Найти в Дзене
Сеятель

Из истории российских финансов и инвестиций. Развитие акционерного дела в первое десятилетие Александра II.

Продолжаю рассказ об истории государственных финансов, долгов Российской Империи, а также публичных инвестиций.

Предыдущая статья:

Кроме скандально известного "Главного общества российских железных дорог"(ГОРЖД) в первое десятилетие царствования Александра II были организованы и другие акционерные общества.

Также в отрасли железных дороги появились:

1. Общество Риго - Динабургская железная дорога в 1858 году

Эта железная дорога должна была связать Петербургско-Варшавскую железную дорогу, которую заканчивало ГОРЖД, с Ригой, в которой был порт. Соединение двух дорог происходило в городе Динабурге (Двинск) - сейчас Даугавпилс.

Капитал общества составлял 10 135 500 сер. рублей и был поделен на 81 100 акций номинальной стоимостью 125 руб. Акции также имели номинал в иностранной валюте: 20 фунтов стерлингов и 154 талера, для продажи иностранным инвесторам. Доход по акциям в 4.5% годовых гарантировался государством. Также у этих акций была такая непривычная нам особенность - в течении 75 лет они ежегодно погашались тиражами. То есть они имели свойства облигаций. По окончании срока в 75 лет железная дорога переходила в собственность государства. В ответ государство выдало обществу следующие привилегии:

  • беспошлинный ввоз материалов о оборудования, необходимые для строительства дороги.
  • право учредить пароходную компанию на Двине и ее притокам.

Право голосования на собрании максимально препятствовало концентрации власти/контроля:

  • 10 акций - 1 голос.
  • 50 акций - 2 голоса.
  • 200 акций - 3 голоса.
  • 500 акций - 4 голоса.
  • 1000 акций и больше - 5 голосов.

Еще 5 голосов акционер мог получить, выдав на собственные акции доверенность.

2. Общество Волжско-Донской железной дороги.

-2

Основной капитал составлял 8 000 000 руб - 16 000 акций по 500 руб.

На эти акции правительство никаких гарантий не давало.

Право голосования было аналогичным Обществу Риго-Динабургской железной дороги. При этом право голоса на собрании акционер получал только через три месяца после приобретения акции.

В сфере транспорта в это время было создано несколько акционерных обществ - пароходств:

  • Пароходное общество "Меркурий"(капитал 750 000 руб, номинал акции 250 руб) - перевозки по Каспийскому морю.
  • Пароходство по Волхову - капитал 400 000 руб., номинал акции 250 руб.
  • Буксирное пароходство "Транзит" (капитал 300 000 руб., номинал акции 200 руб.) - перевозки между С-Петербургом и Кронштадтом.
  • Северное пароходство, капитал 300 000 руб., номинал акции 50 руб. - перевозки по реке Ладыге.

Последнее общество удалось зарегистрировать с трудом из-за "низкого" номинала акций. Чиновники в то время были против допуска к владению акциями даже среднего класса. Участие в акционерных обществах в то время - привилегия высших классов.

  • Пароходство по Днепру, капитал 200 000 руб., номинал акции 50 руб. В этом обществе по практике тех лет также был установлен регрессионный порядок прав голоса на акции, препятствовавший концентрации контроля: 10 акций - 1 голос, 20 акций - 2 голоса, 30 акций - 3 голоса, 40 акций и выше - 4 голоса. В совет директоров могли быть избраны только акционеры, владеющие не менее 100 акциями и за них должно быть подано не менее 3/4 голосов. В Уставе также были прописаны правила распределения прибыли: 7% - в запасной капитал, 10% - учредителям общества, 3% - вознаграждение директорам, остальные 80% -на дивиденды акционерам на дивиденды. Хочу обратить внимание на некие выплаты учредителям. В то время между учредителями и акционерами существовала разница, но в чем она заключалась в литературе точно не описано. Понятно, что учредители руководили процессом размещений акций, а также самой компаний, но какой их вклад был в общество, денежный или какой-то еще, не понятно.
  • Рижское пароходное общество.
  • Общество судоходства и пароходства "Дельфин".
  • Южно-русское общество пароходства, комиссионерства и торговли.
  • пароходное общество "Вулкан".
  • Северо-Двинское пароходное общество.

Кроме транспорта акционерные общества создавались и в других сферах экономики:

  • Общество для извлечения кокса, парафина и прочих продуктов из торфа (капитал 500 000 руб. сер., номинал акции 50 руб.)
  • Общество паровой мукомольной мельницы в г. Ростове-на-Дону.(капитал 400 000 руб., номинал акции 100 руб.)
  • Компания для торговли металлами и минералами. (капитал 3 000 000 руб. сер., номинал акции 125 руб.). В этом обществе интересно организовали ротацию правления: один директор увольнялся по жребию, а остальные по очереди ежегодно
  • Компания русской шелковой мануфактуры.
  • Компания для фабрикации в Москве стеариновых солнечных свечей, мыла и олеина.
  • Троицко-Кондровские писчебумажные фабрики В. Говарда и К.
  • Общество столичного освещения.
  • Общество Санкт-Петербургских водопроводов.
  • Общество кожевенного производства.

За этот период в стране надулся "акционерный пузырь", когда акции торговались выше цены размещения, а многие общества собрав деньги так и не начинали деятельность. В 1857-1860 годах было учреждено, но не начало деятельность 10 обществ, а ликвидировано из начавших работу - 19.

В 1859 году правительство приняло решение более строго подходить к открытию новых акционерных обществ. Теперь учредители должны были доказать острую необходимость создания акционерного общества.

За период 1856-1860 годах было учреждено следующее количество акционерных обществ:

-3

В 1864 году произошло такое знаменательное событие, как появление первого акционерного коммерческого банка, Санкт-Петербургский частный коммерческий банк.

-4

Хотя в названии банка входило слово частный из 5 000 000 руб. уставного капитала государство предоставило 1 000 000 руб. Номинал акций составлял 250 руб. При этом государство отказывалось от дивидендов на свою долю в течении 10 лет.

Учредителями банка значились: барон Людвиг Гауф, Григорий Елисеев - коммерции советник (владелец знаменитых Елисеевских магазинов в обеих столицах), Роберт Клеменц — коммерции советник, Егор Бранд- коммерции советник, Ф. Мори — представитель торгового дома Асмус Симонсен и К°, Эдуард Казалет — С.-Петербургский 1-й гильдии купец.

-5

По рекомендации барона Штиглица, одного из главных частных банкиров Российской империи тех времен, соучредителя ГОРЖД, о котором рассказывалось в предыдущей статье, европейские инвесторы купили акций банка на 1 млн. руб.

Устав банка также предотвращал появление контролирующего акционера: на собрании акционеров за 25 акций давали 1 голос, но никто не мог иметь больше, чем 5 голосов от своего имени и еще 5 голосов по доверенности.

Интересны некоторые показатели первого десятилетия деятельности банка.

Например, пассивы:

-6
-7

Кроме одного года, 1870, общие пассивы банка составляли около 15 млн. руб. при капитале 5 млн. руб. То есть достаточность капитала была 30%!!! По современным понятиям просто гигантская

Доходы:

-8
-9

Расходы:

-10
-11

Дивиденды:

-12

На дивиденды выплачивалось 100% прибыли, кроме доли, причитающейся государству. Эта сумма увеличивала запасной капитал.

-13
-14

Такое распределение прибыли не удивительно, так как достаточность капитала находилась на сверхвысоком уровне.

Как видим, в первые 5 лет дивиденды составляли от 8.5% до 15.5% годовых.

Вслед за этим банком в разных частях страны начали возникать свои частные коммерческие банки:

  • Московский купеческий банк - капитал 1 260 000 руб.
  • Харьковский торговый банк - капитал 500 000 руб.
  • Киевский частный коммерческий банк - капитал 1 000 000 руб.

Продолжение

Оглавление всей серии:

Удачи и трезвого анализа в ваших инвестициях!!!

P.S. Подписывайтесь на мой телеграмм-канал:

https://t.me/Cervonets