История пулеметных зенитных установок на танках - отдельная история, но попытка установить зенитную турель в середине 30-х на танк Renault FT выделяется своей необычностью. Что из этого получилось в публикации.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Оснащение бронетанковой техники средствами обороны от авиационного нападения занятие в принципе бесполезное. Но и сейчас этим упорно продолжают заниматься. Одними из первых установкой зенитного пулемёта на башне танка в 1927-1928 годах занялись французы, приклепав прямо к куполу командирской башенки стойку для станкового пулемёта Гочкисс.
Установка получилась крайне неудобной, хотя мощности оружия для заградительного пулемётного огня против этажерок вполне хватало. Вернулись к идее примерно через десять лет, когда и самолёты уже стали не те, да и пехотные танки Renault FT были перевооружены на новые пулемёты, разработанные для Линии Мажино полковником Рейбелем для двухпулемётной казематной установки - JM Reibel - Jumelage de mitrailleuses Reibel.
Char Renault FT Système de Défense Anti Aérienne/Танк Рено FT (вариант с ЗПУ)
Страна: Франция
Производитель: Manufacture d’Armes de Levallois (ЗПУ)
Год выпуска: 1937-1988
Кол-во: 100 (зенитных установок, на танки не устанавливались)
Экипаж: 2
Размеры: 4,6х1,74х2,14 (ориентировочно)
Боевая масса: 6 700 кг
Бронирование : 16 mm/башня 22 mm
Вооружение: 7,5-мм MAC mle 1931 type C (Mitrailleuse Reibel modèle 31 type C)
Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,480 cm3, 35 л.с.
Максимальная скорость: 7,5 km/h
Гусеницы ширина: 340 мм
Геометрическая проходимость: высота стенки: 0,6 м/глубина брода: 0,7 м/ширина траншеи 1,35 м
Принятый на вооружение в 1931 году пулемёт 7,5-мм MAC mle 1931 был разработан на основе лёгкого пулемёта MAC M1924/29 специально для использования в двухпулемётных установках в ограниченном пространстве казематов, в потом и танковых башен. Пулемет имел компактную плоскую затворную коробку, питание из круглых барабанов на 150 патронов, которые могли устанавливаться слева или справа. "Одиночки" использовали для перевооружения башенных пулемётов на танках Renault FT. Главным преимуществом пулемёта было его компактность и емкий магазин.
Тем не менее французам не удалось создать установку, в которой плотность огня удвоилась. Из-за конструкции исходного пулемёта с лёгким несменным стволом длительное ведение стрельбы из одного ствола было невозможно и в двухпулеметной установке непрерывность огня обеспечивалась стрельбой короткими очередями и по очереди из разных стволов. Полковник Рейбель мог подсмотреть идею такой компоновки пулемёта у германцев. В первую мировую войну ими был запущен в производство двухствольный пулемёт Гаста - Gast Maschinengewehr Modell 1917, как раз с боковыми барабанными магазинами и плоскими затворными коробками для размещения в укреплениях и на самолётах. Но Пулёмёт Гаста был именно двухствольным, имел одну затворную коробку с механизмом перезаряжания, который обеспечивал высокий тем стрельбы из обоих стволов зависимо соединенных через шатун. Подобная система например применяется в советской авиационной пушке ГШ-23.
Пулемётная установка Рейбеля была именно двухпулемётной, что позволяло использовать по одиночке, например как станковые или танковые. Так как ручной пулемёт MAC M1924/29 имел магазин всего на 25 патронов, а тяжёлые Гочкиссы были в основном выведены из пехотных дивизий, пулемёты Рейбеля со 150-ти патронным магазином получили и пехотные станки и активно передавались для использования не только в фортах. Недостаток крупнокалиберных зенитных пулемётов Mitrailleuse Hotchkiss de 13,2 mm modèle 1929, которые должны были использоваться в войсковой ПВО привел к созданию импровизаций на базе Рейбелей.
Возврат к обсуждению необходимости оснащения танков средствами ПВО начался в середине 30-х. Начало положило этому разработка тактики применения специальной штурмовой авиации, в частности в СССР, которая должна была работать по колоннам техники и живой силы в ближайшем тылу для изоляции поля боя. Появлялись самолёты специально ориентированные для штурмовых задач. Даже недальновидным французским политикам было понятно, что рано или поздно пришедшие к власти силы в Германии попробуют взят реванш. Крупнокалиберные Mitrailleuse Hotchkiss de 13,2 mm были хороши, но на марше прикрыть танки не могли. Установки, которые разрабатывались в 20-е годы, кроме того, что были неудобными для использования, требовали работы обоих членов экипажа вне танка, что было крайне опасно при авиационном налёте. Получив на вооружение компактные и скорострельные 7,5-мм MAC mle 1931 попробовали разработать ЗПУ на танк, при стрельбе из которой не требовалось полностью покидать боевую машину. Шарнирная пулемётная установка крепилась на башню танка и имела пневматическую разгрузку. Для ведения огня пулемёт переставлялся из основной установке на пулемётную. Стрельба велась командиром танка не покидая башни через эвакуационный люк.
Установка пулемёта обеспечивала достаточное удобство манипулирования и широкий диапазон наведения, придавая стрелку хотя бы иллюзию защищенности. Ни на какие другие танки кроме Renault FT поставить её было нельзя, но и на них собирались воевать, поэтому у Оружейной Мануфактуры Леваллуа (Manufacture d’Armes de Levallois) в 1938 году заказали 100 установок, но на боевые машины они не попали, танки считались устаревшими и их оснащения средствами ПВО было признано бесполезным. К тому же оказалось в ходе учений и изучения опыта Испанской войны, в ходе которой республиканские части активно применяли советские штурмовые самолеты, что попасть в одиночный танк с самолета практически невозможно, что было подтверждено и ходе последующих войн вплоть до появления противотанкового управляемого оружия. Самым надёжным для экипажей при авианалёте было закрыть люки и продолжать движение, что и было рекомендовано, а от установки ЗПУ отказались во Франции ещё надолго.
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Почитать о других французских экспериментах и серийной продукции в области танкостроения и истории развития лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на этом канале:
- Первый танк современного типа. Часть 35. Renault FT. Système de Défense Anti Aérienne. 1927-1928. С зенитной турелью
- Тank patrouilleur. 1916. Первый танк современного типа. Часть 1. Тank patrouilleur. 1916. Компоновочный макет бестселлера
- Char leger/Сhar mitrailleur. 1916. Первый танк современного типа. Часть 2. Char leger/Сhar mitrailleur. 1916. Предсерийный макет Renault FT
- Char mitrailleur Renault. 1917. Первый танк современного типа. Часть 3. Сhar mitrailleur. 1917. Первый прототип в железе
- Renault FT Char d’Instruction. Первый танк современного типа. Часть 5. Renault FT Char d’Instruction. 1917. Первая серия - учебная
- Renault FT. 1918. Первый танк современного типа. Часть 7. Renault FT. 1918. Танки от Рено с клёпаными Tourelle Omnibus Polygonale
Источники:
Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».
Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия
Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн
Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections
https://amazingace.wixsite.com/priority/operation
https://dzen.ru/a/W9XGR2i-DACqizf3 https://panzerserra.blogspot.com/2017/03/renault-ft-light-french-tank-with-dozer.html
https://tanks-encyclopedia.com/ww1/fr/renault_ft.php https://dzen.ru/a/XQzpxi4eGwCvbKIn http://armesfrancaises.free.fr/index%20general.html