На сегодняшний день экономика России все чаще сталкивается с трудностями, связанными с санкционными ограничениями, что влияет на деятельность множества отраслей. Металлургическая промышленность соприкасается с различными рисками, влияющими на её развитие и функционирование.
Ключевые слова: риски, санкции, машиностроение
Основные металлургические города:
Большое количество металлургических предприятий в России являются градообразующими (более 70 %)— они создают возможность обеспечения занятости населения, составляют доход местных бюджетов. Основываясь на данных отчета Федеральной службы государственной статистики за 2021 год, на металлургическом производстве в России работают 447 тыс. человек.
Основные металлургические города:
Новокузнецк (АО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский метал- лургический комбинат») — 549 тыс. жителей
Липецк (ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК)) — 509 тыс. жителей
Магнитогорск (ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК)) — 411 тыс. жителей
Нижний Тагил (АО «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический ком- бинат») — 359 тыс. жителей
Череповец (ПАО «Северсталь») — 315 тыс. жителей
Одной из основных отраслей в экономике страны, на текущий момент, является металлургическая промышленность. Данная отрасль дает возможность выхода нашей страны на мировой рынок, что в настоящее время и является результатом экономической политики, осуществляемой государством (по формированию национальной экономики) в процессе длительного исторического периода. Государство создает условия для благоприятного выполнения отраслью производственных и непроизводственных функций
Рассматривая на сегодняшний день довольно сложное, в связи с миро вой финансовой рецессией и ее последствиями, состояние экономики страны в целом, появляется надобность в изучении и анализе процессов становления универсального и более совершенного взаимодействия металлургических компаний и особенностей их роста и развития.
Формирование высокого уровня научно-технического развития во всех отраслях экономики способствует развитию металлургической отрасли и это проявляется в сосредоточенности металлургического производства.
В настоящее время под санкции Евросоюза попали поставка угля и стали из РФ, а также торговля золотом. Ряд ювелирных брендов отказались от покупки российских алмазов, бриллиантов. На данный момент РУСАЛ обеспокоен приостановкой Николаевского глиноземного завода и прекра- щением поставок Австралийского сырья.
В 2022 году Британия запретила импорт чугуна и стали из России, при этом Турция увеличила поставки чугуна на 212% по сравнению с прошлым годом.
Именно так Россия сможет наращивать экспорт чугуна, на который санкции не распространяются. То есть российский чугун можно будет экспортировать в Турцию, Китай и другие страны, которые смогут поставлять в ЕС продукцию, произведенную из российского чугуна.
Причем рост экспорта российского чугуна возможен при любом развитии экономических событий. После введения в действие нового пакета санкций чугун может остаться единственным продуктом, который российские металлурги смогут экспортировать без ограничений.
Черная металлургия пострадала от санкций, 2022 года. Санкции коснулись экспорта 3,9 млн тонн готового проката (листов и профилей), 0,2 млн тонн трубной продукции и 0,7 млн тонн стальной заготовки, что на сумму около 3,7 млрд.долл. По данным федеральной таможенной службы (ФТС), в 2021 г. российские металлурги поставили в Европу 8,5 млн тонн стального проката на 7,36 млрд. долл.
Из-за введенных санкций у ведущих компаний сектора – «Северстали», «Магнитогорского металлургического комбината», «Новолипецкого металлургического комбината», «Evraz» – на порядок упали объемы производства. Также за второй квартал экспорт предприятий черной металлургии упал на 20%. В открытом источнике «Русская сталь» (лобби черной металлургии) проанализировали рентабельность экспорта металлургической продукции и определили, что она «находится в нулевых и минусовых значениях, а у отдельных компаний достигает минус 49%». По прогнозам, падение экспорта стальной продукции к концу 2022 года может составить 16,4%, или 4,8 млн тонн.
Для изготовления одного изделия из серого чугуна, готовят сразу две группы изделий, одна из которых идет на уничтожение в целях проверки качества.
В качестве методов контроля могут использоваться стандартные лабораторные методы проверки структуры образцов чугуна металлографическими исследованиями, косвенные методы испытания образцов на прочность, их механическим разрушением. Данные методы предполагают изготовление специальных образцов из отливок или контрольных образцов, отлитых из чугуна.
К методам неразрушающего контроля относятся современные ультразвуковые методы, позволяющие получить самые точные и быстрые результаты не разрушая отливки из чугуна, благодаря оценке скорости распространения или затухания продольных ультразвуковых колебаний в материале.
Таким образом, при изготовлении второй группы изделий, которая идет на уничтожение, снижаются производительность труда, увеличиваются затраты на электроэнергию и материалы. Дополнительно используются мощности оборудования и происходит более сильное воздействие на экологию.
Технические риски могут быть вызваны неисправностью техники или нарушением ее работы в связи с внешними факторами (неисправность, поломка, износ техники, ошибка персонала и т.д.). Данные риски могут влиять как на экономические, так и на неэкономические показатели производства.
Природные риски в основном вызваны стихийными бедствиями (землетрясения, наводнения, шторм и т.д.).
Вследствие напряженных отношений со странами Запада, санкций и политики отказа многие металлургические компании сталкиваются с логистическими проблемами. Товарные потоки пришлось перенаправлять с европейского рынка в Азиатско-Тихоокеанский регион, что предполагает более длинное транспортное плечо, рост издержек и увеличение оборотного капитала.
На надежность грузоперевозок влияют погодные условия, тип перевозимого груза, характер маршрута и другие параметры. На практике наиболее распространены следующие риски:
1. Утрата груза;
2. Повреждение груза;
3. Задержка сроков поставки.
Помимо указанных факторов, обязательно отметим порчу продукции из-за нарушения температурного режима, аварии при погрузке- разгрузке и несоблюдение режима перевозки. При этом 20% всех рисков имеют место при транспортировке грузов через юг страны.
Все указанные риски негативно воздействуют на сотрудничество. Внастоящий момент, как никогда, актуально знание законодательства и внимательное отношение к поставкам.