Найти тему
Комсомольская Правда - Уфа

Родители отдали 7-летнего мальчика вместе с двумя братьями в летний лагерь и больше его уже не увидели. Они ищут и ждут сына дома 23 года

Кенан пропал в лагере, который организовали сектанты
Кенан пропал в лагере, который организовали сектанты

История с пропавшим ребенком из города Белебея в свое время наделала шуму в Башкирии: 7-летний Кенан Мустафаев бесследно исчез в 2000 году прямо из детского лагеря «Саргай» в Иглинском районе. Вместе с ним пропал еще один мальчик – 10-летний Ярослав Чепков из Москвы. Обстоятельства дела, надо признаться, загадочные. Взять хотя бы тот факт, что детский лагерь был организован деструктивной сектой «Радастея». Это устойчивая оккультно-эзотерическая организация, созданная в 90-х годах писательницей Евдокией Марченко (сейчас ее фамилия - Лучезарная). В основе учения лежит изменение сознания человека с помощью стихотворных ритмов, которые и сочиняла Марченко. Каждое собрание сектантов начиналось с их пения.

– Мы не знали, что это как-то связано с культом, просто знакомая предложила свозить нашей детей отдохнуть на природу, у нас тогда как раз шла стройка, и мы, собрав, последние копейки, отправили всех троих в Иглинский район, – рассказывает безутешная мать пропавшего Кенана, Ирада.

Всех братьев Мустафаевых – Кенана, 13-летнего Рашада и 10-летнего Узеира – в лагерь увезла та самая знакомая семьи. Место отдыха, как выяснилось позже, располагалось на частном участке фермера, который был поклонником «Радастеи». Там детей определили в разные группы по возрасту. Собственно, на этом нормальная организация их отдыха и закончилась.

По словам Рашада и Узеира, взрослые в лагере предпочитали купаться исключительно обнаженными, приучая к тому же и детей, – это одна из идей их культа: «радоваться своему телу». Вместо игр на свежем воздухе ребятню отправили пропалывать огороды под палящим солнцем. И все это под пение заунывных «ритмов». Сектанты сопровождали ими любые свои действия, входя в транс.

Тогда еще не было мобильных телефонов, и позвонить домой дети просто не могли. Они пытались написать письмо родителям, передали его женщине, которая приносила продукты, но весточка так и не дошла до адресата…

Кенан (улыбающийся мальчик) со своими братьями
Кенан (улыбающийся мальчик) со своими братьями

ТЕЛО НЕ ОБНАРУЖИЛИ

Беда случилась 13 июля. Кенана и Ярослава в последний раз видели купающимися на реке Сим с остальными ребятами. А через два дня Ираде привезли ее детей. Но только двоих. «Мама, ты не бойся… Кенана больше нет…» – только и смогли вымолвить ребятишки. В панике женщина тут же отправилась в лагерь. Добралась только к ночи, но ничего вразумительного от «радастейцев» так и не услышала.

– Ваш сын утонул, он освободился от одежд (то есть от тела. – Прим. авт.), давайте будем петь ритмы, чтобы его душе было хорошо на небесах, заявили сектанты убитой горем матери. Тогда Ирада прожила в лагере несколько дней, обшарила каждый куст, но ребенок как сквозь землю провалился.

- Я видела две цепочки следов на островке, где он играл, – там были отпечатки детских и взрослых ступней, – говорила женщина.

Сотрудники МЧС в ответ на мольбы Ирады тогда прочесали всю реку Сим до ее впадения в Белую – две бригады водолазов обследовали почти 30 километров и пришли к выводу, что дети утонуть не могли. А вскоре местные жители выловили из воды тело неизвестного ребенка, которого «радастейцы» тут же попытались выдать за одного из пропавших мальчиков. Родители Кенана эту версию сразу отвергли.

– У него были длинные волосы, и парень был явно старше, – объяснила Ирада.

Сектанты тем временем уже успели кремировать тело утопленника и привезти его Чепковым [семье второго пропавшего мальчика] с многочисленными соболезнованиями. Те поначалу поверили, но им тоже показалось подозрительным, что тело утопленника им так и не показали. Вместе с Мустафаевыми они заказали экспертизу ДНК, которая подтвердила, что труп действительно принадлежит другому ребенку. Предположительно, подростку 14 лет. Чей он сын, не знает никто.

Мустафаевы. Кенан - третий слева
Мустафаевы. Кенан - третий слева

«ВАШЕГО СЫНА УНЕС ВОЗДУШНЫЙ ВИХРЬ»

Ирада и ее муж Аяз начали собственное расследование. Развесили объявления, искали очевидцев. Но результата все не было. В поисках хоть какой-то зацепки Ирада отправилась в поселок Миасс Челябинской области, где жила основательница «Радастеи» Евдокия Марченко. В ожидании встречи пришлось там порядочно пожить.

- Последователи этой женщины просто обожествляют ее, – удивилась Ирада. – Мне с большим трудом позволили с ней увидеться. Все это время «радастейцы» пытались всячески «обработать» женщину и, видимо, чтобы подогреть ее интерес, шепнули, что Евдокия, мол, велела искать ребенка на суше. Ирада пришла на беседу очень воодушевленная.

– Евдокия восседала в каком-то мистическом полумраке, я даже лица не разглядела, – вспоминает мать пропавшего.

Рядом с ней жадно внимали каждому слову предводительницы две женщины. Во время разговора они держали гостью под руки. Речь шла, как всегда, о высших мирах и ритмах.

- Почему вы сказали, что Кенан жив? – попыталась перевести разговор в другое русло Ирада.

Дальше началось необъяснимое.

– Я просила сообщить хоть что-то о своем сыне и плакала навзрыд, - рассказывает Ирада. – Но потом эти женщины провели рукой по моей спине, и я начала… смеяться истерическим хохотом! Я никогда не думала, что такое вообще возможно! Самое ужасное, что в этот момент Евдокия что-то ответила на мой вопрос, но я до сих пор не могу вспомнить этих слов, словно мозг был чем-то затуманен.

Через некоторое время выбивать информацию из сектантов поехал Аяз. Его там промучили пять дней, каждые сутки пребывания в логове сектантов стоили 100 долларов. В итоге Евдокия заявила Аязу, что его сына «унес воздушный вихрь в чертов день – 13 числа», и предложила порадоваться столь удачному стечению обстоятельств.

– Вы можете себе представить, каково ему было слышать этот бред? – снова плачет Ирада.

В районной милиции убитой горем семье тогда сухо сказали: «Произошел несчастный случай. Успокойтесь и постарайтесь начать жизнь заново».

-4

НАШЕЛСЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ… И СНОВА ПРОПАЛ

Шли годы, но родители не теряли надежды найти хоть какие-то следы своего ребенка. Параллельно поискам они боролись с правоохранительной системой, которая отчаянно не желала искать Кенана.

– Мы приходили в милицию, а нам говорили: «Дайте улики, чтобы мы возбудили уголовное дело», – цитирует мать издание Mkset. – Вот мы и стали искать улики, записывать слова очевидцев, ездить по районам.

И вот – в 2009 году отыскались люди, которые узнали Кенана на фотографии и подтвердили, что видели его через месяц после исчезновения.

– Житель города Сим рассказал, что Кенан жил у него на протяжении десяти дней, – сообщил тогда заместитель руководителя Уфимского межрайонного следственного отдела СУСК при Прокуратуре РФ по РБ Дамир Сабирзянов. – Он нашел мальчика на улице и, заметив, что ребенок ухоженный и явно «домашний», забрал его к себе.

Мужчина отметил, что мальчик не знал своего имении не мог ничего рассказать о себе. Прождав какое-то время, он понял, что ребенка никто не ищет, и отвел его в милицию, откуда Кенан снова бесследно исчез. По словам инспектора по делам несовершеннолетних, он отсавил ребенка в коридоре, пока оформлял на него документы, а когда вернулся, – того и след простыл.

Изображение использовано в иллюстративных целях
Изображение использовано в иллюстративных целях

Есть еще одна свидетельница, которая утверждаела, что видела Кенана. Жительница Аши заметила, что некий мужчина водит по улице красивого мальчика, совсем не похожего на своего спутника. Ребенок был странно молчалив и безучастен к происходящему. Почувствовав интерес прохожей к ребенку, сопровождающий тут же поспешил увести его. Позже женщина опознала Кенана на фото, и эти показания уже занесены в уголовное дело о пропаже ребенка.

– Мы уверены, что его зомбировали и он потерял память, – говорила в 2009 году Ирада. – Но надежда увидеть сына все еще жива. Мы обязательно найдем его!

С тех пор никаких существенных свидетельств о том, что кто-то видел Кенана, так и не появилось. Правоохранительные органы так же никаких успехов не добились. Спустя семь лет – в 2018 году – внимание Ирады привлек сюжет по телевизору – в нем говорилось о молодом парне из Турции, который попал под машину и был парализован. За ним без малого 10 лет ухаживала местная жительница Гюльсум Кабадайы.

ТУРЕЦКИЙ ЭПИЗОД

В далеком 2008 году Гюльсум встретила безвестного парня в больнице, в полуживом состоянии, и стала для него второй матерью. Но все это время она искала близких юноши, надеясь, что родные помогут быстрее выздороветь ему. Женщина предположила, что парень из России – уж слишком явно он реагировал на русскую речь. В скором времени нашлись десятки женщин, которые узнали в безвестном молодом человеке сына.

Трагедия случилась 30 августа 2008 года на трассе Анталья – Серик: ранним утром на окраине курортного города под колеса автомобиля угодил пешеход. Благо, тут же набежали люди, через несколько минут примчала скорая. Изувеченного паренька доставили в больницу и сразу же – на операционный стол. Он получил столько травм, что шансов выжить у него почти не было. Но медики сделали невозможное: первая операция закончилась успешно, потом еще и еще. Все остальное время паренек просто лежал в палате – его ни разу никто не навестил, никто не справлялся о его состоянии. В таком виде его впервые увидела местная жительница Гюльсум Кабадайы.

– Я ухаживала за родственницей мужа, которая лежала в больнице, и обратила внимание, что никто не навещает этого юношу. Посмотрела на него, и словно сердцем услышала: «мама!». Я поняла, что это судьба, – рассказывала уже много позже турчанка.

Тогда женщина взялась ухаживать за несчастным, а потом и вовсе оформила над ним опекунство и забрала парализованного, немого паренька в свою семью. Гюльсум дала своему приемному сыну символичное имя – Умут, что по-турецки означает «надежда».

Умут со своей приемной турецкой матерью. Фото: izmitkent.com
Умут со своей приемной турецкой матерью. Фото: izmitkent.com

Когда Умут оказался в семье Кабадайы, он весил всего 30 кг, не мог не только говорить, но даже пошевелить пальцем. Таких нередко называют грубым словом «овощ». Но намечающиеся трудности не испугали Гюльсум. Трое ее сыновей хорошо приняли нового «брата». Более того, экс-супруг турчанки отозвался на беду, стал заглядывать к бывшей жене, чтобы делать массаж чужому парализованному ребенку!

ПОНЯЛИ, ЧТО ОН ИЗ РОССИИ

- Я впервые настолько счастлива. Вся моя семья сплотилась из-за этого, - говорила сквозь слезы турчанка.

Тем временем Умут пошел на поправку. Спустя 4 года после аварии он поправился до 80 кг, оживилась мимика, парень даже научился говорить «мама» по-турецки и еще несколько слов.

Все это время новая семья Умута пыталась разгадать загадку – кто же он на самом деле, откуда, где его родня? И почему юноша бежал через оживленную трассу? Но ответов не было.

А вскоре Кабадайы озарило: парень может быть из России. По словам Гюльсум, ее приемный сын как-то особенно реагировал на русскую речь.

– Я чувствовала, что он русский. А потом я случайно познакомилась с девушкой из России по имени Кристина и привела ее к Умуту, - рассказывает Гюльсум. Поначалу парень не обращал внимания на гостью, но когда она стала называть наобум русские имена: он вдруг запереживал, и даже заплакал! А еще он почему-то особенно заинтересованно смотрел на светловолосых.

Стоит добавить, что ни документов, ни каких-то вещей при парне не было, когда его привезли в больницу. Сам он был одет довольно просто: в рубашку, джинсы и национальную турецкую обувь, а еще у него были проколоты уши: 6 дырок в правом, 4 в левом. По этим приметам стали искать родственников.

«Я СКАЗАЛА: ПОДНИМИ РУКУ, ЕСЛИ ТЫ КЕНАН, И ОН ПОДНЯЛ!»

Несколько лет назад журналисты «Пусть говорят!» узнали об этой истории и решили разыскать настоящих родителей Умута. Когда сюжет вышел в эфир, десятки – если не сотни – человек откликнулись. Каждый видел в парализованном пареньке из Турции своего сына, племянника, брата…

У каждой из женщин были основания считать, что Умут именно ее ребенок, каждая цеплялась за тонюсенькую ниточку надежды. В их числе была и жительница Башкирии Ирада Мустафаева.

За 17 лет поисков Ирада Мустафаева что только ни делала: выходила на улицы и трассы с фотографией своего сына, нанимала частных детективов, обращалась к экстрасенсам, а расследование так и стояло на мертвой точке.

Когда Ирада увидела передачу про Умута, она загорелась: это ее мальчик!

- Я названивала каждый день на горячую линию «Пусть говорят!», но мне говорили, что им уже не нужны герои на этот сюжет. Потом я случайно познакомилась с журналисткой из Баку, которая тут же занялась моей историей, - рассказывает Ирада Мустафаева.- Вместе с ней мы отправились в Турцию, я познакомилась с Умутом, его новой семьей. В первый раз мы провели вместе три часа. Это было нечто! Я плакала - он краснел, я улыбалась - и он улыбался. Я рассказывала ему про своего сына. А когда я попросила: «Умут, подними руку, если ты Кенан», он поднял. Все были в шоке! Гюльсум сказала, что он ни на кого так не реагировал! Я была готова сразу забрать его домой.

Ирада была уверена, что Умут и Кенан – один и тот же человек. Фото: izmitkent.com
Ирада была уверена, что Умут и Кенан – один и тот же человек. Фото: izmitkent.com

Однако без прямых доказательств никак. Женщина вернулась на родину, чтобы устроить все с анализами ДНК, но столкнулась с бюрократией.

- Все мне говорили, что это сложно, что есть какие-то юридические препоны, мол, поймите – другая страна... Тогда я спросила, можно хотя бы проверить, оперировали ли Умуту аппендицит (моему Кенану делали такую операцию), и мое заявление приняли.

После этого время для Ирады словно застыло: передача бумаг, сбор информации… А в январе 2018 года она узнала, что Умут в больнице.

- Все это время я постоянно общалась с Гюльсум, спрашивала, как у них дела, что кушал Умут, - говорит Ирада. – В один из дней она сказала, что Умут стал странный: не улыбается, не пытается говорить. После его госпитализировали...

А вскоре Ирада получила ответ: Умуту аппендицит не оперировали, это не ее сын.

Молодого человека доставили в реанимацию в середине января. Врач пошла на уступки и Гюльсум с сыновьями практически безвылазно дежурили в палате парня. В какой-то момент Умут словно стал прежний: оживилась мимика, он даже крепко сжал мамину руку. Как тогда прыгала от счастья Гюльсум! Увы, ее надеждам не суждено было оправдаться. Спустя несколько дней состояние парня резко ухудшилось, и Умут скончался. Молодого человека, настоящее имя которого, как и вся история его жизни, так и осталось покрыто тайной, похоронили. В последний путь Умута провожали люди, ставшие ему родными, а также все неравнодушные. До самого конца Гюльсум прижимала к себе гроб с парнем, возможно, русским, который за столько лет стал ей сыном.

НАДЕЖДА, ПОХОЖЕ, БУДЕТ ЖИТЬ ВСЕГДА

Супруги Мустафаевы по сей день продолжают надеяться, что рано или поздно увидят своего Кенана – уже сильно изменившимся и возмужавшим. Сейчас Ирада и Аяз занимаются предпринимательской деятельностью: торговлей и сельским хозяйством. Один из их старших сыновей им в этом помогает. Пару лет назад с главой семьи встретился журналист «Молодежной газеты». Беседа проходила в автомобиле Мустафаева. В ходе разговора о своей жизни мужчина в какой-то момент отвернулся в сторону лобового стекла и проговорил «Кенану будет 28…», не допуская и мысли, что тот мертв.

- Мы твердо уверены, что Кенан жив, - говорит Ирада Сафаровна. 23 года мать верит и продолжает искать своего сына. Она летит туда, откуда поступит хоть малейшая, пусть не проверенная, информация о ее сыне. Даже на ее фотографии в профиле «ВКонтакте» продолжает стоять снимок маленького Кенана и фоторобот того, как он может выглядеть сейчас.

-8

– Последний раз нам звонили четыре года назад из Челябинской области. Звонившие говорили, что видели похожего на фоторобот парня, - рассказал в беседе с «КП-Уфа» руководитель поискового отряда «Поиск детей-Уфа» Павел Нестеров.

Ориентировки на поиск Кенана периодически появляются в соцсетях. Этим занимаются просто неравнодушные люди, которых тронула безоговорочная вера родителей в то, что их сын объявится. Если «мальчик» жив, в этом году ему исполнилось 30 лет.