Кто стоит за эмблемой Советского Союза. Имя этого человека практически никто и не знает.
В мае исполнилось 105 лет с того дня, как появился ныне всемирно известный символ труда — «cерп и молот». Трудящиеся Страны Советов увидели эту эмблему на первой после Октябрьской революции первомайской демонстрации в Москве. В 1918 году День международной солидарности трудящихся впервые отмечался в Советской России как государственный праздник.
Всемирно известную эмблему «cерп и молот» — знак союза рабочих и крестьян и символ борьбы трудящихся за свои права — придумал и разработал ныне позабытый художник-декоратор Евгений Иванович Камзолкин (1885–1957). Большую часть жизни он прожил в подмосковном Пушкино, там же ушел из жизни. К сожалению, даже в родном городе о своем знаменитом земляке почти не знают. А за рубежом он и вовсе неизвестен.
Шедевр по заказу
В 1918 году, накануне празднования 1 Мая, Моссовет поручил Камзолкину, в то время главному художнику театра Замоскворецкого Совета рабочих и крестьянских депутатов, заняться оформлением Серпуховской площади в рамках городского творческого конкурса. Необходимо было создать наиболее выразительные символы первомайского торжества. В рабочую группу вошли и его товарищи по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества: Сергей Герасимов, Николай Чернышев и Дмитрий Соболев.
Идеи представления орудий труда или оружия как символов нового строя тогда витали в воздухе. Это были и серп и молот, и молот с наковальней, и коса с гаечным ключом, и меч с плугом… На конкурс представлялись наиболее удачные и выразительные эскизы.
О том, как родился будущий художественно-политический символ мирового масштаба, вспоминал Сергей Герасимов — впоследствии народный художник и первый секретарь Союза художников СССР:
«Мы разостлали на полу мастерской кумачовое полотнище, стали углем на длинных шпильках чертить рисунки. Стоявший рядом со мной Евгений Камзолкин сказал: «А что, если попробовать такую эмблему, пожалуй, будет советской?» При этом стал чертить серп, говоря, что это будет означать крестьянство, а внутри молот — это будет рабочий класс. «Ведь, пожалуй, подойдет», — сказал он. Мы согласились…»
Евгений Иванович рассказывал:
Товарищи из Моссовета говорили: «Может, плуг и молот с наковальней изобразить?»
Он сделал несколько таких набросков, но все же остановился на скрещенных серпе и молоте. Их графика оказалась самой лаконичной, но при этом выразительной в художественном смысле и простой в исполнении. Тот самый случай, когда говорят, что гениальное просто. В Моссовете эскиз Камзолкина приняли без долгого обсуждения. 1 мая 1918 года серп и молот украсили не только Серпуховскую площадь, но и весь Замоскворецкий район Москвы.
Эмблема №1
Новый символ произвел большое впечатление и на высшее руководство страны. 10 июля 1918 года на V Всероссийском съезде Советов в ходе принятия первой Конституции РСФСР было утверждено включение серпа и молота в разрабатывавшийся тогда художником Александром Лео государственный герб РСФСР. Правда, Лео решил «усилить» эмблему, добавив к серпу и молоту меч как символ армии.
Но Совнарком во главе с В. И. Лениным идею отверг, посчитав, что в изображении герба государства не должна звучать тема войны. Уже 26 июля 1918 года эмблема «серп и молот» была официально изображена на государственной печати Совнаркома РСФСР. Потом она появилась и на гербе РСФСР в доработке художника Николая Андреева, в будущем заслуженного деятеля искусств СССР. А затем серп и молот стали изображать и на государственном гербе СССР.
Всего за 5 лет художественный символ, придуманный Камзолкиным, прошел путь от простого оформительского знака в праздничных декорациях Серпуховской площади в Москве до главного символа Советского государства. Серп и молот появились на орденах и медалях, на монетах и звездочках красноармейцев, на государственных флагах и гербах всех советских республик, на эмблемах предприятий и плакатах, в виде скульптурных композиций и на печатях всех предприятий.
Знак «серп и молот» без преувеличения стал широко известным во всем мире. Эмблема не только обрела самостоятельное художественное значение в политическом смысле, но и стала одним из лучших образцов русского авангардизма, хотя сам художник с этим направлением был мало связан.
Неизвестный гений
Камзолкин хорошо понимал выдающееся значение созданного им художественного образа, но при этом говорил, что не ожидал такой блестящей судьбы придуманной им эмблемы. Трудно даже представить себе возможную материальную обеспеченность создателя символа, используемого повсюду не только в Советском Союзе, но и во множестве других государств, если бы в СССР существовало полноценное авторское право на интеллектуальную собственность.
В те времена, чтобы получить официальную награду, надо было сделать немало, но нередко люди искусства получали высокое признание за куда меньшие заслуги. Казалось бы, власти обязаны были достойно отметить автора главного символа государства, но этого не произошло. И весь мир пользуется эмблемой уже более 100 лет совершенно бесплатно. Даже имя его создателя так и осталось совершенно неизвестным широкой публике.
Только в 1947 году журналисты разыскали Камзолкина по случаю приближения 30-летия Октябрьской революции. В прессе тогда появилось несколько публикаций о нем, но затем о художнике снова благополучно забыли. В 1957 году Камзолкин тихо скончался.
Нельзя сказать, что творец всемирно известного символа мирного труда остался в полном забвении. На стенде детского сада No 1 в городе Пушкино установлена памятная доска, посвященная художнику, краевед Василий Панченков подготовил о нем книгу «Евгений Камзолкин. Дневник художника», опубликовано несколько статей в Интернете. Но это, пожалуй, и все.
Не лучший образец
Как личность Камзолкин в реалии советской эпохи вписывался плохо, не был носителем и проповедником революционной идеологии молодого Советского государства и не мог служить образцом борца за светлое коммунистическое будущее. Будучи выходцем из купеческой семьи, в партии он не состоял, в политической жизни почти не участвовал, регалий и наград не имел, в президиумах не заседал. Его участие в общественной жизни свелось к тому, что он являлся одним из основателей общества живописцев «Жар-цвет», куда входили, например, Петров-Водкин и Добужинский, а еще написал в 1919 году книгу «Рабочий и крестьянский театр».
Жил-был художник один…
С начала 1920-х Камзолкин жил в подмосковном Пушкино, в красивом доме-теремке, построенном по его проекту (к сожалению, он сгорел вскоре после смерти художника). Жил один, вел уроки рисования в местной колонии для беспризорников, а в 1939 году часть своего участка передал под строительство музыкальной школы No 1, которая существует до сих пор. Помимо преподавания занимался сценографией спектаклей, писал картины на древнеегипетские темы, увлекался пейзажной живописью, вдохновляясь красотой подмосковной природы. Полотна художника хранятся сегодня в запасниках Третьяковской галереи, в Театральном музее имени Бахрушина в Москве, в подмосковном музее-усадьбе «Мураново».
Забывать нельзя
Во второй половине XX века «серп и молот» разошелся по миру, эмблема стала главным символом международного левого движения. С ним мог поспорить разве что появившийся в конце 1960-х годов портрет легендарного партизана Че Гевары. За рубежом и сегодня под эмблемой, созданной Камзолкиным, выходят на демонстрации солидарности и протеста трудящиеся и студенты, он присутствует на флагах ряда коммунистических партий, левых и национально-освободительных движений, на гербах и государственных флагах ряда государств.
Притом что Е. И. Камзолкин не был выдающимся художником, созданный им образ переоценить невозможно, и забывать об этом нельзя. В общероссийском масштабе память о художнике можно восстановить, следуя существующей практике присвоения звания «Народный художник России» посмертно. А на городском уровне это могли бы быть, например, памятный знак с кратким описанием на центральной Советской площади, присвоение одной из городских улиц имени художника, размещение информации о нем и главной работе его жизни на мониторах в салонах общественного транспорта. Евгений Иванович Камзолкин — автор международного художественного бренда, символизирующего единение людей труда, — безусловно, заслуживает этого.
Александр Попов