В России продолжается реализация одного из крупнейших за последние десятилетия энергетических проектов — строительство Курской АЭС-2 мощностью 5 ГВт (четыре энергоблока поколения «3+» по 1,25 ГВт). В рамках первой очереди стоимостью 350 млрд руб. возводится два энергоблока. Степень готовности на данный момент составляет около 50%.
Последний раз о ходе кампании мы писали в декабре 2022-го (ссылка в конце статьи). С тех пор за десять месяцев была проделана большая работа, о чем нашему каналу рассказали в Управлении информации и общественных связей КуАЭС. В частности, еще в конце прошлого года на энергоблоке №1 завершили монтаж купольной части наружной защитной оболочки общим весом 410 тонн. Суммарно на сборку и установку нижней и верхней частей купола ушло 135 дней, хотя по плану на это отводилось 175 дней.
В феврале 2023-го на площадку первого энергоблока из Волгодонска доставили внутрикорпусные устройства, предназначенные для разделения потоков теплоносителя в реакторе. А в самом начале июня в Курскую область прибыл и третий парогенератор для блока №2.
Это крупногабаритное оборудование преодолело путь в 1,8 тыс. км: от Цимлянского водохранилища до Семилуков (Воронежская область) его транспортировали по воде, а затем еще около 300 км — по автодороге. В тот же месяц была проведена аналогичная логистическая операция — на площадку Курской АЭС-2 доставили парогенератор №4.
Ключевые события в рамках данного проекта пришлись главным образом на летний период. В середине июня в реакторном здании энергоблока №1 завершили монтаж 76-тонной внутрикорпусной шахты, обеспечивающей разделение входного и выходного потоков теплоносителя. Благодаря завершению данного этапа работ, специалисты смогли приступить к контрольной сборке реактора, на что ушло около двух недель.
В собранном виде диаметр реактора при длине 19,3 м составляет 4,8 м; вес — 671 тонна. Как отмечается, за счет объединения опорной обечайки с обечайкой зоны патрубков, а также объединения верхней и нижней обечаек корпуса реактора, количество сварных соединений удалось уменьшить с шести до четырех.
В июле на четыре месяца раньше намеченных сроков на блоке №2 смонтировали полярный кран грузоподъемностью 390 тонн, который будет использоваться не только в ходе строительства, но и дальнейшей эксплуатации АЭС. Тогда же успешно провели испытания водоподготовительной установки — выработан первый куб химически обессоленной воды, необходимой в частности для восполнения потерь второго контура и подпитки брызгальных бассейнов.
К середине августа в рамках строительства первого энергоблока завершили сооружение 30-метрового отводящего канала холодной воды — важной составляющей системы охлаждения энергоблока. Эта бетонная конструкция, похожая на ковш, предназначена для обеспечения холодной водой теплообменного оборудования.
К концу лета на блоке №1 забетонировали купол наружной защитной оболочки. Толщина стенки последней составляет 1,5 м. В общей сложности в купольную часть уложили 4 тыс. куб. м самоуплотняющейся бетонной смеси. Параллельно специалисты достроили башенную испарительную градирню второго энергоблока, способную охлаждать до 160 тыс. куб. м воды в час.
Возводить этот объект начали в августе 2021-го. За это время было использовано 14 тыс. куб. м бетонной смеси. Бетонирование производилось при помощи автоматизированной самодвижущейся подъемно-переставной крупноформатной опалубки. Данное сооружение (как и аналогичное на энергоблоке №1) является самой высокой градирней в России — 179 м.
В сентябре 2023-го на первом энергоблоке смонтировали дефлектор — 277-тонный металлический цилиндр из нержавеющей стали, являющийся первым элементом системы пассивного отвода тепла. Он предназначен для увеличения тяги в вентиляционном канале и повышения эффективности системы вентиляции. Теперь здание реактора достигло в высоту 75,7 м. Полностью монтаж системы СПОТ завершили чуть позднее.
В середине октября на энергоблоке №2 забетонировали купол внутренней защитной оболочки — одного из основных элементов системы безопасности АЭС. Было уложено 3,5 тыс. куб. м бетонной смеси. Теперь специалисты приступают к монтажу системы предварительного напряжения.
В настоящий момент работы одновременно продолжаются на 156 объектах, на которых суммарно трудится около 8,5 тыс. человек. Запуск первого энергоблока запланирован на 2025 год. Курская АЭС-2 со временем заменит одноименную атомную станцию, построенную во времена СССР.
Мощность последней сегодня составляет 3 ГВт. Первый из четырех энергоблоков с реактором РБМК-1000 вывели из эксплуатации в 2021-м. Остановка второго запланирована на 2024-й. Оставшихся двух — на 2033-й и 2035-й гг. соответственно.
© Изображения, использованные в статье предоставлены Управлением информации и общественных связей Курской АЭС