868 подписчиков

Первый танк современного типа. Часть 2. Char leger/Сhar mitrailleur. 1916. Предсерийный макет Renault FT

История создания предсерийного макета первого легкого танка Renault FT в декабре 1916 года.

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Создание первого легкого танка началось во Франции в июле 1916 года, когда будущий бригадный генерал и будущий начальник танкового корпуса Франции, а тогда еще полковника Жан Батист Эжен Этьен (Jean Baptiste Eugène Estienne), получивший заслуженно никнейм - Père des Chars (Отец танков), смог убедить владельца крупнейшего на тот момент автомобильного производителя Société des Automobiles Renault Луи Рено (Louis Renault) заняться вместо ничего не гарантировавшего проекта среднего танка "Gros char Renault" разработкой легкой пулемётной бронированной машины на гусеничном шасси для сопровождения танков и пехоты. В октябре 1916 года проект был показан Этьену, которому машина понравилась и он занялся продвижением проекта, который тогда назывался Тank patrouilleur.

Полноразмерный деревянный макет Tank Patrouilleur - "Патрульный танк", будущий Renault FT, октябрь 1916 года. Колоризированная фотография с сайта tankandafvnews.com от Jaycee Davis
Полноразмерный деревянный макет Tank Patrouilleur - "Патрульный танк", будущий Renault FT, октябрь 1916 года. Колоризированная фотография с сайта tankandafvnews.com от Jaycee Davis

Генералу Этьен, в тот момент командиру танкового корпуса Франции - Artillerie Speciale 27 ноября отправил письмо Главнокомандующему французской армии Жоффру, а уже 12 декабря Renault получила разрешение на производство 50 "гусеничных тягачей Renault, проект №11" ("Renault tracked tractor, project #11"), которые должны быть поставлены в в марте 1917 года. Шарль Серре (Charles Edmond Serre), технический директор заводов Renault, и Рудольф Эрнст-Метцмайер (Rodolphe Ernst Metzmaier), главный конструктор проекта, начали доработку проекта, который во внутренних документах стал называться - Renault FT.

Char leger/Char mitrailleur/Легкий танк

Страна: Франция

Производитель: Société des Automobiles Renault

Год выпуска: 1916 (октябрь)

Кол-во: 1 (макет)

Экипаж: 2

Размеры: 4,6х1,74х2,14 (ориентировочно)
Боевая масса: 6 700 кг (ориентировочно)
Бронирование : 22 mm

Вооружение: Mitrailleuse Hotchkiss modèle 1914

Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,480 cm3, 35 л.с.

Максимальная скорость: 7,5 km/h

Гусеницы: 340 мм

Геометрическая проходимость: высота стенки: 0,6 м/глубина брода: 0,7 м/ширина траншеи 1,35 м

Пока на верхах шла борьба между претендентами на звание "отца французских танков", на которое претендовали Генерал Муре (Léon Mourret), начальник STA - технической автомобильной службой (Service Technique Automobile) французской армии и депутат парламента - министр Альбер Тома (Albert Thomas, Sous-Secrétaire d’Etat à l’Artillerie et aux Munitions), а генерал Этьен пытался используя свои возможности продавить выпуск лёгких танков, Рудольф Эрнст-Метцмайер рисовал новый танк, который должен был превратится в будущий бестселлер. Гусеничный ход и общую компоновку танка решили не трогать, тем более, что её запатентовали. Главные вопросы были по башне и бронекорпусу, их и попробовали устранить в первую очередь. Круглую башню небольшого диаметра заменили на более крупную ромбовидной формы, чем то напоминающей башню танка Т-34 обр 1943 года. Это должно было дать возможность нормальной боевой работы и покидания командиром танка через люк в верхней части башни. Хотя внешне башня второго макета, показанного Этьену выглядела вообще двухместной, хотя об этом и не упоминается, может быть общеизвестная фотография показывает макет, на котором проверялась возможность и такого варианта. Заднюю выступающую часть бронекорпуса укоротили, как бесполезную, а спереди убрали остроугольную рубку водителя, организовав люк для механика-водителя прямо в лобовой броне.

Модель танка Char leger, показанная 30 Декабря 1916 года,  Перед танком стоит его конструктор Рудольф Эрнст-Метцмайер (Rodolphe Ernst-Metzmaier). Не стоит верить подписям, что это Луи Рено. Как пошутили в одном источнике: "Не все, кто стоит с усами перед Renault FT - Луи Рено.
Модель танка Char leger, показанная 30 Декабря 1916 года, Перед танком стоит его конструктор Рудольф Эрнст-Метцмайер (Rodolphe Ernst-Metzmaier). Не стоит верить подписям, что это Луи Рено. Как пошутили в одном источнике: "Не все, кто стоит с усами перед Renault FT - Луи Рено.

В итоговом варианте, показанном Консультативному комитету все конструктивные элементы бронекорпуса собирались из плоских листов брони, более короткий корпус и более плотная компоновка отделения управления позволили снизить ожидаемую массу танка. Хотя генерал Этьен настаивал на максимально быстром запуске танка в серию, мышиня политическая борьба продолжалась. Генерал Муре ратовал за отмену проекта или его изменение, например увеличение экипажа до 3-х человек или увеличения ширину, что сразу бы убило все идеи, которые позволили в итоге построить сбалансированную машину. Министр вооружений Альбер Тома считал, поддерживая командующего французской армией, что артиллерийские тягачи важнее лёгких танков, и лучше бы Рено сконцентрировалось на них. На голосовании о судьбе Пулеметного танка Консультативный комитет штурмовой артиллерии (Consultative Committee of the Assault Artillery) проголосовал за производство - семь против трёх поддержали командующего танковыми силами, только ТЗ не утвердили, да и с количеством не определились. Первый заказ был на 100 Char mitrailleur от Рено. В феврале 1917 года сам "Святой Тома", как за глаза звали министра вооружений в армии, увеличил заказ до 150 машин, хотя командующий танковых сил Этьен требовал не менее 1000 единиц. Но даже в январе только-только начали обучение первые французские танковые части и никто не хотел рисковать пока не проверено первой решение о Сен-Шамонах и Шнейдерах, как они покажут себя?

Иллюстрация макета FT от Yuvnashva Sharma, спонсирована Patreon campaign, https://tanks-encyclopedia.com/ww1-france-renault-char-dassaut-18hp-renault-ft-development/
Иллюстрация макета FT от Yuvnashva Sharma, спонсирована Patreon campaign, https://tanks-encyclopedia.com/ww1-france-renault-char-dassaut-18hp-renault-ft-development/

Через месяц в конце января 1917 года после демонстрации 30 декабря 1916 года в Рено выпустили первый прототип в железе. Машина достаточно сильно отличалась от макета, но ни одна идея не была потеряна, кроме большой башни. Борьба с бюрократией заняла ещё почти четыре месяца, пока правительство дало добро на массовый выпуск танка по проекту Рено уже после замена неудачно руководившего французской армией генерала Невиля на маршала Петена.

За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
в телеграмканале
https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Почитать о других французских экспериментах в области танкостроения можно в других статьях на канале:

Источники:

Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».

Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия

Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн

Первый танк классической компоновки. Юрий Пашолок. https://warspot.ru/8733-pervyy-tank-klassicheskoy-komponovki

http://www.chars-francais.net/2015/index.php/engins-blindes/chars/6-archives/des-origines-1930/688-1917-renault-ft?start=3

https://tanks-encyclopedia.com/ww1-france-renault-char-dassaut-18hp-renault-ft-development/

https://tanks-encyclopedia.com/ww1/fr/renault_ft.php