровления финансового состояния, состоявшего:

1. Составление 3- х летнего бюджетного плана.

2. Развитие железных дорог для увеличения экспорта.

3. Прекращение заимствований для текущих операций, только для инвестиций в инфраструктуру.

4. Экономия на морских путешествиях.

В добавлении к описанным в предыдущей статье в России начали строиться и другие железные дороги в основном по принципу концессий: государство выдавало частным акционерным обществам привилегию на строительство железной дороги в определенном месте, а также иногда гарантии на выпускаемые ими ценные бумаги:

  • Общество Московско-Троицкой железной дороги (основание 1861 г.) с участием богатых откупщиков Шипова, Кокорева, Мамонтова и Рюмина.
  • Общество Московско-Рязанской железной дороги (основание 1863 г.) с фон Дервизом в качестве председателя правления и фон Мекк в качестве главного подрядчика.
  • Общество Грушево-Донской железной дороги (основание 1864 г.)
  • Общества Ряжско-Моршанской железной дороги (основание 1867 г.)

Но вскоре выяснилось, что многие построенные частным способом железные дороги не рентабельны, и государству приходилось выплачивать гарантии по ценным бумагам этих компаний. В итоге государство решило выпустить на европейских рынках специальных обл, средства от размещения которых шли и на строительство казенных железных дорог и на помощь частным железным дорогам.

  • 5% консолидированный железнодорожный заем 1870 года (выпуск 1) на сумму в 12 миллионов фунтов стерлингов.
  • 5% консолидированный железнодорожный заем 1871 года (выпуск 2) на сумму в 12 миллионов фунтов стерлингов.
  • 5% консолидированный железнодорожный заем 1872 года (выпуск 3) на сумму в 15 миллионов фунтов стерлингов.
  • 5% консолидированный железнодорожный заем 1873 года (выпуск 4) на сумму в 15 миллионов фунтов стерлингов.
  • 5% консолидированный железнодорожный заем 1875 года (выпуск 5) на сумму в 15 миллионов фунтов стерлингов.

Все эти облигации размещались через Ротшильдов в Лондоне и Париже.

Интересно, что номинал у облигаций был различным.

Например, по первому выпуску был следующий набор номиналов:

  • 1000 фунтов - 1 800 шт.
  • 500 фунтов - 2 000 шт.
  • 100 фунтов - 70 000 шт.
  • 50 фунтов - 44 000 шт.

12 млн. фунтов стерлингов первого транша облигаций были распределены следующим образом:

  • 4.374 млн. ф.ст. пошли казенной Московско-Курской железной дороге.
  • 2.496 млн. - Грязе - Царицынской ж/д.
  • 1.364 млн. - Воронежско-Ростовской ж/д.
  • 1.364 млн. - Либавской ж/д.
  • 407.8 млн. - Иваново- Кинешемской ж/д.

Второй выпуск облигации пошёл на финансирование следующих ж/д компаний:

  • 4.674 - Одесская.
  • 3.227 - Тамбово- Саратовская.
  • 3.1 - Московско - Брестская.
  • 495 тыс. - Риго- Болдеарская.
  • 480 тыс. - Поти- Тифлисская.

Хотя формально купон у облигаций 5% , стоимость обслуживания из-за курсовых надбавок составляла 6.673%.

Такая щедрость правительства вызывала безотвественность у частных предпринимателей, следствием которого была завышенная смета строительства и по -современному распил бюджета как бы акционерных обществ. В итоге процентные платежи по кредитам у таких компаний составляли 40-60% всех расходов.

Кстати, Ротшильды видели как разбазаривают средства частные железные дороги попутно размещая облигации, гарантированные правительством облигации, и призывал прекратить выдачу неконтролируемых гарантий.

Серьезный удар по финансовой системе России совершил глобальный экономический кризис 1873 года.

Этому кризису предшествовал небывалый экономический подъем в США после окончания Гражданской войны, когда по всей стране гигантскими темпами расширялось железно-дорожное строительство.

Распространятся кризис начал из Европы, Германии и Австро-Венгрии. Сперва обвалился рынок в Вене в мае 1873 года, потом в Цюрихе и Амстердаме. Еще весной 1873 года в США рухнул Atlantic Bank. Но настоящая паника началась, когда в сентябре приостановил операции банкирский дом «Jay Cooke & Co.” сооснователя и президента Северной Тихоокеанской железной дороги Джея Кука. 19 и 20 сентября 1873 вкладчики начала изымать деньги из банков, что привело к закрытию ещё 20 фирм.

Банки Нью-Йорка начали требовать личного посещения офиса для снятия и перевода денежных средств. Платежные поручения и операции по доверенности перестали приниматься. К 1 ноября 1873 года акции на бирже упали на 25-48%. Акции железнодорожной компании “Western Union” подешевели с $92 до $43.5.

Банк Англии для предотвращения утечки капитала повысил учетной ставку до 9% к 1 ноября, при том что в августе она составляла 3%.

Биржевой и экономический кризис в мире сказался и на России.

В конце мая 1873 года о несостоятельности объявили ряд купеческих предприятий, в Москве лопнул известный торговый дом Леопольда Каца, специализировавшийся на поставке продукции германской промышленности.

Из 24 банков, созданных в 1871-1872 годах половина прекратила свои операции, в том числе Керченский, Курский, Рыбинский.

Апофеозом кризиса был крах Московского ссудного банка. Он уже к этому моменту был отягощён плохими долгами, а добил его аферист Б.Г. Струсберг, получивший за взятку в банке кредит на 8 млн. руб., предоставив в залог бросовые ценные бумаги.

Банкротство в том числе этого банка сподвигло Владимира Маковского к написанию картины "Крах банка".

Продолжаем рассказ об истории государственных финансов и долгов Российской Империи.

В итоге компенсация вкладчикам банка обошлась Министерству финансов в 18.8 млн. руб, и то, вкладчики получили всего 3/4 своих ценностей. Замечу, что никакой системы страхования вкладов в то время не было и это было полностью «добровольная помощь» из бюджета.

Продолжение

Удачи и трезвого анализа в ваших инвестициях!!!

P.S. Подписывайтесь на мой телеграмм-канал:

https://t.me/Cervonets