Найти тему

Искусство Бугро было исключительно "ПРЕКРАСНЫМ"

Вильям-Адольф Бугро (фр. William-Adolphe Bouguereau, 1825 — 1905) — французский живописец.

Вильям-Адольф Бугро, Рождение Венеры, 1879, х.м. 300 х 218, музей д'Орсе
Вильям-Адольф Бугро, Рождение Венеры, 1879, х.м. 300 х 218, музей д'Орсе

Вильям-Адольф Бугро (1825-1905), Молодая девушка, защищающаяся от любви (1880), х.м., Центр Гетти                                                      Молодая обнаженная девушка сидит, раскинув руки, отталкивая крылатого мальчика.  Это Купидон, бог любви, поднимающий стрелу, чтобы пронзить ее.  Название предполагает, что молодая женщина пытается защитить себя, но улыбается и неубедительно борется с озорным маленьким богом.Посетители парижских выставок 1870-х и 1880-х годов любили картины Вильяма-Адольфа Бугро.  Картина из музея Гетти повторяет более крупную композицию, которую Бугро сделал для Парижского салона в 1880 году;  зритель, вероятно, увидел там большую версию и запросил меньшую для частного просмотра.
Бугро поместил свою мифологическую фантазию в идиллический аркадский пейзаж.  Фактически, эту композицию он сделал в своей студии, скопировав пейзаж соседней французской деревни и используя одну из своих любимых моделей.
(По мат-м Цетра Гетти)
Вильям-Адольф Бугро (1825-1905), Молодая девушка, защищающаяся от любви (1880), х.м., Центр Гетти Молодая обнаженная девушка сидит, раскинув руки, отталкивая крылатого мальчика. Это Купидон, бог любви, поднимающий стрелу, чтобы пронзить ее. Название предполагает, что молодая женщина пытается защитить себя, но улыбается и неубедительно борется с озорным маленьким богом.Посетители парижских выставок 1870-х и 1880-х годов любили картины Вильяма-Адольфа Бугро. Картина из музея Гетти повторяет более крупную композицию, которую Бугро сделал для Парижского салона в 1880 году; зритель, вероятно, увидел там большую версию и запросил меньшую для частного просмотра. Бугро поместил свою мифологическую фантазию в идиллический аркадский пейзаж. Фактически, эту композицию он сделал в своей студии, скопировав пейзаж соседней французской деревни и используя одну из своих любимых моделей. (По мат-м Цетра Гетти)

Трудно преувеличить популярность во Франции 19-го века этого типично салонного художника, чьи возвышенные исторические, мифологические, религиозные и жанровые сцены были осыпаны официальными почестями и продавались по самым высоким ценам еще при его жизни. Правда, его имя всегда было посмешищем для авангардистов. Дега и его друзья использовали термин "бугристый", чтобы унизить "привередливую", чрезмерно обработанную поверхность картины, а Ван Гог называл его хорошо оплачиваемым создателем "мягких, красивых вещей". В 1900-е годы презрение авангардистов к академической живописи было оправдано сложившимся к тому времени общественным вкусом. Картины Бугро, наряду с работами таких академических современников, как Мейссонье, Кабанель, исчезли в подвалах музеев.

Вильям-Адольф Бугро, "Молодая пастушка", 1885, Художественный музей Сан-Диего
Вильям-Адольф Бугро, "Молодая пастушка", 1885, Художественный музей Сан-Диего

Вильям-Адольф Бугро Нимфеум, 1878, Музей Хаггина
Вильям-Адольф Бугро Нимфеум, 1878, Музей Хаггина

Вильям-Адольф Бугро, "Весенние песни", 1889
Вильям-Адольф Бугро, "Весенние песни", 1889

Но с возрождением интереса к фигуративной живописи, в 1970-х и 1980-х годах интерес к картинам Бугро возродился, и крупные выставки прошли в Монреале, Нью-Йорке и Париже. Несколько монографий и ревизионистских научных эссе, опубликованных примерно в тот же период, проливают новый свет на его влияние на искусство 19-го века в Соединенных Штатах и Франции. Его работы в настоящее время собирают большие суммы на аукционах. 

Вильям-Адольф Бугро, Нимфы и сатир (1873). По данным Института Кларка, на картине, которая основана на греческой мифологии, "группа нимф была застигнута врасплох похотливым сатиром во время купания в уединенном пруду. Некоторые из нимф отступили в тень справа; другие, более храбрые, чем их подруги, пытаются умерить пыл сатира, затаскивая его в холодную воду – одно из копыт сатира уже намокло, и он явно не хочет идти дальше". Методы работы Бугро были традиционными; он сделал ряд набросков и рисунков тщательно подобранных человеческих фигур в сложных взаимосвязанных позах, связав их воедино в этой удивительно ритмичной композиции.
Вильям-Адольф Бугро, Нимфы и сатир (1873). По данным Института Кларка, на картине, которая основана на греческой мифологии, "группа нимф была застигнута врасплох похотливым сатиром во время купания в уединенном пруду. Некоторые из нимф отступили в тень справа; другие, более храбрые, чем их подруги, пытаются умерить пыл сатира, затаскивая его в холодную воду – одно из копыт сатира уже намокло, и он явно не хочет идти дальше". Методы работы Бугро были традиционными; он сделал ряд набросков и рисунков тщательно подобранных человеческих фигур в сложных взаимосвязанных позах, связав их воедино в этой удивительно ритмичной композиции.

Вильям-Адольф Бугро, Колыбельная, 1973
Вильям-Адольф Бугро, Колыбельная, 1973

Вильям-Адольф Бугро, "Танец", 1856, х.м., Музей д'Орсе, Париж
Вильям-Адольф Бугро, "Танец", 1856, х.м., Музей д'Орсе, Париж

Какие нимфы и сатиры резвятся на этих безупречно ухоженных картинах! Какие благородные герои демонстрируют свое мускулистое телосложение! С какой чистой любовью матери ласкают своих детей, а дети обнимают друг друга! Взгляд Бугро на человеческую расу был настолько возвышен, был настолько наполнен нежностью и светом, что у зрителя возникает желание прикоснуться к его творчеству. Бугро думал об искусстве как о "прекрасном", и все, что носило более суровый, экспериментальный характер, беспокоило его. "Человек должен искать красоту и истину, - сказал он интервьюеру в 1895 году. - Есть только один вид живописи. Именно живопись являет глазу совершенство".

Вильям-Адольф Бугро,  Флора и Зефир, 1875  Музей изящных искусств, Мюлуз.               Круглая картина изображает Зефира, греческого бога западного ветра, нежно целующего греческую нимфу Хлориду, также известную по  римской мифологии как Флору, богиню цветов.
Вильям-Адольф Бугро, Флора и Зефир, 1875 Музей изящных искусств, Мюлуз. Круглая картина изображает Зефира, греческого бога западного ветра, нежно целующего греческую нимфу Хлориду, также известную по римской мифологии как Флору, богиню цветов.

Бугро был строгим традиционным художником, чьи реалистические жанровые работы и мифические сюжеты были современной адаптацией классических сюжетов, с сильным акцентом на женскую фигуру.

Неудивительно, что он пренебрежительно отзывался о рисовальных способностях молодого Анри Матисса, одного из своих учеников, которого в конце концов выгнал из своего ателье за неумение рисовать. И как член жюри ежегодных салонов, спонсируемых могущественной Французской королевской академией, он сыграл важную роль в неприятии новаторских импрессионистов, которые были по его мнению достаточно грубы, чтобы писать при полном солнечном свете.

Вильям-Адольф Бугро, Песнь ангелов (1881). Легенда гласит, что Бугро искал модели для фигур картины и нашел их в своей первой жене Нелли Моношаблон, которая позировала ангелам по одному и, наконец, с ребенком на руках.  На картине изображены Богородица с сыном, спокойно спящие в пасторальной обстановке, а рядом парит трио ангелов.  В картине прослеживается способность Бугро передавать реалистичные телесные тона и тонкие градации белого цвета.
Вильям-Адольф Бугро, Песнь ангелов (1881). Легенда гласит, что Бугро искал модели для фигур картины и нашел их в своей первой жене Нелли Моношаблон, которая позировала ангелам по одному и, наконец, с ребенком на руках. На картине изображены Богородица с сыном, спокойно спящие в пасторальной обстановке, а рядом парит трио ангелов. В картине прослеживается способность Бугро передавать реалистичные телесные тона и тонкие градации белого цвета.

В своем собственном жанре живописи, метко описанном Марком Стивеном Уокером как "фотоидеализм", Бугро был техническим мастером. В юности он был прилежным студентом солидной официальной академии - Школы изящных искусств в Париже, где проникся ее преданностью классической античности и мастерам эпохи Возрождения, особенно Рафаэлю. В 1850 году он получил желанную стипендию Римской академии изящных искусств за амбициозную "историческую" картину "Зенобия, найденная пастухами на берегу Аракса".

Уильям-Адольф Бугро, "Зенобия, найденная пастухами на берегах Аракса", 1850
Уильям-Адольф Бугро, "Зенобия, найденная пастухами на берегах Аракса", 1850

Он превосходно научился создавать холст в величественной манере, строго соблюдая традиционные академические стандарты композиции, рисунка, цветовой гармонии и экспрессии. И всю свою жизнь он должен был использовать освященные временем методы старых мастеров, которые приводили к законченной работе: предварительные наброски, затем этюды маслом, затем тщательно проработанные рисунки для всех композиционных фигур, затем подробные этюды маслом голов и рук; большой набросок на холсте, а затем саму картину. Спонтанные пигментные "случайности" абстрактных экспрессионистов наверняка могли довести Бугро до апоплексического удара!

Вильям-Адольф Бугро, Краб, 1869
Вильям-Адольф Бугро, Краб, 1869

Вильям-Адольф Бугро, Сон, 1864
Вильям-Адольф Бугро, Сон, 1864

В 1856 году у Бугро завязался роман с 19-летней Нелли Моншаблон, от которой у них родилось трое детей до их свадьбы в 1866 году и еще двое после. У него была великолепная резиденция и мастерская в парижском квартале Монпарнас, а лето он проводил со своей семьей в Ла-Рошели.

Большим стремлением художника было создавать "серьезные" работы, основанные на классической античности, что для академиков того времени все еще оставалось высшим призванием живописца. Успех пришел к нему рано. Его мастерство вызывало такое восхищение, что, когда в 1854 году он закончил четырехлетнее обучение в Академии в Риме и вернулся в Париж, он сразу же начал получать заказы на портреты и оформление жилых помещений.

"Орест, преследуемый фуриями" Вильяма-Адольфа Бугро (1862)
"Орест, преследуемый фуриями" Вильяма-Адольфа Бугро (1862)

Одна из работ Бугро в духе классической античности была «Орест, преследуемый фуриями» 1862 года, которую он показал в Салоне в следующем году. Однако отказ Министерства изящных искусств Франции купить эту картину, призыв его дилера Дюран-Рюэля создавать приятные жанровые произведения, которые были бы более продаваемыми, внесли изменения в развитие Бугро. С тех пор он начал посвящать себя живописи во «вкусе Дюран-Рюэля», создавая полотна, которые пользовались большим успехом у богатых коллекционеров.

Вильям-Адольф Бугро, "Между богатством и любовью", 1873. На картине изображена молодая девушка, скромно одетая в розовое платье, сидящая между двумя женихами; седобородый старик, предлагающий шкатулку с драгоценностями, и молодой музыкант, прижимающий руку к сердцу, как будто это единственное подношение, которое он может сделать. Ее руки сложены на коленях, ее взгляд отведен от обоих женихов, ее загадочная улыбка ничего не говорит о ее окончательном выборе. Повествовательный и интерпретационный аспекты картины, а также ее действие в 16 веке делают "Богатство и любовь" уникальным примером способностей выдающегося мастера академической живописи 19 века.
Вильям-Адольф Бугро, "Между богатством и любовью", 1873. На картине изображена молодая девушка, скромно одетая в розовое платье, сидящая между двумя женихами; седобородый старик, предлагающий шкатулку с драгоценностями, и молодой музыкант, прижимающий руку к сердцу, как будто это единственное подношение, которое он может сделать. Ее руки сложены на коленях, ее взгляд отведен от обоих женихов, ее загадочная улыбка ничего не говорит о ее окончательном выборе. Повествовательный и интерпретационный аспекты картины, а также ее действие в 16 веке делают "Богатство и любовь" уникальным примером способностей выдающегося мастера академической живописи 19 века.

Вильям-Адольф Бугро 
Возвращение весны (1886)
Вильям-Адольф Бугро Возвращение весны (1886)

Даже при его жизни существовали разногласия по поводу его работ. Искусствовед Ричард Мутер заявил в 1894 году, что Бугро был человеком, “лишенным творческих эмоций, но наделенным образованным вкусом, который в своей патетической слащавости демонстрирует неизбежный крах традиции древних школ”. В 1926 году искусствовед Фрэнк Джуэтт Мазер раскритиковал Бугро, заявив, что художник "умножил двусмысленные розовые статуи нимф, украсил их, когда они стали образцами добродетели, нарисовал в большом масштабе, который доминировал на выставках, и получил свою награду". Он был убежден, что нагота Бугро была инсценирована, чтобы удовлетворить чаяния нью-йоркского биржевого маклера. Кеннет Кларк критиковал картины Бугро за “смазливость”, описывая салонное искусство как поверхностное, использующее “норму сглаженных форм и воскового блеска”.

Вильям-Адольф Бугро, Купальщица, 1870, Фонд Гала-Сальвадора Дали
Вильям-Адольф Бугро, Купальщица, 1870, Фонд Гала-Сальвадора Дали

Вильям-Адольф Бугро, Волна (1896)
Вильям-Адольф Бугро, Волна (1896)

В 1891 году Бугро признался, что на ход его зрелых работ в основном повлиял потребительский рынок: “Как вы думаете, вы должны угождать общественному мнению, а зрители покупают только то, что им нравится? В результате мой стиль живописи эволюционировал с течением времени”.

Вильям-Адольф Бугро, "Проснулась", 1865. Картина была продана на аукционе Sotheby's в 2018 году за 912500 дол. США Начиная с 1865 года, Бугро заинтересовался темами матерей и детей и начал серию картин, посвященных этой тематике.В мягко освещенной комнате молодая мать нежно целует лоб своей маленькой дочери, лицо которой освещено первыми лучами рассветного солнца.
Вильям-Адольф Бугро, "Проснулась", 1865. Картина была продана на аукционе Sotheby's в 2018 году за 912500 дол. США Начиная с 1865 года, Бугро заинтересовался темами матерей и детей и начал серию картин, посвященных этой тематике.В мягко освещенной комнате молодая мать нежно целует лоб своей маленькой дочери, лицо которой освещено первыми лучами рассветного солнца.

Вильям-Адольф Бугро, "Искушение", 1880, Институт искусств Миннеаполиса.          Название, хотя и двусмысленное, предполагает библейскую интерпретацию блестящего яблока, которое женщина держит в руке. Таким образом, это относится к яблоку познания и невинности ребенка справа. Обстановка на открытом воздухе напоминает ландшафт родной для Бугеро Ла-Рошели, прибрежного городка на севере Франции.
Вильям-Адольф Бугро, "Искушение", 1880, Институт искусств Миннеаполиса. Название, хотя и двусмысленное, предполагает библейскую интерпретацию блестящего яблока, которое женщина держит в руке. Таким образом, это относится к яблоку познания и невинности ребенка справа. Обстановка на открытом воздухе напоминает ландшафт родной для Бугеро Ла-Рошели, прибрежного городка на севере Франции.

Таких картин много, и некоторые из них имеют свое очарование, например, «Искушение» 1880 года. Непринужденная композиция с ее четкой передачей, тонкими цветовыми гармониями и искренним выражением чувств представляет Бугро в его наименее надуманной форме. В «Искушении» смысл картины неоднозначен и затягивает зрителя. В картине, предположительно, мы видим мать и дитя. Они смотрят друг на друга. Что происходит между ними? Название «Искушение» вместе с яблоком в руках женщины возвращает нас в Эдемский сад. Может ли это быть мать, рассказывающая дочери историю грехопадения?

Наверное нет. Более вероятно, что на самом деле эта женщина, попавшая в моральное затруднительное положение, в раздумье смотрящая на Невинность (может быть на себя в детстве, так как у женщины и девочки одинаковые бордовые ленты, одинаковы причёски), решающая откусить яблоко или нет? Возможно после раздумий женщина отложит яблоко и возьмет Невинность на руки, выйдя из темного леса на залитый солнцем луг...

Вильям-Адольф Бугро, "Душа на небесах", 1878. Музей искусства и археологии Перигора, Франция Картина была написана Бугро после смерти его жены и последнего сына в 1877 году. Душа представлена молодой девушкой, вознесенной на небеса двумя ангелами, повторяя древнее изображение душ святых, восходящих на небеса, которых несут Ангелы.
Вильям-Адольф Бугро, "Душа на небесах", 1878. Музей искусства и археологии Перигора, Франция Картина была написана Бугро после смерти его жены и последнего сына в 1877 году. Душа представлена молодой девушкой, вознесенной на небеса двумя ангелами, повторяя древнее изображение душ святых, восходящих на небеса, которых несут Ангелы.

Гораздо более грандиозными, конечно, являются его религиозные картины, некоторые из которых были заказаны церквями, но некоторые были ответом на его личные несчастья, в том числе смерть его жены и маленького сына в 1877 году. Эта двойная трагедия вдохновила на создание картины "Душа на небесах", 1878.

Вильям-Адольф Бугро, "Пьета", 1876, х.м., 240х148 смДалласский музей изобразительных искусств Для амбициозной религиозной работы "Пьета"  Бугро придумал масштабную интерпретацию классической темы Пьеты, изображающую Деву Марию, оплакивающую тело Христа.  В центре композиции, окутанная черной вуалью, Мария прижимает к себе своего ребенка, взглядом умоляя зрителя о сострадании.  Золотые ореолы, напоминающие детали сусального золота на иконах и алтарях эпохи Возрождения, окружают головы двух центральных фигур, а группа скорбящих ангелов окружает сцену, вторя центральным композиционным формам. За год до завершения картины Бугро перенес травмирующую потерю своего сына-подростка Жоржа из-за внезапной болезни.  Современная переписка свидетельствует о непреодолимой скорби художника по поводу смерти, которая, похоже, побудила его создать ряд монументальных религиозных произведений, причем это произведение произвело наибольшее впечатление.  На золотой урне на переднем плане имеется слабая латинская надпись, посвященная сыну, включая дату его смерти.   Положение головы и плеч Христа повторяет положение скульптуры Микеланджело «Ватиканская Пьета» (1498-99).  Бугро уделил пристальное внимание деталям: засыхающая кровь на белой ткани на переднем плане, покрасневшие глаза плачущей Богородицы - все это усиливает визуальную точность.
Вильям-Адольф Бугро, "Пьета", 1876, х.м., 240х148 смДалласский музей изобразительных искусств Для амбициозной религиозной работы "Пьета" Бугро придумал масштабную интерпретацию классической темы Пьеты, изображающую Деву Марию, оплакивающую тело Христа. В центре композиции, окутанная черной вуалью, Мария прижимает к себе своего ребенка, взглядом умоляя зрителя о сострадании. Золотые ореолы, напоминающие детали сусального золота на иконах и алтарях эпохи Возрождения, окружают головы двух центральных фигур, а группа скорбящих ангелов окружает сцену, вторя центральным композиционным формам. За год до завершения картины Бугро перенес травмирующую потерю своего сына-подростка Жоржа из-за внезапной болезни. Современная переписка свидетельствует о непреодолимой скорби художника по поводу смерти, которая, похоже, побудила его создать ряд монументальных религиозных произведений, причем это произведение произвело наибольшее впечатление. На золотой урне на переднем плане имеется слабая латинская надпись, посвященная сыну, включая дату его смерти. Положение головы и плеч Христа повторяет положение скульптуры Микеланджело «Ватиканская Пьета» (1498-99). Бугро уделил пристальное внимание деталям: засыхающая кровь на белой ткани на переднем плане, покрасневшие глаза плачущей Богородицы - все это усиливает визуальную точность.

Вильям-Адольф Бугро, Автопортрет, 1853
Вильям-Адольф Бугро, Автопортрет, 1853

Тему Бугро нельзя оставить без упоминания о прекрасных портретах, которые он был способен создавать. Наиболее примечательными являются автопортрет, около 1853 года и удивительно одухотворенное изображение Элизабет Гарднер, 1879 год, художницы из Новой Англии, ставшей второй женой Бугро после 20-летнего ухаживания.

Вильям-Адольф Бугро (1825-1905) - Портрет мадемуазель Элизабет Гарднер (1879)
Вильям-Адольф Бугро (1825-1905) - Портрет мадемуазель Элизабет Гарднер (1879)

На протяжении всей своей жизни Бугро оставался преданным своему искусству, заявляя:

“Каждый день я прихожу в свою мастерскую, полный восторга; вечером, когда я вынужден уйти из-за темноты, я едва могу дождаться рассвета следующего утра. если я не могу посвятить себя своей прекрасной картине, я несчастен”.

Источник:

https://www.nytimes.com › art-vie

https://www.masterclass.com ›

Wikipedia, Google art

🎨 Если статья была интересна, то прошу вас поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.