Вильям-Адольф Бугро (фр. William-Adolphe Bouguereau, 1825 — 1905) — французский живописец.
Трудно преувеличить популярность во Франции 19-го века этого типично салонного художника, чьи возвышенные исторические, мифологические, религиозные и жанровые сцены были осыпаны официальными почестями и продавались по самым высоким ценам еще при его жизни. Правда, его имя всегда было посмешищем для авангардистов. Дега и его друзья использовали термин "бугристый", чтобы унизить "привередливую", чрезмерно обработанную поверхность картины, а Ван Гог называл его хорошо оплачиваемым создателем "мягких, красивых вещей". В 1900-е годы презрение авангардистов к академической живописи было оправдано сложившимся к тому времени общественным вкусом. Картины Бугро, наряду с работами таких академических современников, как Мейссонье, Кабанель, исчезли в подвалах музеев.
Но с возрождением интереса к фигуративной живописи, в 1970-х и 1980-х годах интерес к картинам Бугро возродился, и крупные выставки прошли в Монреале, Нью-Йорке и Париже. Несколько монографий и ревизионистских научных эссе, опубликованных примерно в тот же период, проливают новый свет на его влияние на искусство 19-го века в Соединенных Штатах и Франции. Его работы в настоящее время собирают большие суммы на аукционах.
Какие нимфы и сатиры резвятся на этих безупречно ухоженных картинах! Какие благородные герои демонстрируют свое мускулистое телосложение! С какой чистой любовью матери ласкают своих детей, а дети обнимают друг друга! Взгляд Бугро на человеческую расу был настолько возвышен, был настолько наполнен нежностью и светом, что у зрителя возникает желание прикоснуться к его творчеству. Бугро думал об искусстве как о "прекрасном", и все, что носило более суровый, экспериментальный характер, беспокоило его. "Человек должен искать красоту и истину, - сказал он интервьюеру в 1895 году. - Есть только один вид живописи. Именно живопись являет глазу совершенство".
Бугро был строгим традиционным художником, чьи реалистические жанровые работы и мифические сюжеты были современной адаптацией классических сюжетов, с сильным акцентом на женскую фигуру.
Неудивительно, что он пренебрежительно отзывался о рисовальных способностях молодого Анри Матисса, одного из своих учеников, которого в конце концов выгнал из своего ателье за неумение рисовать. И как член жюри ежегодных салонов, спонсируемых могущественной Французской королевской академией, он сыграл важную роль в неприятии новаторских импрессионистов, которые были по его мнению достаточно грубы, чтобы писать при полном солнечном свете.
В своем собственном жанре живописи, метко описанном Марком Стивеном Уокером как "фотоидеализм", Бугро был техническим мастером. В юности он был прилежным студентом солидной официальной академии - Школы изящных искусств в Париже, где проникся ее преданностью классической античности и мастерам эпохи Возрождения, особенно Рафаэлю. В 1850 году он получил желанную стипендию Римской академии изящных искусств за амбициозную "историческую" картину "Зенобия, найденная пастухами на берегу Аракса".
Он превосходно научился создавать холст в величественной манере, строго соблюдая традиционные академические стандарты композиции, рисунка, цветовой гармонии и экспрессии. И всю свою жизнь он должен был использовать освященные временем методы старых мастеров, которые приводили к законченной работе: предварительные наброски, затем этюды маслом, затем тщательно проработанные рисунки для всех композиционных фигур, затем подробные этюды маслом голов и рук; большой набросок на холсте, а затем саму картину. Спонтанные пигментные "случайности" абстрактных экспрессионистов наверняка могли довести Бугро до апоплексического удара!
В 1856 году у Бугро завязался роман с 19-летней Нелли Моншаблон, от которой у них родилось трое детей до их свадьбы в 1866 году и еще двое после. У него была великолепная резиденция и мастерская в парижском квартале Монпарнас, а лето он проводил со своей семьей в Ла-Рошели.
Большим стремлением художника было создавать "серьезные" работы, основанные на классической античности, что для академиков того времени все еще оставалось высшим призванием живописца. Успех пришел к нему рано. Его мастерство вызывало такое восхищение, что, когда в 1854 году он закончил четырехлетнее обучение в Академии в Риме и вернулся в Париж, он сразу же начал получать заказы на портреты и оформление жилых помещений.
Одна из работ Бугро в духе классической античности была «Орест, преследуемый фуриями» 1862 года, которую он показал в Салоне в следующем году. Однако отказ Министерства изящных искусств Франции купить эту картину, призыв его дилера Дюран-Рюэля создавать приятные жанровые произведения, которые были бы более продаваемыми, внесли изменения в развитие Бугро. С тех пор он начал посвящать себя живописи во «вкусе Дюран-Рюэля», создавая полотна, которые пользовались большим успехом у богатых коллекционеров.
Даже при его жизни существовали разногласия по поводу его работ. Искусствовед Ричард Мутер заявил в 1894 году, что Бугро был человеком, “лишенным творческих эмоций, но наделенным образованным вкусом, который в своей патетической слащавости демонстрирует неизбежный крах традиции древних школ”. В 1926 году искусствовед Фрэнк Джуэтт Мазер раскритиковал Бугро, заявив, что художник "умножил двусмысленные розовые статуи нимф, украсил их, когда они стали образцами добродетели, нарисовал в большом масштабе, который доминировал на выставках, и получил свою награду". Он был убежден, что нагота Бугро была инсценирована, чтобы удовлетворить чаяния нью-йоркского биржевого маклера. Кеннет Кларк критиковал картины Бугро за “смазливость”, описывая салонное искусство как поверхностное, использующее “норму сглаженных форм и воскового блеска”.
В 1891 году Бугро признался, что на ход его зрелых работ в основном повлиял потребительский рынок: “Как вы думаете, вы должны угождать общественному мнению, а зрители покупают только то, что им нравится? В результате мой стиль живописи эволюционировал с течением времени”.
Таких картин много, и некоторые из них имеют свое очарование, например, «Искушение» 1880 года. Непринужденная композиция с ее четкой передачей, тонкими цветовыми гармониями и искренним выражением чувств представляет Бугро в его наименее надуманной форме. В «Искушении» смысл картины неоднозначен и затягивает зрителя. В картине, предположительно, мы видим мать и дитя. Они смотрят друг на друга. Что происходит между ними? Название «Искушение» вместе с яблоком в руках женщины возвращает нас в Эдемский сад. Может ли это быть мать, рассказывающая дочери историю грехопадения?
Наверное нет. Более вероятно, что на самом деле эта женщина, попавшая в моральное затруднительное положение, в раздумье смотрящая на Невинность (может быть на себя в детстве, так как у женщины и девочки одинаковые бордовые ленты, одинаковы причёски), решающая откусить яблоко или нет? Возможно после раздумий женщина отложит яблоко и возьмет Невинность на руки, выйдя из темного леса на залитый солнцем луг...
Гораздо более грандиозными, конечно, являются его религиозные картины, некоторые из которых были заказаны церквями, но некоторые были ответом на его личные несчастья, в том числе смерть его жены и маленького сына в 1877 году. Эта двойная трагедия вдохновила на создание картины "Душа на небесах", 1878.
Тему Бугро нельзя оставить без упоминания о прекрасных портретах, которые он был способен создавать. Наиболее примечательными являются автопортрет, около 1853 года и удивительно одухотворенное изображение Элизабет Гарднер, 1879 год, художницы из Новой Англии, ставшей второй женой Бугро после 20-летнего ухаживания.
На протяжении всей своей жизни Бугро оставался преданным своему искусству, заявляя:
“Каждый день я прихожу в свою мастерскую, полный восторга; вечером, когда я вынужден уйти из-за темноты, я едва могу дождаться рассвета следующего утра. если я не могу посвятить себя своей прекрасной картине, я несчастен”.
Источник:
https://www.nytimes.com › art-vie
https://www.masterclass.com ›
Wikipedia, Google art
🎨 Если статья была интересна, то прошу вас поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.