После того, как мы посмотрели на Сулакский каньон с двух смотровых площадок, а потом спустились в реке Сулак и покатались среди живописнейших скал, мы решили, что свою долю впечатлений и восторгов от каньона мы уже получили. Но мы были неправы. По дороге назад с лодочной станции мы заехали на еще одну смотровую площадку. И могу сказать, что с нее открываются самые-самые сногсшибательные виды на каньон. Это было настоящее ВАУ! И народу было не так много, как на предыдущих площадках, потому что на катере кататься едут не все. Знали бы они, сколько потеряли!
Последняя смотровая площадка на Сулакский каньон
В месте, где мы остановились, скалы на другом берегу реки Сулак менее высокие, при этом река делает крутой изгиб. И открывается великолепный обзор.
Я думаю, комментировать здесь нечего. Это и есть тот открыточный вид каньона, который обычно выпадает в поисковике.
А дальше была опять дорога по кромке каньона, туннель в 14 км, КПП и, наконец, мы вернулись к Зауру, в наш чистый и удобный Мерседес. Завершала наш насыщенный впечатлениями день еще одна многообещающая поездка – на бархан Сарыкум.
Бархан Сарыкум
Это место является уникальным не только для Дагестана. Можете себе представить – посреди скалистой равнины, в окружении гор, находится еще одна гора – только из песка. Причем, до ближайшей пустыни – 300 км. И откуда эта гора здесь взялась? Ученые не могут найти ответ. А легенды могут. По одной из них, бархан оставил великан. Переходя через Каспий, он начерпал в сапоги песка, поэтому присел на гору и вытряхнул песок из сапог. Поэтому барханов раньше было два – Большой и Малый. Но малый был изведен для нужд строительства, пока в 2017 году он не был наделен ЮНЕСКО статусом биосферного заповедника.
Мы приехали к бархану уже вечером – около 18 часов. Было почти темно, но мы решили, что погулять по бархану при луне будет очень даже романтично, и направились к нему.
Перед барханом увидели полуразрушенное, когда-то красивое здание. Это ЖД станция, построенная в 1917 году.
Увидели еще один объект – округлый камень с петроглифами. Так как никакой таблички рядом не было, узнать назначение и историю камня не удалось. Но видно, что старинный.
Перейдя через линию ЖД, подошли к кассе. Билет стоит 150 руб., но для пенсионеров бесплатно. От кассы начинается металлический трап, по которому только и можно ходить по бархану. Так сделано, во-первых, чтобы многочисленные туристы не нарушали уникальную экосистему бархана, а также в целях безопасности – в песках бархана водятся ядовитые змеи и насекомые.
В основании дорожки, слева, находится оригинальное здание Визит-центра, проще говоря, музей. Но мы туда не попали по той же причине – был уже вечер. Информацию о бархане почитали на табличке.
Поэтому сразу пошли по трапу на вершину бархана, высота которого равняется высоте 90-этажного небоскреба, то есть, около 300 метров. Не все из нашей компании пошли гулять по бархану. Кто-то отсеялся, пройдя немного, а кто-то даже не вышел из машины. Конечно, день был насыщенный и все устали. Я бы вообще бархан не объединяла с Сулакским каньоном, потому что впечатление от него перекрыть практически невозможно.
В итоге на сам бархан мы взобрались втроем - со Светой и Ленусей. Мы шли над песком, поросшим где густо, где редко колючками. Других растений не было.
Никаких змей, скорпионов, тушканчиков и прочих представителей животного мира тоже. О том, что они здесь в принципе есть, периодически извещали таблички.
Наконец приблизились к вершине – колючек становилось все меньше.
А на самой вершине расположена ровная площадка из песка, по которому уже можно ходить. Правда, разуваться нельзя. С вершины бархана открывается вид на Махачкалу.
Только поднявшись наверх мы поняли, что больше никто из нашей компании нас не поддержал, поэтому не задерживаясь стали спускаться.
До поездки на бархан читала разные отзывы, где рекомендовали посетить бархан именно вечером, чтобы насладиться закатом и огнями Махачкалы. Лично я не насладилась. Мое мнение – бархан интереснее посещать днем, если хотите увидеть сам бархан. А если интересует вид на Махачкалу, то, наверно, вечером. Но со смотровой площадки Тарки виды на Махачкалу лучше. И отдельно от Сулакского каньона. К тому же, когда мы спустились, то с трудом нашли нашу машину – автомобильная стоянка и дорога к ней практически не освещались.
Это моя четвертая статья про поездку в Сулакский каньон и другие сопутствующие на этой экскурсии места. Я также сняла несколько видео, которые постепенно выкладываю. Ссылки на статьи будут в конце.
Стоимость поездки
А сейчас о том, во сколько нам обошлась поездка.
Зауру за машину каждый из нас заплатил по 1670 руб. Поездка на УАЗИКЕ и катание на катере по каньону – по 1600 руб. Комплексный обед в ресторане Главрыба – 650 руб. Стоимость чудУ и урбеча я не считаю – это индивидуально. Итого 3920 руб.
Дороговато, но очень интересно. Если надо сэкономить, я бы посоветовала не ехать на бархан. Но прокатиться на катере я советую обязательно.
Ссылки на мои статьи: