Найти в Дзене
Русь Изначальная

Болеслав Храбрый: борьба с греческим обрядом и чеканка монет с надписями на кириллице

Оглавление

Этот польский правитель известен своим походом на Русь в 1018-м году для помощи своему зятю Святополку, где он захватил в плен многих родственников Ярослава Мудрого. Но не только этим он отличился.

Словяне на карте. Источник: Исторический атлас Николая Павлищева, издания 1845-го года.
Словяне на карте. Источник: Исторический атлас Николая Павлищева, издания 1845-го года.

Имеются сведения, что при нем были чеканены монеты, на которых были отображены надписи славянским письмом - кириллицей.

В Моравии преимущественно была распространена глаголица, а в Болгарии кириллица.

Получается жители этой земли, исповедующие греческий обряд подчинялись в духовном плане доростольскому патриарху. Но вся эта история подтверждает, что греческий обряд (православие) в то время в Лядской земле имел реальную, а не вымышленную силу. Вероятно, кириллица вытеснила изначально имевшую здесь глаголицу уже после 900-х годов.

Источник: Яндекс-картинки.
Источник: Яндекс-картинки.

Историк Каролина Ланцкороньская считала, что появлению и возникновению сильного латинского влияния в Лядской земле способствовали "две немки", которые оказали давление "на стареющего польского короля" Болеслава Первого. Это были его:

"четвертая жена Ода и Рикса, жена его сына Мешко 2-го, яростно ненавидящие славянское христианство".
Рыкса Лотарингская - жена Мешко Второго Ламберта. Источник: Яндекс-картинки.
Рыкса Лотарингская - жена Мешко Второго Ламберта. Источник: Яндекс-картинки.

По их наущению изгнанию в конце жизни Болеслава, в 1022-м году подвергся не только Моисей Угрин, известный по печальной истории мной изложенной ранее, но и другие.

Монахи, выгнанные из Лядской земли, ушли в Киев, в Чехию и Словакию.

В Чехии через 10 лет после изгнания основали славянский монастырь в Сазаве. В этом монастыре до конца 11-го века литургия велась на славянском языке, а не на латыни. На латинский обряд этот монастырь окончательно перешел в 1097-м году, а в 1421-м году был разрушен в ходе Гуситских войн. Православные монахи изгонялись отсюда дважды. Сначала в 1056-м году герцогом Стихвеном Вторым. Но в 1061-м году их вернули, а в 1096-м году монахов изгнали окончательно.

Как свидетельствует Маврус, написавший "Житие святого Свирида" (11-й век) монах Свирид покинул в 1022-м году Польшу "не по своей воле". Он тогда ушел в Словакию, где и жил до самой смерти в 1034-м году в монастыре святого Иполита.

Такова была ситуация в то время в Лядской земле. Так что не все так однозначно.

Дорогие читатели, с радостью жду ваши подписки и комментарии!

Лайк или репост этой статьи поможет ее продвижению!