Другой путь - не просто название. Одно из проявлений данной жизненной концепции - на коленке составить нестандартный маршрут и попытаться реализовать его. Когда пришлось добираться из Котласа (Архангельская область) в сторону Костромы, я выбрал максимально невменяемый путь через Лойгу, Илезу, Тотьму, Гремячий, Солигалич. Если сверится с картами, большая часть его - грунтовые, лесные дороги, но и они есть не везде. Часть пути необходимо было пройти по ветке Лойгинской железной дороги в Вологодской области. А всё путешествие затянулось на несколько дней.
Несмотря на близость (12 километров) круглогодичной автодороги, немаленький посёлок Лойга Архангельской области до сих пор не имеет автомобильного сообщения с внешним миром. Автомобильное движение в Лойге летом производится только в пределах населённого пункта. Зимой сооружается зимник.
В остальное время есть три основных способа попасть (выбраться) из Лойги:
- Пару раз в день на поезде РЖД;
- На дрезине (тепловозе) по частной Лойгинской железной дороге (далее ЛУЖД) до станции Сулонга, пассажирских поездов здесь нет;
- Пешком по путям.
Вечером на коротком поезде РЖД прибываю на станцию Лойга. Моя цель добраться до Сулонги, конечного действующего пункта ЛУЖД на "западной ветке".
Найти транспорт даже за деньги в таких местах может быть проблемой. Движение зачастую крайне редкое и непредсказуемое. Но сейчас осень, народ должно быть ездит за ягодой и прочим, значит есть шанс проехать с кем-нибудь хотя бы часть пути.
На станции узнаю, что поезда по ЛУЖД ходят достаточно часто. Несколько в сутки. Специализация - лесовозная. Но лес сейчас возят с восточного участка (бывший посёлок Лесной), в Сулонгу ездят не каждый день.
Надежда только на частные дрезины, но не факт, что кто-то будет. Предлагают спать в общежитии для работников "Верховажьелес" (текущий собственник ЖД).
Но я решаю переночевать у главной станции, а с утра доехать хотя бы до развилки и дальше пойти пешком, в надежде, что кого-нибудь всё же удастся поймать. В любом случае, за день дойти успею. Должен успеть.
Долгая ночёвка располагает к приготовлению полноценного ужина, хотя путешествуя один, обычно пропускаю его, довольствуясь небольшим сухим перекусом. Дополнительно нашёл несколько грибов, сделал рагу.
Несмотря на сырой лес (неделю шли дожди) и минусовую температуру спалось хорошо. Подъём в 8 утра, чай и всё остальное.
Мороз скрепил грязь и покрыл белым налётом шпалы и рельсы. Ночью пришли два состава с лесом и теперь маневровый тепловоз должен всё это доставить на перегрузку, где кругляк перевалят в ширококолейные вагоны и увезут в Финляндию.
Осматриваю депо, заброшенный вокзал и окрестности. Выглядит "железка" местами запущено, много разукомплектованного подвижного состава и разрухи, но видно что дорога живёт.
Есть новые локомотивы, стойла, помещения для персонала. Более того, движение осуществляется круглосуточно и контролируется диспетчером. Редчайший для частников подобного статуса случай.
Иду в будку дежурного диспетчера, узнать когда ближайший поезд.
- А тебе куда надо? - спрашивает доброжелательная улыбчивая женщина.
- Вообще в Сулонгу, но хотя бы до Развилки доехать.
- Ты вовремя, я через 5 минут туда тепловоз отправляю.
- Прям в Сулонгу, да ладно?
- Я ж говорю, тебе повезло!
- Меня возьмут?
- Если бригаде понравишься) Зелёный тепловоз сейчас приедет. Я им скажу, чтоб остановился...
Машинально благодарю тётю и Небо, в очередной раз удивляясь божественному предопределению, которое выражается в поразительных случайностях, показывающих, что жизнь на самом деле более линейна, чем кажется. Каждый находится в своё время и в своём месте, как кусочек смальты в прекрасной мозаике мироздания. Кто верит в случайности, тот не верит в Бога.
Облупленный локомотив действительно крадучись выполз из-за поворота. С пути со всяким ржавым хламом он подцепил пустую платформу, принял меня на борт и отправился в лесные оранжевые дали.
На выезде со станции образовалась "пробка". В лес за ягодой едет целая артель. Но они не на Сулонгу.
Лойгинская узкоколейная железная дорога. Колея 750 мм. Год начала движения - 1947. Интенсивное строительство осуществлялось в 1963 - 1989 гг. На пике развития длина магистральных линий достигала 230 километров, что делало данную железную дорогу третьей по величине узкоколейкой СССР. До станций Сулонга, Лесной и Айга ходили пассажирские поезда.
Узкоколейки в наше время признаны ненужным рудиментом, свыше 99% их на территории России разобрано. На момент посещения автором ЛУЖД лишилась половины путей, но тем не менее с оставшимися 118 километрами всё ещё оставалась по протяжённости на третьем, а может и на втором месте в России.
Мы движемся платформой вперёд. Железная дорога в таком состоянии, что разогнаться выше 30 км\ч и не "слететь" даже на "лёгком" поезде непосильная задача. Путь меньше 50 километров нам предстояло преодолевать часа 2-3.
Гружёные же составы идут со средней скоростью 5 км\ч! И то иногда сходят.
Та самая развилка. Станция так и называется "Развилка". Если сказать в Лойге это слово все поймут о чём речь. Помощник машиниста переводит стрелку направо. Движение туда раз в десять меньше, чем вперёд. Сегодня, например, ещё никто не ездил - рельсы покрыты инеем.
Антураж самый замечательный. Я попал в отчуждённый лесной край действительно в самое лучшее время. Оранжевое безмолвие чудесно подсвечивает холодное светило, свет падает как надо.
Несмотря на холод часто еду на передней площадке, фотографирую и просто ловлю ускользающую атмосферу прошлого. Сделать качественные снимки не так просто. Качает, как будто мы в бурном море.
В локомотиве собралось изысканное общество. Едем впятером. Так как я не слишком людимый человек, думалось, что будет некомфортно и вообще тесно.
Но ничего, компания славная в своём распределении, было интересно послушать байки и поспрашивать про жизнь в этих краях в целом и об узкоколейке в частности.
Как и везде народ удивляется, что я забыл в их "дыре". Нечасто здесь бывают гости из внешнего мира. Концепция "Другой путь" как обычно вызывает непонимание.
А тепловоз, похоже что, уже не тепловоз, а мотовоз. Всё полностью переделано, панель управления лишилась части приборов, компоновка изменена, кабина стала гораздо просторней, даже заводской номер утрачен. Местный № 64, и тоже не понятно почему. На ЛУЖД нет столько локомотивов.
Помощник зорко смотрит вперёд, сканируя состояние пути, следя за скоростью по навигатору и иногда осаживая машиниста.
Распугиваем птиц и животных. То и дело с путей срываются тетерева или куропатки, не разберёшь.
Тук-тук, тук-тук, тук-тук, тук-тук...
На всякой активной узкоколейке есть "усы"- временные ответвления на разработки или делянки, которые, по мере надобности, постоянно перекладываются в разные места. Одним словом - стрелка на перегоне. Иногда их длина превышает длину магистральных линий. На ЛУЖЖ таковых - 55 километров. Помощник снова переводит стрелку.
Пассажир. Если что все знали, что я может быть напишу про данную поездку. Против фото не были.
На ЖД существует множество разъездов, в сторону Сулонги все они заросли. Примечательно, что некоторые из них не просто безликие "километры", а имеют названия. Берёзовец, Печеньга, Обрубный.
Деревянный мост через реку Уфтюга.
Движение на Сулонгу заглохло, потому что нужный лес весь выбран. Ветку пока оставили для связи с большой землёй, именно по ней доставляют продукты, какие-то вещи, вывозят больных и т.п. Это проще и дешевле, чем договариваться с РЖД.
Снаружи зябко и сыро. Температура в тени всё ещё ниже нуля. А в кабине топиться печка, тепло. Гармонично и умиротворённо. Кемарится.
Идиллию нарушает лязг и скрежет. Тряска и резкая остановка. Сон как рукой сняло.
"Приехали..."- , обыденно произнёс машинист.
"Я тебе говорил не гони... мы что, куда-то торопимся под 30 ехать"- помощник начал тихо материть машиниста.
Но эскалации не последовало. Мужики обыденно достали инструменты, и начался долгий процесс постановки поезда обратно на рельсы.
Сходы на ЛУЖД не редкость. У каждой бригады с собой набор принадлежностей для постановки поездов на место.
Не знаю, из-за чего обычно в мире сходят поезда, но в нашем случае вместе с локомотивом от гнилых шпал "оторвалось" метров 50 рельс.
Для начала их надо вернуть на место. Желательно, заменив несколько шпал.
Сходы бывают разные. Бывают, скажем так, лёгкой тяжести, когда сошло лишь пара колёс, а бывает и такое, что если не успеть затормозить - локомотив улетает с насыпи в лес. У нас что-то среднее, ближе к первому варианту. Можно поставить и своими силами, для тяжёлых случаев привлекается дополнительный локомотив.
Сзади подъехал ремонтный поезд, он же путеукладчик. Мы его не вызывали, он сам. Образовался затор.
Да, на ЛУЖД существует собственная постоянная служба "путейцев". Они кладут и снимают те самые временные "усы" на делянки и ремонтируют совсем уж безнадёжные участки. После того, как пожурят бригаду, они нам помогут.
Кстати, я бы не смог уехать с ремонтниками из Лойги, так как они "сулонгские". Тепловоз базируется там.
Чтобы поставить поезд обратно на рельсы, в арсенале каждой бригады есть различные устройства, специальные "башмаки", куски рельс, тиски и т.д. Некоторые сразу с собой возят новые шпалы, но, если что, их можно сделать и на месте. Без них вообще не выезжают.
Принцип такой: колесо накатывается на закреплённый "башмак", после чего, при помощи направляющих, скатывается куда надо. Машинист должен работать очень плавно, буквально по сантиметрам, руководствуясь командой человека, наблюдающих за процессом. Т.е. в теории поезд можно поставить на рельсы обратно вдвоём.
Дело сделано. Не сказать, чтобы долго, но часа 2 времени ушло. Едем дальше.
Ремонтники за нами.
Машинист теперь осторожен. Действует по принципу, лучше перебздеть чем, не ... Пока гром не грянет мужик не перекрестится.
Наконец, лес расступается. Впереди большая поляна с ржавыми путями и заброшенными домами вокруг.
Посёлок Конторка, станция в котором носит более поэтичное название Сулонга, по протекающей неподалёку реке. Получается, 50 километров мы ехали почти 5 часов!
Когда-то дорога продолжалась гораздо дальше, ветвясь в сторону сёл Айга и Вощар, а в Сулонге существовало полноценное депо. Теперь лишь два заросших пути и неиспользуемый тупик для погрузки леса. Здесь ещё есть пара "своих" тепловозов, но дни их сочтены.
А вот ответ на вопрос зачем сюда вообще ехали. Два пассажира будут добираться по делам до Верховажья, где находятся управление лесодобывающей компании и хозяева дороги. А на платформу погрузят каракат, и какие-то товары, да повезут в изолированную Лойгу.
Я же осматриваю полуживой посёлок и ухожу дальше по маршруту. До конца дня мне удастся добраться попутками до райцентра Тарногский городок (в обиходе Тарнога) и даже дальше.
История 2021 года. В 2022 движение поездов на ЛУЖД остановлено. По состоянию на 2023 дорога находится в процессе ликвидации. Чтоб не пропали фотографии, я, вероятно, сделаю про неё отдельную публикацию.
Смотрите также фоторассказ с АУЖД:
Другие записи по теме в подборке железнодорожье: