867 подписчиков

Первый танк современного типа. Часть 6. Renault FT. 1917. Первые танки с пушкой и башня Girod-Renault

Развитие идеи небольшого пулемётного танка сопровождения пехоты логично привело в 1917 году к попытке установки на этот танк пушки, благо к этому времени необходимость в небольших "окопных" пушках заставила их создать и конструкторам танка было из чего выбирать. На Рено в экспериментальную литую башню установили пушку и запустили в серию Renault FT с башней Girod-Renault.

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Первый прототип пушечного танка с макетом пушки в литой башне Рено, июль 1917
Первый прототип пушечного танка с макетом пушки в литой башне Рено, июль 1917

Бригадный генерал Этьен (Jean Baptiste Eugène Estienne), с 30 сентября 1916 года командующий танковыми частями - Специальной Артиллерии (Artillerie Spéciale), активно продвигал необходимость небольшого пулеметного танка поддержки пехоты. Генерал Этьен с самого начала танковой эпопеи во Франции относился к танкам, как к средствам доставки оружия в нужное время и в нужное место, а не как к средству проламывания оборонительных рубежей противника. И первыми кандидатами на доставку были конечно пушки, но что-то пошло не так... В итоге французская Специальная артиллерия получила хорошо вооруженные, но неудачные условно средние танки Saint Chamond и Schneider CA1. К концу 1916 года года Этьен уже понимал, что проект 7-тонного пулемётного танка Рено удастся, а вот с пушечной поддержкой пехоты по прежнему была проблема. Наверху в руководстве страны и армии по прежнему ждали и от Шнейдер, и от Сен-Шамон, и от FCM новых пушечных танков, которые должны выйти на поле боя в 1918, придя на замену первому поколению боевых машин. Можно было предположить, что на всё ресурсов не хватит и политики выберут вместо тысяч легких танков сотни тяжелых, что не так эффективно, зато более эффектно, и, как доказали британцы, более-менее работает. Но ведь можно было поступить проще - поставить пушку на сам легкий танк, что и предложил Этьен главнокомандующему Жоффру в конце ноября 1916 года, когда принималось решение о запуске программы будущего Renault FT.

Char Renault FT/Танк Рено FT (вариант с литой башней Girod-Renault)

Страна: Франция

Производитель: Société des Automobiles Renault

Год выпуска: 1917

Кол-во: 100-200? (из всего 3530)

Экипаж: 2

Размеры: 4,6х1,74х2,14 (ориентировочно)
Боевая масса: 6 500 кг (ориентировочно)
Бронирование : 16 mm

Вооружение: Mitrailleuse Hotchkiss modèle 1914/37 mm SA (canon de 37 S. A. pour chars légers)

Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,480 cm3, 35 л.с.

Максимальная скорость: 7,5 km/h

Гусеницы: 340 мм

Геометрическая проходимость: высота стенки: 0,6 м/глубина брода: 0,7 м/ширина траншеи 1,35 м

Разработка легкой окопной пушки стала насущной необходимостью для всех воюющих сторон уже к концу 1914-го года. В итоге все воюющие стороны так или иначе обзавелись легкими пушками калибра 35-50-мм или миномётами, которые должны были оказаться в первых рядах траншей и возможно даже переноситься расчётами орудий. В Российской императорской армии таким оружием стала 37-мм траншейная пушка обр. 1915 г. («траншейная пушка Розенберга»), у германцев - 5.7 cm Maxim-Nordenfelt, в имперской армии Австро-Венгрии - 3,7 cm Infanteriegeschütz M.15, самыми удачными были французская - Canon d'Infantrie de 37 modele 1916 TRP (37mm mle.1916) и итальянская Cannone da 65/17 modello 13. В отличие от немцев и британцев, у которых танками занимались все кому не лень, но только не артиллеристы, у французов генерал Этьен начинал свою карьеру в артиллерии, хорошо знал эту часть военного дела, и сразу, ещё во время начала проекта создания гусеничной боевой машины поля боя, отметил перспективы пехотной пушки в боевых машинах.

Canon d'Infantrie de 37 modele 1916 TRP  на позиции
Canon d'Infantrie de 37 modele 1916 TRP на позиции

Самая удачная французская пехотная пушка Canon d'Infantrie de 37 modele 1916 TRP (Tir Rapide, Puteaux) - Пушка пехотная 37-мм модели 1916 года скорострельная, разработанная на государственном арсенале в Пюто - Atelier de construction de Puteaux или просто APX, была воплощением сверхпопулярной пушки Гочкисса на новом техническом уровне. Еще в первые месяцы военным казалось, что дивизионные 75-76-мм скорострельные пушки являются универсальным оружием, гораздо более эффективным даже чем пулемет, для отражения массовых пехотных атак, разрушения полевых укреплений и поддержки пехоты. Но с первыми выстрелами оказалось не всё так красиво. Если даже не рассматривать непосредственно окопное оружие, которым стали мортиры и минометы, вывод на прямую наводку в условиях европейского театра военных действий артиллерийской батареи пушек приводил к быстрой потере всего батарейного расчёта, с выбиванием которого прекрасно справлялись станковые пулемёты противника. Нужно было точное, прижатое к земле, но в то же время способное поразить одиночную пулемётную точку орудие. Примеры такие уже были, британцы для сопровождения и усиления броневиков, отправленных в Россию, поставили на колеса 47-мм пушки Гочкисса. Французы разработали под задачу новое орудие, а со снарядами проблем не было, склады были полны 37-мм и 47-мм патронами для тех же Гочкиссов.

Схема пехотной пушки 37mm mle.1916 на треножной станине
Схема пехотной пушки 37mm mle.1916 на треножной станине

В 1899 году Гаагская конвенция запретила использование разрывных снарядов малокалиберном оружии, 37 мм стал наименьшим калибром для для использования разрывных снарядов, особой проблемой для военных это не сталою. 37-мм и 47-мм пушки Гочкисса и их британские аналоги, 37-мм автоматические пушки Максима - QF 1 pounder Mark I & II pom-pom и их германские и российские "братья" вполне помещались в рамки запрета, а врем 20-мм ещё не пришло. Французская окопная пушка имела близкую к скорострельным Гочкиссам баллистику, казенную часть с затвором, представлявший собой уменьшенный вариант классической "семьдесятпятки". Пушка устанавливалась на треножном лафете, который для транспортировки получал колеса. В расчёт пушки входило четыре человека, которые могли переносить пушку на поле боя, ствол и механизм отдачи весили 47 кг, затвор - 38 кг. Скорострельность орудия составляла 15 выстрелов в минуту.

Развитие идеи небольшого пулемётного танка сопровождения пехоты логично привело в 1917 году к попытке установки на этот танк пушки, благо к этому времени необходимость в небольших "окопных" пушках...-4

Тактическим назначение таких пехотных орудий было уничтожение пулеметных гнезд. Вполне удачная и лёгкая конструкция позволила установить пушку даже на самолеты - Beardmore W.B.V, Salmson-Moineau SM.1 и даже на истребитель SPAD XII. Относительно небольшие размеры орудия давали возможность без особых проблем установить 37mm mle.1916 в танк. Если для тяжелых и средних танков пушка была слабой, там вполне прижились 57-мм и 76-мм орудия, то для легкого танка требовалась только доработка. Арсенал в Пюто (APX, Atelier de Puteaux), разработчик самой пушки, оперативно отреагировал на запрос Этьена и разработал танковую версию, получившую обозначение 37 mm SA (canon de 37 S. A. pour chars légers) - Пушка 37-мм Специальной артиллерии для легких танков. Сохранив неизменным основные части - ствол, механизм отката и затвор орудие было установлено в башенную орудийную установку с бронированной маской.

Развитие идеи небольшого пулемётного танка сопровождения пехоты логично привело в 1917 году к попытке установки на этот танк пушки, благо к этому времени необходимость в небольших "окопных" пушках...-5

Для демонстрации возможности установки танковой пушки на заводе в Рено оперативно подготовили макет башни для установки на танк, пушка к этому времени ещё не была готова, потому в башню установили деревянный макет. Для проверки компоновочного решения использовали шасси первого прототипа, который начал ездить в январе 1917 года.

Танк с первым прототипом (макетом) танковой пушечной башни можно отличить от серийных более поздних машин бронекорпусом с прорезами для охлаждения на бронекорпусе. Отличие в башне не столь заметны, но так как эта башня делалась на основе первой башни конструкции Рено она отличается от более поздних плоским люком-колпаком на командирской башенке и немного другими формами литья.
Первый прототип танка с макетом пушки в литой башне Рено, можно отметить плоский верх крышки командирского люка, июль 1917
Первый прототип танка с макетом пушки в литой башне Рено, можно отметить плоский верх крышки командирского люка, июль 1917

Итогом рассмотрения возможности установки орудия в танковую башню легкого танка Рено стало появление установки, которая получила название "Омнибус" - универсальной пушечно-пулеметной танковой башенной. Возможно такое решение получилось достаточно случайно, когда при рассмотрении компоновочного макета оказалось, что размеры станкового пулемёта Гочкисса (Mitrailleuse Hotchkiss modèle 1914), который устанавливался в первые танки Рено в шаровую башенную установку, принципиально не отличаются от размера пушки 37 mm SA и дальнейшая разработка уже серийной башни шла с универсальной оружейной установкой.

Сравнение танковой башенной установки в пулеметном и пушечном вариантах с маской
Сравнение танковой башенной установки в пулеметном и пушечном вариантах с маской

Посадочные размеры и подвижная часть маски пушки не отличалась для Mitrailleuse Hotchkiss modèle 1914 и пушки 37 mm SA. Отличия были только непосредственно в броневой маске, которая защищала оружие. Отверстия в ней прорезались и соответствовали прицельным приспособлениями в зависимости от типа установки. Пулемёт монтировался по центру, пушка со сдвигом в правую сторону. Установка в танковую амбразуру на цапфах была одинаковой. Принципиально установки могли меняться, но при этом должны были переделываться и стеллажи для боезапаса.

Схемы танковой башенной установки в пулеметном и пушечном вариантах с маской
Схемы танковой башенной установки в пулеметном и пушечном вариантах с маской

Эскизный проект новой башни был разработан в начале апреля 1917 года в КБ Renault, первый опытный образец башни был готов в мае 1917 года, в июле её поставили с деревянным макетом на опытный образец Renault FT. У самой фирмы Renault видимо по прежнему оставались проблемы с обработкой литых бронированных деталей и партнером автозаводчиков стала фирма Поль Жиро (Paul Girod). За основу конструкции была взята башня танка прототипа, которая готовилась для «учебной» серии, передняя часть части башни была переделана, увеличился наклон лобовой брони, что позволило увеличить внутренний объём башни. Конструкция башенной установки позволяла осуществлять наводку по вертикали и по горизонтали, башенный командир мог наводить орудие точно на цель, не поворачивая башню. Первую башню полученную от Жиро так же примерили на бронекорпус прототипа.

Серийная башня Girod-Renault на прототипе
Серийная башня Girod-Renault на прототипе

После предварительных испытаний в июле 1917 года форму и конструкцию танковой башни в целом утвердили. Тем не менее башня в серийном производстве, обычно называющаяся Girod-Renault, отличалась от проекта Рено. По бокам от орудийной маски появились своеобразные "скулы" для увеличенных цапф по длине. Можно предположить, что первоначальная конструкция коротких цапф оказалась слабой для установки орудия и их усиливали, что повлекло увеличение длины.

Развитие идеи небольшого пулемётного танка сопровождения пехоты логично привело в 1917 году к попытке установки на этот танк пушки, благо к этому времени необходимость в небольших "окопных" пушках...-10

Башня Girod-Renault отличалась и от "учебной башни" Рено и от последующих массовых серийных, которые назывались Berliet-Girot, не только наличием "скул". Башня Girod-Renault наследовала от первоначальной конструкцию Рено использование единой отливки башни с командирской башенкой и уплощённый люк-колпак. В командирской башенке четыре наблюдательные прорези.

Танк FT c башней Girod-Renault на первом плане, за ним КШМ Renault TSF
Танк FT c башней Girod-Renault на первом плане, за ним КШМ Renault TSF

Башня Girod-Renault получилось вполне удачной для боевого применения, но судя по всему не сильно технологичная и достаточно дорогая. Крупная и сложная отливка башни вместе с командирской башенкой была неудобна в обработки и выходила с браком. По этим причинам и сама Рено, и подключившая к выпуску танков Берлие искали замену. Начавшиеся в октябре 1917 года совместные работы Berliet и Paul Girod привели к появлению массовой сборно-литой башни без "скул", а сама Renault начала выпуск клёпаных башен.

Танк FT c башней Girod-Renault
Танк FT c башней Girod-Renault

Точное число танков с литыми башнями Girod-Renault не известно, массовыми они не стали, возможно было выпущено несколько сотен - 150-300 таких башен. Клепаная башня полковник Римальо была более технологичной и с осени осенью 1917 года она была поставлена на 1147 танков выпуска Рено. Башни Berliet-Girod ставились на все танки выпуска не Рено, и параллельно с клепаными на боевые машины из Булонь-Бийанкура.

Интересная послевоенная фотография танков Renault FT на эстонской службе. На заднем плане пулеметный танк с башней Girod-Renault, по центру пушечный танк с клёпаной башней Renault, крайний справа - пушечный с литой башней Berliet-Girot
Интересная послевоенная фотография танков Renault FT на эстонской службе. На заднем плане пулеметный танк с башней Girod-Renault, по центру пушечный танк с клёпаной башней Renault, крайний справа - пушечный с литой башней Berliet-Girot

Почитать о других французских экспериментах в области танкостроения и истории развития лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на этом канале:

Еще одна фотография Renault FT с различными башнями на эстонской службе, но уже с бойцами эстонской армии. На заднем плане пулеметный танк с башней Girod-Renault, по центру пушечный танк с клёпаной башней Renault, крайний справа - пушечный с литой башней Berliet-Girot
Еще одна фотография Renault FT с различными башнями на эстонской службе, но уже с бойцами эстонской армии. На заднем плане пулеметный танк с башней Girod-Renault, по центру пушечный танк с клёпаной башней Renault, крайний справа - пушечный с литой башней Berliet-Girot
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
в телеграмканале
https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Источники:

Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».

Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия

Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн

Guerre, Blindés & Matériel (GBM) №102

Первый танк классической компоновки. Юрий Пашолок. https://warspot.ru/8733-pervyy-tank-klassicheskoy-komponovki

https://yuripasholok.livejournal.com/8551586.html

http://fortificationetmemoire.fr/quand-la-tour-ne-tint-qua-un-filpart-1/ https://borianm.livejournal.com/633086.html