Конечно, Аляска не была русской в прямом смысле слова, как, например, Старая Ладога, или Новгород, или Киев. Но было время, когда она принадлежала России, и как знать – сложись обстоятельства по-другому, имелся бы у нас плацдарм на североамериканском континенте. Ведь был человек, немец, который хотел сохранить Аляску за русскими…
НЕМЦЫ В ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РОССИИ
В XIX веке, когда планета делилась на империи влияния, побеждали сильнейшие. И немцы на русской службе вложились в Российскую империю, продолжив традицию фельдмаршала Миниха (о нем Екатерина II сказала: «Миних не был сыном России, но он был одним из ее отцов»).
В России в XIX веке немцы работали повсюду в качестве чиновников среднего и высшего ранга. На дипслужбе из 484 дипломатов – 184 немца. Из них в Германском союзе работали 42,8%, в Австрии – 27,8%, в Баварии – 46,7%, в Пруссии – 62,5%. Даже в Великобритании, где немецкий не приветствовался, – 50%, во Франции – 44%. В США, где немецкий чуть не стал государственным языком, – 38,9%. Работали и на экзотических направлениях: в Японии – 50%, в Китае – 38,5% и в Бразилии – 40%.
Немецкая педантичность чрезвычайно подходила для министерств внутренних дел и просвещения. Вспомним убитого террористами Вячеслава Плеве и последнего шефа МВД Бориса Штюрмера.
Транспортом в России заведовали Герман Паукер, Адольф Гюббенет, Николай Шаффгаузен-Шенберг-Эк-Шауфус. Железные дороги активнее всего строил Сергей Витте.
Ну и разумеется, финансы – Егор Канкрин, Михаил Рейтерн, Николай Бунге, снова Сергей Витте, Петр Барк. Сказать, что немцы добились в финансах полного благоденствия, нельзя – Аляску Александр II уступил и по этой причине. Но для развития остальной территории бюджета в целом хватало. Можно сказать, что роль немецких министров в латании дыр и сдерживании мотовства неограниченных владык России недооценена!
В Первую мировую лидирующие позиции немцев на госслужбе поставили царскую семью в трудное положение… Начальник Военно-походной канцелярии Николая II князь Орлов докладывал: «В армии даже солдаты поговаривают с досадой – как бы немцы в окружении царя не заставили его подписать мир до разгрома врага». Критиковала немцев и царица (сама немка): «Каков старый Фредерикс, не слишком gaga?» – пишет она в 1916 году про министра двора.
Здесь нужно отметить две детали: с одной стороны, Николай II вынужден был ритуально пожертвовать несколькими абсолютно лояльными немцами; с другой – влияние на него царицы преувеличено – немца Фредерикса он не снял, и министр продержался до самого февраля 1917-го.
ДИРЕКТОР АЛЯСКИ
Наш герой – барон Фердинанд Петрович Врангель, родившийся в 1796 году в Пскове, чиновник не высшей когорты, титул графа так и не получивший. Хотя чин генерал-адъютанта и затем адмирала за один год (1856) – это очень много, и вполне по заслугам. Его имя увековечено в названии острова рядом с Аляской. Судьба Аляски связана с Врангелем и косвенно – как мореплавателя, и напрямую – он возглавлял директорат той самой Российско-американской компании в Русской Америке.
Компания была создана указом Павла I в 1799 году. И такой значимый проект, сравнимый с Ост-Индской компанией, курировали сразу пять ведомств: морское, финансов, иностранных и внутренних дел и, конечно, духовное.
Россия как восприемница Византии распространяла православие. Тем не менее у прибывшего в качестве директора в Новоархангельск на Аляске в сентябре 1830 года барона дел было невпроворот – владение снабжалось плохо, рейсы из Кронштадта прекратились, баланс компании стал убыточен.
Первым делом в Новоархангельске началось строительство с претензиями. Городок обнесли кирпичной стеной со стороны моря. Подготовили амбразуры, и примыкающее поселение аборигенов оказалось под прицелом орудий и фальконетов. Ведь волнения аборигенов зачастую подогревались извне…
Администрация колонии вводит монополию на торговлю с индейцами, несколько снижены цены на закупку русских товаров – дирекция старалась работать вдолгую. Расширять рынок и улучшать отношения с местными. Крепости нужны, но одной эксплуатацией не проживешь. Врангель отмечал «незначительность суммы, расходуемой на алеутов, и удивительную несоразмерность пользы, от них извлекаемой». Поэтому по настоянию Врангеля старые долги алеутов списаны, а расценки на пушнину повышены на треть.
Уже в первой половине XIX века образованный немец понимал: спиртные деньги – «короткие», вдолгую пользу не принесут! Как следствие, уменьшена продажа крепкого алкоголя – в отличие от колоний европейцев, просто спаивающих индейцев. Меньше рома и водки – больше обуви и платья… Что-то получилось, и барон с удовольствием констатирует: «Удовольствие видеть людей одетыми тепло и опрятно». Речь шла и о местных. «Людей»! – в отличие от испанцев, долгое время не позволявших индейцам креститься и сомневающихся – люди ли это вообще…
Далее, решили выделить материал и средства на больницу – тяжелых из селений отвозили туда, в Павловскую гавань на острове Кадьяк. Результат – начался небольшой прирост численности индейцев.
Наконец, не без труда, даже скандалов с Петербургом, руководство компании закладывает укрепления на реках. По истечении договора 1824 года о свободе торговли Врангель и деловые люди в компании решают вообще не пускать англичан (Компанию Гудзонова залива).
С 1840 года Врангель вообще был полновластным главным директором компании, видимо, заслуги его так ценились, что он получил несколько должностей подряд, и в Петербурге перебросили его на, как тогда казалось, более важные участки работы. Аляской после 1849 года, из-за конфликта с начальником Главного морского штаба, барон руководить уже не мог.
Не стало Фердинанда Врангеля в 1870 году. И будь у барона генетика покрепче, как у Миниха, построившего Ладожский канал, – наверное, и сами перспективы Русской Америки, в том числе и финансовые, показались бы в Петербурге иными…
Устоявшимся, но неверным аргументом в пользу уступки Аляски, например, считается невозможность снабжения колонии. Это не так. Расчетливый барон Врангель, действуя небинарно, пошел на некоторые послабления и в 1839 году сдал в аренду часть владений Компании Гудзона залива – именно в обмен на помощь со снабжением.
ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Барон Врангель пытался освоить Аляску как часть России – но что она, вообще, из себя представляла? Административное деление империи было весьма сложным. Аляска не являлась ни губернией, ни даже наместничеством. В 1821 году вышел указ Александра I, обозначивший эту «страну» севернее 51-й параллели как владение России. Эксклюзивная для России зона в 115 морских миль – невиданно много – указывала на большие виды на морскую живность вокруг, особенно на морских котиков.
Увы, продана за 7,2 млн долларов в 1867 году Александром II Русская Аляска была без всяких оговорок. Сегодня это и штат Аляска, и штат Орегон, и куски Калифорнии и Канады…
Геотория (понятие, объединяющее категории «территория», «акватория» и «аэротория») свыше 3,5 млн кв км была уступлена американцам назло Британии… Для сравнения: площадь новых территорий России в полных границах – 108,8 тыс. кв. км. Самая большая акватория – потенциал добычи руд, нефти, рыбы – не у России и даже не у США, а у Франции…
Это, разумеется, подсчеты без учета секторального деления Арктики – благодаря Аляске США выходят к этому региону и получили сектор до Северного полюса.
Оставь Россия за собой хотя бы сотню квадратных километров Аляски и особенно Алеутские острова, Берингов пролив был бы в нашем полном военном владении. Пока он не международный и Северный морской путь за Россией, но минные поля с береговыми батареями по обе стороны пролива нам бы совсем не помешали.
Сегодня в штате Аляска началось брожение – насчет особого статуса или даже сецессии (выхода из США). До пандемии, безумия BLM и Байдена за независимость выступали 7–8%, за автономию – еще 15%. О России, конечно, в движении слова нет, но цифры уже немаленькие. Конечно, можно понять коренных жителей Аляски, мечтающих отмежеваться от Вашингтона и жить в своем тихом северном парадизе, получая и преференции за свое геополитическое положение…
РУССКИЕ НЕМЦЫ СЕГОДНЯ?
В начале 2023 года глава немецкой национально-культурной автономии Крыма Юрий Гемпель обратился к канцлеру Шольцу: «Прекратите накачивать Киев оружием». По его словам, немцы, учитывая принятые Путиным меры по реабилитации народов, начали ехать и в Крым. Есть в России и два немецких автономных района – за Уралом. Сегодня России нужно бы еще миллионов 50 граждан, для этого что-то делается и по линии репатриации соотечественников.
Может, России не помешало бы и привлечь 2–3 млн немцев, учитывая исключительную положительную роль, которую сыграли выходцы из германских стран, такие как барон Фердинанд Врангель, в расширении России, в строительстве железных дорог, портов, в медицине, не говоря уж об армии и горном деле. В Петербург, например, переехала экс-канцлер Австрии Карина Кнайсль…
Судя по захоронениям на мемориальном Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге, немцы не могли вернуться в город из Казахской ССР или Сибири. Немцев – врачей, горных или транспортных инженеров – не сильно трогали даже в 1930-е и в войну. Стоит ли ради привлечения немцев – сторонников традиционных семей, противников полового «просвещения» в школах и психологического террора с изъятием детей – воссоздавать на территории России отдельный немецкий регион?
Хороший вопрос, актуальный. Речь по понятным причинам не о Калининградской области. А где-то в Сибири, на Урале или, может, в районе бывшей Республики Немцев Поволжья? Об этом регионе стоит поговорить в следующий раз.
Роман Данилко, журналист, экономист. Санкт-Петербург
«Секретные материалы 20 века» №13(347), 2012