Найти тему
ДВИЖЕНЕЦ

Северно-Сибирская железная дорога - новый проект или опять "те же грабли"?

Оглавление

5 октября 2023 года президент России Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о строительстве Северо-Сибирской железнодорожной магистрали.

В поручении сказано, что Правительство РФ, правительство Кемеровской области, Российская академия наук и ОАО «РЖД» должны доложить о рассмотрении проекта до 1 марта 2024 года.

Суть и значение проекта новой магистрали

"Я всегда говорил, что есть две должности, которые я бы никогда не хотел занимать. Одна – это место папы Римского, а другая – место президента России. Необходимость держать воедино эту огромную страну – определённо самое сложное, что можно представить в политике", — сказал экс-канцлер ФРГ, Герхард Шрёдер.

И в действительности управлять страной, имеющей 11 часов поясов и протяженностью примерно 10 тыс. км с Запада на Восток чрезвычайно трудно. Важнейшая роль в решении вопросов экономического, политического и социального развития страны играет транспорт, а именно единая транспортная система (далее - ЕТС), важнейшей и неотъемлемой частью которого является железнодорожный транспорт. Необходимо развивать транспортные системы, производить взаимоувязку различных видов транспорта. С этой точки зрения, а также с точки зрения истории мы рассмотрим недавнюю (а на самом деле - давнюю) новость о проектировании Северно-Сибирской магистрали.

Фотография Транссибирской магистрали | Фотография взята с сайта sib100.ru
Фотография Транссибирской магистрали | Фотография взята с сайта sib100.ru

Решением каких транспортных вопросов может стать строительство новой магистрали?

Проект был внесён в Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года, принятую в 2008 году.

Задачей проекта является разработка новой магистрали длиной 2.2 тыс. км, которая свяжет Нижневартовск (ХМАО) – Белый Яр (Томская область) – Усть-Илимск (Иркутская область), см. рис. а. Северно-Сибирская магистраль будет проходить севернее Транссибирской и будет иметь непосредственное пересечения в Усть-Илимске с нею, а также будет пересекаться с Транссибом через другие железные дороги ОАО "РЖД" (филиалы), см. рис. б.

Рисунок а.- Карта Севрно-Сибирской магистрали (синим цветом, обведено) | Карта взята с официального сайта РЖД, rzd.ru
Рисунок а.- Карта Севрно-Сибирской магистрали (синим цветом, обведено) | Карта взята с официального сайта РЖД, rzd.ru
Рисунок б - примыкание СевСиба к Транссибу | Карта взята с сайта russia-karta.ru
Рисунок б - примыкание СевСиба к Транссибу | Карта взята с сайта russia-karta.ru

Влияние новой магистрали:

- она позволит увеличить пропускную и провозную способность Транссибирской магистрали и Восточного полигона в целом - главная задача СевСиб магистрали ("дублёр" Транссиба);

- послужит толчком развития других "заброшенных" или отложенных проектов, ("Белкомур", Баренцкомур", "Северный широтный ход", "Трансатлантическая магистраль") а также развитие Северного морского пути;

- строительство железной дороги резко повысит эффективность развития регионов Красноярского края и Западной Сибири (именно там будет находится грузовая база магистрали - месторождения нефти данных регионов);

- соединение нового северного порта Индиго железнодорожными путями с грузовой базой Урала и Западной Сибири, что увеличит грузооборот страны;

- добавит логистическую вариативность при организации грузопотоков страны, а также международных перевозок;

- СевСиб даст возможность угольным зарождениям Сибири выход на арктическую зону, далее - к Архангельску и Мурманску (в Архангельске расположен Архангельский морской торговый порт, в Мурманске Мурманск, Кандалакша, Витино, а также новый морской порт Индиго), что позволит России бороться за ресурсы Антарктиду.

Важно понимать значимость проекта не только с точки зрения первичных потребованностей (например, роль дублёра трансиба или соединение Транссиба с Северным морским путём), но и дальнейшей перспективы развитие транспортной железнодорожной системы страны.

Карта топология развития сети жд | Карта взята из статьи https://dzen.ru/a/ZKcucc0N30ReonEO
Карта топология развития сети жд | Карта взята из статьи https://dzen.ru/a/ZKcucc0N30ReonEO

История разработки Северо-Сибирской магистрали и реалии жизни

Как и большинство проектов, которые государство называет новыми - на самом деле продукт советских железнодорожников 80-х годов, но из-за куда более важных проблем и различного рода кризисов данные проекты откладывались в долгий ящик.

Строительство Северо-Сибирской железной дороги (правда протяжённостью 1.9 тыс. км - вместо нынешних 2.2 тыс. км) от Нижневартовска до Усть-Илимска обсуждалось в начале 2000-х годов как северный дублёр Транссиба. Проект внесли в Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года, принятую в 2008 году.

Начало разработки данного проекта откладывалось, переносилось. Официальной причиной, естественно, было недостаточное финансирование и заболоченности Томской области. Как только умудрились БАМ и БАМ 2.0 проложить - загадка. В этом плане многочисленные переносы СевСиба напоминают переносы таких проектов, как ВСМ (от ВСМ-1 до ВСМ-4).

Но, несмотря на объективные причины действительности: кадровый голод, финансирование, которое сами знаете на что сейчас направлено - деньги на строительство, походу, всё-таки выделят. Но мы живём в России, а это весомый фактор.

А речь идёт не о миллионах и даже не миллиардах, в начале 2008 года фигурировала сумма 500 млрд. руб., но к концу выросла до 1.5 трлн. руб. Ситуация с растущими финансовыми вложением вполне вероятна, учитывая санкционное давление и опыт строительства БАМа 2.0

Впрочем, несмотря на ошибки прошлого, ведь строительство можно было и начать и закончить в 10-ые - начало 20-ых, я считаю, что подобные капиталовложения многократно окупятся. Лучше вкладывать поздно, чем никогда - мой прогноз. Тем более президент Путин поручил рассмотреть возможность снижения перевозочных тарифов в арктической зоне России, что даёт надежду на счастливый конец данной саги.

Если Вам понравилась статья, то, пожалуйста, подпишитесь и оцените мой труд. Удачи!

Грабли
8392 интересуются