Гравюра – это сложный термин, объединяющий в себе несколько печатных техник.
Офорт (на металле), ксилография (на дереве), линогравюра (на линолеуме) и другие.
В зависимости от способа получения оттиска гравюра делится на технику: «высокой печати» и «глубокой печати». В первом случае краска накатывается и переносится на бумагу с плоскости доски, а во втором — из углублений штрихов.
Рисунок на "доске" - это зеркальное отражение того, что в итоге будет отпечатано. Представляете, каким мастерством должен обладать гравер? Невероятно!
А теперь рассмотрим две техники подробнее:
•Офорт. В переводе с французского - "азотная кислота". Это "глубокая печать".
Металлическая (или медная, стальная, цинковая) пластина шлифуется до блеска, обезжиривается и покрывается кислотоупорным лаком. После просушки наносится рисунок.
Затем мастер процарапывает тонкой острой иглой все линии, тем самым делая бороздки в лаке. Так металл становится доступным воздействию кислоты только в тех точках, где необходимо сделать углубление.
Готовая проштрихованная заготовка погружается в кислоту и начинается процесс травления. После травления доска промывается, и с нее счищаются остатки лака. Далее наносится краска, которая заполняет все углубления. Бумага прижимается к основе под давлением, оттиск получается четким и контрастным. Число отпечатков может исчисляться сотнями, но клише постепенно стирается и теряет контрастность.
•Ксилография. Вид "высокой печати". Делается на дереве.
На доску наносится рисунок, который затем "вырезается" по контуру различными инструментами. Полученное изображение покрывается краской и отпечатывается.
Любопытный факт - часто происходило своего рода разделение труда: художник создавал рисунок, гравер воспроизводил его. Именно поэтому искусствоведам бывает сложно атрибутировать гравюры. Ведь это могли быть не два человека, а целая артель.
Нравятся ли вам гравюры? Или кажутся излишне пресными и скучными?