Найти в Дзене

Почему нужно уметь отказывать и говорить «нет» коллегам и руководству?

Оглавление

Реклама ООО «Центр Компетенций»

ИНН 7708388577

Erid 2Vtzquy9zUt

Вам часто приходится выполнять просьбы коллег или поручения начальства, которые не соответствуют вашим должностным обязанностям? Возможно, это не занимает много времени, но отвлекает от основной работы и нервирует, потому что вы не умеете сказать «нет». Будем учиться отказывать.

Чтобы не позволять людям садиться вам на шею, нужно научиться отказывать. Фото с сайта pexels.com, используется по лицензии Creative Commons
Чтобы не позволять людям садиться вам на шею, нужно научиться отказывать. Фото с сайта pexels.com, используется по лицензии Creative Commons

Перестаньте себя обесценивать

Ситуации, когда работника вынуждают брать на себя лишние обязанности, распространены во многих коллективах. Это происходит из-за плохой организации труда в компании, где никто точно не знает, за что ответственен.

Если вы в коллективе недавно, обратитесь к руководству, чтобы список ваших обязанностей конкретизировали. Это даст четкое понимание, на что вы можете соглашаться, а в чем отказать.

Когда предлагают выполнить то, что не входит в ваши обязанности, смело отказывайтесь. Если вы идете навстречу желаниям другого человека против своей воли, вы себя обесцениваете.

Не становитесь безотказной «серой мышью»

Как только окружающие почувствуют, что вы не способны сказать «нет», вас засыплют просьбами. Шеей, подставленной под ярмо, непременно воспользуются.

Не думайте, что своей безотказностью вы завоюете уважение коллектива. Наоборот, все будут считать вас мягкотелой серой мышкой, у которой нет других занятий, как «выручать» начальство и сотрудников.

Научитесь говорить «не хочу» и «не буду». Если начальник повышает на вас голос, скажите: «Извините, я не хочу, чтобы со мной разговаривали таким тоном». Если вас «не услышат», повторите просьбу тверже, без извинений.

Безотказностью вы не добьетесь уважения коллектива и начальства. Фото с сайта pexels.com, используется по лицензии Creative Commons
Безотказностью вы не добьетесь уважения коллектива и начальства. Фото с сайта pexels.com, используется по лицензии Creative Commons

Отстаивайте свое право не хотеть и не делать то, что вам не нравится, как любая уважающая себя личность.

Учитесь не поддаваться психологическому давлению

Безотказные люди часто становятся объектами манипуляций. Если вы много лет считались «послушным», а теперь вдруг «взбунтовались», придется выслушать кучу обвинений. Не только выслушать, но и принять их.

Например, вас обвиняют: «Что-то ты в последнее время стал ужасно несговорчивым». Ответ должен быть примерно таким: «Да, я несговорчив. Потому что мне действительно некогда, помочь вам я не могу».

Не бойтесь, что от вас все отвернутся. Наоборот, вами все заинтересуются, пусть даже не открыто. «Что произошло с нашей серой мышкой, что она так осмелела?»

Не оправдывайтесь

Из темы в тему я проношу это важнейшее условие сохранения собственного достоинства — не оправдывайтесь. Отговорки выглядят жалко, неубедительно и дают лишний повод вами манипулировать.

Отказывайте ровным, уверенным тоном, чтобы ни у кого не возникало желания повесить на вас чувство вины.

Если хотите и можете помочь

Когда есть желание и возможность — помогайте. В конце концов, коллективы держатся на взаимовыручке. Так что будет неплохо спросить, сможете ли вы при случае рассчитывать на помощь.

Не бойтесь отказывать. Не спешите принимать решения. Пользуйтесь правом на обдумывание. Живите в свое удовольствие.

На моих бесплатных мастер-классах мы разбираем рабочие техники ведения переговоров, учимся отказывать, говорить «нет» без оправданий и чувства вины.

Читайте еще: