868 подписчиков

Первый танк современного типа. Часть 1. Тank patrouilleur. 1916. Компоновочный макет бестселлера

Первый вариант макета самого массового танка Первой мировой войны - Renault FT - Тank patrouilleur.

Эта публикация - первая пробная предновогодняя часть в большом сериале, рассказывающем об истории танка Renault FT, всех его версий, модификаций и вариантов. Главной проблемой является то, что эта тема описана со всех сторон, и те, кто интересуется военной историей, наверняка всё уже знают. Тем не менее любое издание, в том числе отличные книги, вышедшие по теме танка Renault FT, всегда немного обобщают и урезают, а главная идея этого канала создать своеобразный определитель боевых машин Первой мировой и попробовать рассказать то немногое, что обо всех этих машинах известно. В канале не нужно ужиматься в определенное количество страниц и использовать только те фотографии, на которые имеешь право. Попробуем, что бы всем было интересно.
Серийный танки Renault FT со всеми видами башен и вооружения в Латвийской Армии
Серийный танки Renault FT со всеми видами башен и вооружения в Латвийской Армии
Все опубликованные материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Когда поверхностно смотришь на историю развития танков, да и вообще любой техники в период Первой мировой, начинает казаться, что всё происходило постепенно - одно за одним. Например - сначала французы сделали танки Сен-Шамон и Шнейдер, посмотрели, испытали и поняли, что сделали что-то не совсем то, а здесь как раз Луи Рено со своим легким танком. Ну и так далее... Но сама история развития техники в этот период гораздо более плотная, практически все происходило параллельно и конструкторам почти ничего не удавалось сделать опираясь на плечи "гигантов", многое делалось просто впервые в мире. И даже схожие идеи появлялись не потому, что кто-то, что-то у кого-то подсмотрел, а просто пришло для них время. Посадочный макет будущего Renault FT был готов уже в октябре 1916 года, а работы над ним начались тогда, когда не только было не понятно, что средние танки не совсем удачные вышли, а никто еще их в железе и не видел. Огромный многосерийный бестселлер под названием - Первый танк современного типа Renault FT, начался с идеи тогда еще полковника Жана Батиста Эжена Этьена (Jean Baptiste Eugène Estienne), получившего после войны заслуженно никнейм - Père des Chars (Отец танков). Первым шагом в реализации его идеи малых танков сопровождения стал показанный в октябре 1916 года макет от Рено, который называли на британский манер - Танк для патрулирования - Тank patrouilleur.

Тank patrouilleur/Патрульный танк

Страна: Франция

Производитель: Société des Automobiles Renault

Год выпуска: 1916 (октябрь)

Кол-во: 1 (макет)

Экипаж: 2

Размеры: 5,2х1,74х2,14 (ориентировочно)
Боевая масса: 6 700 кг (ориентировочно)
Бронирование : 22 mm

Вооружение: Mitrailleuse Hotchkiss modèle 1914

Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,480 cm3, 35 л.с.

Максимальная скорость: 7,5 km/h

Гусеницы: 340 мм

Геометрическая проходимость: высота стенки: 0,6 м/глубина брода: 0,7 м/ширина траншеи 1,35 м

История создания Renault FT во многих источниках начинается от "Адама", то есть со времени создания британцами "Маленького Вилли" и активности провидца Жана Батиста Эжена Этьена. Можно смело отбросить эти легенды и обозначить начало проекта легкого танка первыми числами июля 1916 года. Перелом весны и лета 1916 года стал тем временем для французского станкостроения, в котором примерно три равные по силам участника создания французского танка растащили проекты по "собственным квартирам". Ведущий поставщик артиллерии фирма Schneider et Cie и её дочернее общество Société d'Outillage Mécanique et d'Usinage d'Artillerie (SOMUA), бывшие фактически инициаторами создания боевой гусеничной машины, опираясь на конструкторский талант Брилье (Auguste Eugène Brillié), получили в начале весны 1916 года заказ на 400 машин и начали готовить собственный проект танка, позднее ставшего Char Schneider CA1. Генерал Муре (Léon Mourret) начальник STA - технической автомобильной службой (Service Technique Automobile) французской армии и поддерживавший его министр Альбер Тома (Albert Thomas, Sous-Secrétaire d’Etat à l’Artillerie et aux Munitions), разругавшись с Брилье и фирмой Шнейдер, притянули в проект фирму Compagnie des forges et aciéries de la marine et d'Homécourt (FAMH) из Сен-Шамона и пробили в июле 1916 года заказ еще на 400 танков по проекту лейтенанта Фуше (Lieutenant Charles Fouché), ставших в итоге Char Saint-Shamond. В стороне от этого остался только сам полковник Этьен, который в 1915 году приложил огромные усилия, чтобы пробить у главнокомандующего французской армии маршала Жозефа Жоффра (Joseph Jacques Césaire Joffre) производство танков. Полковник Этьен знал владельца одного из крупнейших автомобилестроительных концернов Франции Société des Automobiles Renault Луи Рено и еще в конце 1915 года пробовал подключить его к танковому проекту. Когда 20 мая 1916 года генерал Муре, разыскивая фирму, которая возьмется за выпуск проекта "танка Фуше", пришёл к Луи Рено, тот решил не отказываться и инициировал разработку проекта среднего танка у себя на фирме, получившего название - "Gros char Renault".

Компоновочная схема "Gros char Renault" из коллекции Francois Vauvillier
Компоновочная схема "Gros char Renault" из коллекции Francois Vauvillier

Большие, а точнее по сравнению с британскими "ромбами" средние, танки, получавшиеся и у FAMH, и у Schneider et Cie, и у Renault хронически не нравились Этьену. После присутствия на первых тестах шасси, собранного в STA под руководством лейтенанта Фуше, и посещения Британии, где ему возможно показали испытания первого прототипа "Маленького Вилли" - танка Триттона и предсерийного "Большого Вилли" - танка Вилссона, это всё, что тогда было у англичан, Этьен сделал вывод о том, что нужен ещё один танк, маленький и дешевый. Так же возможно Этьен видел схемы или фотографии испытаний варианта "Маленького Вилли" ещё с вращающейся башней (Lincoln No.1 Machine). Учитывая секретность и, зная об отношении британцев к французам, даже когда те союзники, можно предположить, что полковнику и показали только "Маленький Вилли". Но гадать об этом можно только теоретически. Когда в апреле-мае 1916 года стало более-менее понятно, какие танки получит будущий командир танковых частей Франции под своё руководству, полковник Этьен начал продвигать среди военного руководства идею небольшого танка, предельно простого и дешевого. То, что промышленность Франции не справится с массовым выпуском сложных танков было ясно уже тогда - и FAMH, и SOMUA срывали все запланированные сроки. После 29 июня 1916 года, когда проект "Gros char Renault" был уже предварительно готов на кульмане, между Луи Рено и полковником Этьеном состоялся разговор, во время которого Этьен рассказал промышленнику свою идею о необходимости на поле боя небольших бронированных машин - фактически подвижных пулемётных точек, которые будут сопровождать тяжёлые танки и пехоту.

Полноразмерный деревянный макет Tank Patrouilleur - "Патрульный танк", будущий Renault FT, октябрь 1916 года Первый макет танка Тank patrouilleur, показанный в октябре 1916 года
Полноразмерный деревянный макет Tank Patrouilleur - "Патрульный танк", будущий Renault FT, октябрь 1916 года Первый макет танка Тank patrouilleur, показанный в октябре 1916 года

Идея простого танка заинтересовала Луи Рено, тем более, что скорее всего он уже понимал, что шансов получить еще один заказ на 400 средних танков, каким бы хорошим его проект не был, стремится к нулю, особенно после того, как министр Альбер Тома уже подписал FAMH на 400 танков. Фактически фирма Рено становилась третьей лишней. А строить три одинаковых примерно танка ни одна нормальная страна позволить себе не могла. Монетизируя наработки по среднему танку, Луи Рено продолжил работы по артиллерийскому тягачу с тем же гусеничным движителем, а основные усилия фирмы направил на создание легкого пулеметного танка, который пока никто среди военных не хотел. Проектом, который назвали на английский манер - tank patrouilleur - «патрульный танк», руководил Шаль Серре (Charles Edmond Serre), технический директор заводов Renault, разработку танка возглавил конструктор Рудольф Эрнст-Метцмайер (Rodolphe Ernst Metzmaier). Название "патрульный танк" было маркетинговой хитростью Луи Рено, в этом он разбирался. Умение компании Луи Рено заниматься "теневым маркетингом" можно оценить по истории "Марнского такси", символом которого стали автомобили Рено, хотя в транспортировке пехоты участвовали автомобили разных марок. Военное руководство не хотело ничего слышать о "маленьких" танках, Великая война требует Великого оружия. Уже понесенные огромные расходы на совершенно новое оружие в виде 800 танков ещё не понятно как "окупятся" и как новая техника покажет себя на поле боя, и тратить деньги на ещё одну "игрушку" ни военным не политикам не хотелось. А вот рассмотреть проект небольшого и дешёвого танка-разведчика, танка для патрулирования - было вполне вероятно. В отличие от других производителей средних танков фирма Луи Рено достаточно точно выдерживала срок и, как и было обещано, в октябре 1916 года показала посадочный макет своего танка тогда уже бригадному генералу и командиру частей "Специальной Артиллерии" Жану Батисту Эжену Этьену.

Полноразмерный деревянный макет Tank Patrouilleur - "Патрульный танк", будущий Renault FT, октябрь 1916 года. Колоризированная фотография с сайта tankandafvnews.com от Jaycee Davis
Полноразмерный деревянный макет Tank Patrouilleur - "Патрульный танк", будущий Renault FT, октябрь 1916 года. Колоризированная фотография с сайта tankandafvnews.com от Jaycee Davis

Шаль Серре и Рудольф Эрнст-Метцмайер подошли к танковому проекту с точки зрения профессионалов-автомобилистов, создавая танк с максимальным использованием автомобильных узлов и агрегатов, что с одной стороны упрощало, а с другой стороны ускоряло и удешевляло производство. Для презентации был собран посадочный макет, в котором были размещены все узлы и агрегаты, можно было проверить удобство применения оружия и боевую работу экипажа. Решения заложенные в макет танка не только не менялись в серии, но и стали основой для проектирования всех танков до настоящего времени. Бронекорпус был разделен на три отсека - управления, боевое и силовое. Двигатель и трансмиссия располагались в кормовом отсеке, пока ещё не отделенные перегородкой от обитаемых отсеков. Вооружение - станковый пулемёт Гочкиса устанавливался в пулемётной установке во вращающейся башне. Отделение управления находилось в передней части танка. 99% танков созданных с момента появления проекта Тank patrouilleur создаются именно по этим лекалам.

Как всегда у "победы много отцов". После того, как стало понятно, что танк стал прообразом всех танков мира, нашлось множество желающих заявить о своём первенстве в проекте, что было впрочем и с первым танком Mark. Учитывая время создания, единственное, что конструктора Рено могли узнать у генерала Этьена, это вращающаяся башня, которая стояла на первом прототипе британского танка "Little Willy". И прототип танка Medium tank Mark A Whippet - Triton Chaser, и прототип танка Schneider CA.2 со схожими башнями были созданы позже, работы над ними начались уже тогда, когда проект танка Рено уже был готов. Стоит учесть, что проект танка Рено был представлен примерно через месяц после первой "боевой презентации" танков Mark I и первой ходовой презентации танков Сен-Шамон и Шнейдер в сентябре 1916 года.
Запатентованная Эрнестом Фуксом (Ernest Fuchs) подвеска поддерживающих катков, применённая на лёгком танке Renault
Запатентованная Эрнестом Фуксом (Ernest Fuchs) подвеска поддерживающих катков, применённая на лёгком танке Renault

Наиболее интересной и важной частью проекта легкого танка была ходовая часть, разработчиком которой был инженер Эрнест Фукс ((Ernest Fuchs). Уже на прототипе она была в целом принята почти в окончательном виде и в дальнейшем только дорабатывалась. Большое направляющее переднее колесо, выступающее за габарит бронекорпуса, обеспечивало преодоление вертикальных преград до 60 см, причем оно не было ведущим, ведущими у танка были задние колеса. Поддерживающие катки, который на макете было 5, крепились на планке, которая сзади фиксировалась на поворотном шарнире, а посередине была подрессорена винтовой спиральной пружиной, что обеспечивало кроме амортизации и натяжение гусеницы. Опорные катки собраны в тележки, которые соединялись с балансиром, подвешенным на полуэллиптической листовой рессоре. Концы рессоры подвешивались к продольной двутавровой балке, закрепленной на борту корпуса, которая обеспечивала дополнительно и защиту подвески от повреждений. Бронекорпус был узким, спереди бронелисты были наклонными. Треугольная "кабина водителя" выступала над лобовым листом с вертикальной гранью и с крестообразными прорезями для наблюдения за дорогой. Командир, наводчик и пулемётчик в одном лице покидали танк через люк в крыше, чему сильно, из-за небольших размеров башни, мешал пулемёт, механик-водитель по идее должен был делать так же. Длинная кормовая часть танка должна была служить дополнительной опорой при преодолении относительно широких траншей.

Полноразмерный деревянный макет Tank Patrouilleur - "Патрульный танк", будущий Renault FT, октябрь 1916 года. Колоризированная фотография с сайта tankandafvnews.com от Jaycee Davis
Полноразмерный деревянный макет Tank Patrouilleur - "Патрульный танк", будущий Renault FT, октябрь 1916 года. Колоризированная фотография с сайта tankandafvnews.com от Jaycee Davis

Полноразмерный деревянный макет Tank Patrouilleur - "Патрульного танка" был показан точно по-плану, что достаточно удивительно для французов, в октябре 1916 года бригадному генералу Этьену, в тот момент командиру танкового корпуса Франции - Artillerie Speciale. Проект танка понравился Этьену и следующие два месяца наряду с приемками новых танков Шнейдер и Сен-Шамон и формированием танковых групп генерал потратил через голову начальника STA Генерала Муре (Léon Mourret) на убеждение Жоффра, главнокомандующего Французской армией, в необходимости принятия небольшого пулеметного танка на вооружение. Несмотря на противодействие генерала Муре, который скептически относился к самой идее малых танков, на письмо Этьена генералу Жоффру, отправленное 27 ноября, уже через три дня главнокомандующий ответил положительно. И хотя 13 декабря 1916 года Жоффра у руля французской сменил Генерал Невиль (Robert Georges Nivelle), который считал, что лучше построить 300 гусеничных артиллерийских тягачей, чем лёгкие танки, за день до его назначения - 12 декабря - Renault получила разрешение на производство 50 "гусеничных тягачей Renault, проект №11" ("Renault tracked tractor, project #11"), которые должны быть поставлены в в марте 1917 года. Проект, который на заводе назывался Renault FT, получил одобрение и Рудольф Эрнст-Метцмайер начал доработку проекта. Из первого макета Tank Patrouilleu было ясно, что таких изменений будет много.

За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
в телеграмканале
https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Почитать о других французских экспериментах в области танкостроения можно в других статьях на канале:

Танки

Источники:

Первый танк классической компоновки. Юрий Пашолок. https://warspot.ru/8733-pervyy-tank-klassicheskoy-komponovki

http://www.chars-francais.net/2015/index.php/engins-blindes/chars/6-archives/des-origines-1930/688-1917-renault-ft?start=3

https://tanks-encyclopedia.com/ww1-france-renault-char-dassaut-18hp-renault-ft-development/

https://tanks-encyclopedia.com/ww1/fr/renault_ft.php