В России появился уже сто десятый памятник Сталину. Это уже в чем-то сопоставимо со временами СССР, когда в сталинскую эпоху генералиссимусу было поставлено более двухсот памятников.
Большинство из этих новых ста десяти памятников Сталину появились после 2005 года - ну а самый первый, если вспомнить, был установлен почти 100 лет назад. Он был создан скульптором Матвеем Харламовым в 1929 году, в канун празднования 50-летия Сталина.
Это был бюст, и его установили в Ленинграде.
В Москве в сталинскую эпоху было поставлено более десятка памятников вождю - и в том числе монумент в центре города, у Большого театра. И этот памятник долго напоминал москвичам об особых отношениях, которые были у Сталина с Большим театром.
Генералиссимус сделал Большой фактически своим придворным театром, в котором он все определял и во все вникал. Сталин не жалел для артистов этого театра ничего: сам установил им высокие оклады, щедро награждал их орденами и сам выдавал им Сталинские премии. Многие артисты имели по две-три Сталинские премии, а то и по пять.
Сталин любил приезжать в Большой со своим ближайшим окружением. Бывало, что вождь прерывал заседания Политбюро, чтобы отправиться в театр посмотреть какую-нибудь отдельную сцену балета или послушать оперную арию.
Неудивительно, что Большой театр славился совершенно исключительными мерами безопасности. Вот что вспоминала об этом в своих мемуарах Галина Вишневская:
«Всю ночь охрана осматривала каждый уголок театра, сантиметр за сантиметром; артисты, не занятые в спектакле, не могли войти в театр даже накануне, не говоря уже о дне спектакля. Участникам его выдавались специальные пропуска, и, кроме того, надо было иметь с собой паспорт. С уже объявленной афиши в этих случаях дирекция могла снять любого, самого знаменитого артиста и заменить его другим, в зависимости от вкуса Великого».
Масса неудобств возникала в такие дни и у других работников Большого – например у музыкантов в оркестре.
Рядом с оркестрантами садились охранники, которые с напряжением следили за каждым движением музыкантов - и если кто-то из них вдруг лез в карман за носовым платком, охранник немедленно хватал его за руку. Наводнявшие театр спецагенты в одинаковых костюмах получили у актеров прозвище “мужской хор”.
Поиски подозрительных в Большом театре превратились в настоящую манию органов в конце 30-х годов во время Великого Террора – как собственно было и по всей стране.
Состав труппы театра результате репрессий сильно изменился. Танцоры и певцы разделили судьбу многих военных, партийных работников, рабочих и крестьян – их в массовом порядке отправляли лагеря. И многие из них просидели там до самого конца - до того момента, когда после смерти Сталина начался демонтаж ГУЛага и массовое освобождение заключенных.
Многие лагеря тогда были закрыты, охранники уехали, а сторожевых собак раздали местному населению. Но долго еще во время праздников повторялась одна и та же картина. Когда после демонстрации все начинали расходиться, эти собаки вдруг зверели - они бросались на людей, загоняя их обратно в колонны. При виде колонн в собаках просыпалась прежняя лагерная выучка.
Сейчас в Нижегородской области строится здание нового музея, посвященного Сталину - это в дополнение к ста десяти его памятникам. Этот проект уже назвали «Сталин-центр», и как сообщается, конечной вехой в экспозиции будет смерть Сталина в марте 1953 года.
Но на самом деле экспозицию в строящемся музее вполне можно продлить на последующие годы, и последней точкой сделать вынос Сталина из Мавзолея.
Это произошло 1 ноября 1961 года. Тело Сталина было тайно захоронено в могиле у Кремлевской стены.
Родственников на захоронении не было. А в один из моментов церемонии возникли непредвиденные осложнения. Когда гроб закрыли крышкой и собрались прибить ее, выяснилось, что нет гвоздей, и за ними пришлось срочно бежать в Кремль. Затем несколько самосвалов свалили в могилу, на гроб, тонны бетона.
Все это было сделано ночью. Впрочем, и днем никто бы ничего не увидел. Красную площадь заранее закрыли под предлогом репетиции предстоящего парада на 7 ноября.