Рассказ о первом прототипе будущего бестселлера - танка Renault FT, который ещё носил название - Сhar mitrailleur Renault.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
30 декабря 1916 года на заводе Société des Automobiles Renault в Булонь-Бийанкуре, западном пригороде Парижа, начальнику Специальной Артиллерии Французской Армии, так назывались танковые части республики, генералу Этьену был показан первый макет легкого танка, изготовленный из дерева. Генерал Этьен давно продвигал идею, что французской армии нужны легкие пулемётные боевые машины, и это был уже второй макет, предсерийный. Первые части Специальной Артиллерии на танках Сен-Шамон и Шнейдер СА1 только начали осваивать свою технику, но генерал Этьен был уверен, что на поле боя нужна не только артиллерия, но и защищенные пулемёты, которые будут сопровождать пехоту.
Несмотря на негативное отношение многих в руководстве страны и армии, в том числе министра вооружений Тома (Albert Thomas), начальника службы автомобилизации Генерал Муре (Léon Mourret) и самое существенное главнокомандующего дивизионного генерала Нивеля (Robert Georges Nivelle), при голосовании Консультативный комитет штурмовой артиллерии (Consultative Committee of the Assault Artillery) проголосовал за производство лёгкого пулемётного танка - семь против трёх поддержали первый заказ на 100 Char mitrailleur от Рено. Уже через месяц в конце января на заводе Рено собрали первый предсерийный прототип - Сhar mitrailleur Renault.
Char mitrailleur Renault/Пулеметный танк Рено
Страна: Франция
Производитель: Société des Automobiles Renault
Год выпуска: 1917
Кол-во: 1
Экипаж: 2
Размеры: 4,6х1,74х2,14 (ориентировочно)
Боевая масса: 6 500 кг (ориентировочно)
Бронирование : 16 mm
Вооружение: Mitrailleuse Hotchkiss modèle 1914
Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,480 cm3, 35 л.с.
Максимальная скорость: 7,5 km/h
Гусеницы: 340 мм
Геометрическая проходимость: высота стенки: 0,6 м/глубина брода: 0,7 м/ширина траншеи 1,35 м
По сравнению с деревянным макетом первый образец танка Рено в "железе" отличался достаточно заметно, хотя и в деталях. По другому была скомпонована подвеска, хотя он и осталась в рамках патентованной конструкции со сблокированными тележками, вместо сварной башни на танк установили литую, существенно меньшего размера, доработали те узлы и агрегаты, которые на макете вообще не присутствовали.
Самым существенным изменением была круглая литая башня, ставшую первой литой деталью бронекорпуса в танкостроении. Башня Char mitrailleur Renault имел литую башню со сферическим наблюдательным «куполом», выполненным заодно с крышей башни. Толщина башни в 22 миллиметра была достаточной для защиты командира танка от всех пуль стрелкового калибра. Четыре наблюдательные щели не обеспечивали достаточной обзорности, да и через них в башню могли попадать осколки пуль. Но самой главной проблемой стала вентиляция боевого отделения. Пр "глухой" конструкции башни пороховые газы делали боевую работу невозможной во время ведения пулеметного огня из такого мощного оружия, как Mitrailleuse Hotchkiss modèle 1914. Такая башня на серийную машина поставлена быть не могла.
В то же время непосредственно базовая идея литых деталей для танка была очень привлекательной. Это, даже несмотря на больший расход металла и требования к точному соблюдению технологии плавки и многочасового отпуска отливки, позволяло резко снизить трудоемкость изготовления деталей, что было немаловажно при планируемом массовом выпуске легких пулемётных танков. Для боевой работы очень важным был и фактор повышенной стойкости литых деталей против попадания пуль, снарядов и осколков. Многочисленные фотографии танков Шнейер и Сен-Шамон буквально развалившихся по линиям крепления броневых листов легко найти.
Литая же башня спокойно выдерживала практически любое количество попаданий и пуль. и снарядов, если они конечно её не пробивали, в отличие от собранной из листов, которая в итоге ударных воздействий расшатывалась и выходила из строя, даже не будучи повреждённой. Освоив производство литых башен на Рено рассчитывали, что в будущем на танки будут устанавливать и лобовую литую часть бронекорпуса.
Люк водителя танка на прототипе был одностворчатым и откидывался вперёд. С точки зрения защиты это было правильным решением - люк был цельным и имел большую прочность, к тому же возможно предполагалась, что откидывание вперед позволит в это время защищать водителя при покидании танка от встречного огня. Но для эксплуатации оказался неудобен, во первых был очень тяжёл, для того, что бы его полностью откинуть требовалась не только большая физическая сила, но и длинные руки, так как, что бы люк открыть его приходилось поднимать вплоть до вертикального положения, практически полностью высунувшись из машины. С покиданием танка были проблемы и у командира боевой машины, который покидал её через одностворчатую заднюю дверь в башне.
Практически неизменными по сравнению с проектом остался гусеничный ход. Гусеницы крепились на бронекорпус через мощную гусеничную раму, все элементы подвески были размещены вокруг рамы или внутри её. Единственными отверстия в бронекорусе были выходы валов приводов ведущих колес. Основным заметным отличием было перенесение пружины, амортизирующей верхнюю планку поддерживающих катков, из центра к переднему краю, что точно было лучше, чем предварительный варианта. На прототипе поднятые вверх большого диаметра направляющие колесы помогали преодолевать вертикальные препятствия и выбираться из больших воронок и рвов.
Базовые испытания на полигоне Рено выявили так же недостатки в системе охлаждения двигателя. На прототипе охлаждение двигателя было организовано через прикрытые бронированными жалюзи отверстия в бортах хвостовой части бронекорпуса. Крышка бронекорпуса была из двух откидывающихся вперед листов, которые таже весили вполне прилично и для работы с ними требовалась так же немалая сила. Хотя с другой стороны как раз обслуживание двигателя и трансмиссии было очень удобным.
К кормовой части танка монтировался "хвост" позволявший увеличить глубину и ширину преодолеваемых препятствий. И если у танков типа Mark конструкция кормовых колёс была откровенно неудачной, да и сами танки были слишком тяжелыми для такого устройства, то на легких французских танках и их последователях в других странах подобные хвосты прижились.
Максимальная скорость танка на поле боя составляла 7,5 км/час и соответствовала ожиданиям военных, но малая масса, относительно конечно Сен-Шамонов и Шнейдеров, хотя и для них были разработаны прицепы и тягачи, позволяла перевозить пулеметные Рено на специально подготовленных кузовах или даже на стандартных 5-7-тонных грузовиках и прицепах к ним, в частности даже были специально заказаны тягачи и полуприцепы фирмы Knox в САСШ. А первые опыты по перевозке проходили ещё во время перемещения танка между заводом и полигонами.
Одним их немаловажных параметров по которому танки "мерялись" своими силами были размеры деревьев, которые боевая машина могла свалить или сломать. Вплоть до 60-х в обязательную демонстрационную программу входил показ возможностей танков по движению по лесу или по "прохождению" сквозь кирпичные дома. С военной точки зрения эт имело смысл по оценке возможностей преодоления завалов и препятствий типа надолбы. Так как пулемётные танки Рено были "легкими" только относительно британских Марков и Сен-Шамов, они имели вполне приличное «таранное» действие: прототип опрокидывал дерево или деревянный столб диаметром до 250 мм, железный столб диаметром 50 мм и разрушал кирпичную кладку в 30-40 см.
Прототип танка Char mitrailleur Renault заметно отличается от серийных моделей. Наиболее заметна оригинальная командирская башенка без привычного для танков Renault FT колпака с люком и отливавшаяся вместе с башней. Но так было только у первого варианта башни, который был позднее доработан и получил более привычный вид.. В кормовой части на вертикальном бронировании прорезаны горизонтальные отверстия, прикрытые жалюзями для вентиляции двигательного отсека. Верхние листы отсека плоские и могут откидываться вперед для доступа к двигателю. Передний люк был одностворчатым и откидывался вперёд на петлях. На серийных моделях люк сделали двухстворчатым и открывающимся в стороны. Люк-лаз на башне сзади так же был одностворчатым.
Основные испытания танк проходил на заводском полигоне в Бийанкуре в пригороде Парижа, но генерал Этьен всячески торопил начало "государственных" испытаний в учебном лагере "Специальной артиллерии" в Шапмилье или в Марли. Несмотря на то, что в последние дни 1916 года командующим французской армий вместо Жозефа Жоффра стал бывший, как и генерал Этьен, артиллерист дивизионный генерал Робер Нивель, который в отличие от Этьена и Жоффра сдержанно относился к расходам на танки и считал приоритетным развитие гусеничных тягачей. Видимо из-за относительной неудачи "своего" танка "Сен-Шамон" ставший к этому времени министром вооружений Альбер Тома, ака "Святой Тома", так же присоединился к Невелю в вопросах задержки проекта. Испытания в Шапилье 9 апреля закончились заказом сразу 1000 новых танков, Невиль после недолго раздумия 13 апреля подписал заказ. Официальные испытания проводились 21-22 апреля 1917 года в Марли и закончились так же успешно, в мае заказ был увеличен до 1150 танков.
Командирская башенка в ходе испытаний понемногу "пилилась". В апреле, видимо перед показом военным, которые точно бы заставили стрелять в ходе проверки, башенка получила воздухоприток. Еще позднее верхняя часть башни была заменена люком-крышкой сверху, получив наконец свой классический и узнаваемый вид.
С такой башней на бронекорпусе первого прототипа машина стала предсерийным образцом, который после проведения испытаний стал испытательным стендом для различных вариантов башен. В частности на этот же бронекорпус поставили для примерки пушечную башню Girod-Renault, может быть на танке испытывались и другие варианты башен, просто до нашего времени фотографии ещё не в открытом доступе.
Но даже после принятия заказа "Святой тома", министр Вооружений Альбер Тома, который до этого в течении года всеми силами проталкивал в производство танки "Сен-Шамон" по итогам отчетов от командира учебного полигона в Марли попробовал притормозить работы над серийным производством танков. Наверно "ничего личного, только бизнес", но упорные попытки не дать заказы и Шнейдеру, и Рено могли быть вызваны не только заботой об армии, но если уж об этом молчат французы, то через сто лет и на другом конце Европы можно только фантазировать. Хотя нельзя сказать, что сделанные замечания от Тома были совсем не к месту, если бы их учли танк мог бы точно стать лучшим танком, чем получился, только скорее всего к окончанию войны он бы не успел.
В частности Альбер Тома требовал увеличить объем башни, для размещения ещё и пулемётчика, и запаса патрон в 10000 для пулемёта. Если бы это требование было принято переделывать пришлось бы просто всё - увеличенная башня потребовала бы увеличения погона и соответственно ширины бронекорпуса, что привело бы к увеличению массы танка, нужен был бы другой двигатель, пришлось бы переделывать подвеску, потерялась бы возможности перевозка на грузовиках. В общем иначе чем саботажем назвать письмо Тома было нельзя. К счастью для мирового танкостроения в июне Тома уехал в Россию, что бы убедить временное правительство хоть немного повоевать, а Этьен специально пригласил в это время фронтовых офицером на испытания и окончательно доказал им, что Сhar mitrailleur Renault это лучшее из того, что сейчас можно получить на фронте. Оставалось только устранить замечания с конструкцией башни, люками водителя и командира экипажа, улучшить охлаждение двигателя, оснастить пушкой и запустить в серию. Всего то ничего...
Почитать о других французских экспериментах в области танкостроения и истории развития лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на канале:
- Тank patrouilleur. 1916. Первый танк современного типа. Часть 1. Тank patrouilleur. 1916. Компоновочный макет бестселлера
- Souain tank prototype. 1915 Путь к танку. Часть 6. Souain tank prototype. Холт во французской шинели.
- L'appareil n ° 1 Type A/В. 1916 Путь к танку. Часть 7. L'appareil n ° 1 Type A/В. 1916. Пока британцы делали танки во Франции тренировались на тракторах
- La machine N° 1 Type C. 1916 Путь к танку. Часть 8. La machine N° 1 Type C. Эксперименты с формой
- Tracteur Saint-Chamond "Automobillette". 1916. Путь к французскому танку. Часть 9.2 Tracteur Saint-Chamond "Automobillette". 1916. Прототип французского танка Сен-Шамон с пушкой и крышей
- La machine N° 1 "Schneider". 1916. Путь к французскому танку. Часть 11.0. La machine N° 1 "Schneider". Испытания макета на чужом шасси
- La machine N° 1 "Schneider". 1916 Путь к танку. Часть 11. La machine N° 1 "Schneider". Непрототип танка Шнейдера на шасси Фуше
- Char 25t Saint-Chamond. Путь к танку. Char 25t Saint-Chamond. Французский ромб на ватмане.
Источники:
Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».
Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия
Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн
Первый танк классической компоновки. Юрий Пашолок. https://warspot.ru/8733-pervyy-tank-klassicheskoy-komponovki
https://tanks-encyclopedia.com/ww1-france-renault-char-dassaut-18hp-renault-ft-development/
https://tanks-encyclopedia.com/ww1/fr/renault_ft.php
http://www.wardrawings.be/WW1/Files/site.htm (автор рисунков Vincent Bourguignon)