Найти в Дзене
foodsmi

Планы по маркировке на 2024 год

Предварительная подготовка к маркировке поможет избежать штрафов и ускорит процесс продажи товаров, которые должны быть помечены.

В планах на будущее – расширение списка товаров, подлежащих маркировке. Часть из этих товаров уже участвовали в эксперименте по маркировке.

Планы по маркировке товаров на 2024 год:

  1. Все виды безалкогольных напитков за исключением соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье (алюминиевая и полимерная банка). Второй этап обязательной маркировки стартует c 1 марта 2024 года для производителей и импортеров.
  2. Все виды безалкогольных напитков, в том числе соки, нектары, морсы и напитки на растительном сырье, в кегах, Tetra Pak и прочих видах упаковок. Третий этап обязательной маркировки стартует c 1 июня 2024 года для производителей и импортеров.
  3. Детская вода. С 1 марта 2024 добавится обязанность передавать сведения в форме объемно-сортового учета о продаже товара и выводе из оборота.
  4. Корм в индивидуальной упаковке для домашних животных. Планируется маркировать все типы кормов, сухие и влажные. Исключение – развесные корма, а также корм для животных, не являющихся домашними питомцами.
  5. Биологически активные добавки. Остатки товаров, произведенных или завезенных в Россию до конца сентября, нужно будет промаркировать до 29 февраля 2024 года.
  6. Пиво. Маркировка пива в банках и других видах упаковки стартует с 15 января 2024 года. С этой же даты нужно будет передавать данные о продаже напитков и о подключении кегов к разливному оборудованию.
  7. Рыбные консервы, копченая и соленая рыба, консервы и пресервы из моллюсков и ракообразных (кроме свежей рыбы и продукции из беспозвоночных). Точная дата маркировки этих товаров пока не названа.
  8. Икра. С 15 апреля 2023 по 31 марта 2024 года проходит эксперимент по маркировке икры осетровых и лососевых рыб. Участвовать в нем производители и импортеры могут добровольно. Можно ожидать, что после окончания эксперимента запустят и обязательную маркировку для этих видов продукции.

В соответствии с законодательством РФ, функции контроля за соблюдением требований к качеству и безопасности продукции возложены на Роспотребнадзор. Он проводит как плановые, так и внеплановые проверки предприятий, если поступают жалобы от потребителей. В случае обнаружения нарушений, связанных с выпуском и реализацией немаркированной продукции, подлежащей обязательной маркировке в 2023 году, предусмотрены штрафные санкции, конфискация товара и даже привлечение к уголовной ответственности.

  • За производство и\или продажу изделий без кодов Data Matrix для физических лиц – штраф от 25 000 до 150 000 рублей, а также конфискация немаркированного товара.
  • За производство и\или продажу изделий без кодов Data Matrix для юридических лиц – штраф от 50 000 до 300 000 рублей, а также конфискация немаркированного товара.
  • За реализацию немаркированной продукции в особо крупном объеме, а также подделку кодов маркировки – штраф до 300 000 рублей, юридическим и физическим лицам.
  • Уголовная ответственность: за преступления в особо крупных размерах и в случае сговора — штраф до 1 млн рублей или лишение свободы до 6 лет (ст. 171.1 УК РФ). Крупным правонарушение считается тогда, когда стоимость немаркированных товаров больше четырехсот тысяч рублей.
  • За несвоевременную регистрацию в системе «Честный знак» для физических лиц - штраф от 25 000 до 50 000 рублей.
  • За несвоевременную регистрацию в системе «Честный знак» для юридических лиц - штраф от 50 000 до 100 000 рублей.

Также важно правильно подготовиться к продажам товаров с обязательной маркировкой. В 2023 году чек-лист подготовки выглядел следующим образом:

  1. Для регистрации в системе Честный знак нужно иметь электронную подпись, которую можно получить в любом аккредитованном удостоверяющем центре. Также необходимо подключиться к системе электронного документооборота для обмена данными.
  2. Для учёта маркируемых товаров нужно выбрать подходящую программу, например, «1С: Розница» или «Эвотор Маркировка». Она поможет вести товарный учёт.
  3. Для добавления в чек кода маркировки необходимо обновление онлайн.
  4. Для работы с маркированными товарами понадобится специализированное оборудование, такое как сканеры штрих-кодов или принтеры этикеток.
  • Сканеры двухмерных штрих-кодов нужны для того, чтобы считывать код с упаковки при поступлении товара на склад и при его продаже конечному потребителю. Иными словами, именно при помощи сканера товар вводится в систему и выводится из оборота. Обычный линейный сканер для работы с кодами Data Matrix не подходит – необходимо приобрести специальный 2D-сканер. Оптимально выбрать модель с подавлением бликов и хорошим разрешением, чтобы быстро сканировать даже деформированные и потертые коды или коды на неровных поверхностях.
  • Терминал сбора данных – это оборудование, которое необходимо для товарного учёта на складе. ТСД представляет собой компактный мини-компьютер со встроенным сканером.
  • Принтер этикеток нужен для печати этикеток с кодами маркировки. Как правило, при перепродаже товаров от производителя или импортера не нужно самим печатать этикетки с кодами маркировки. Однако, если такая этикетка утеряна, разорвана или стёрта и код считать невозможно, то может потребоваться принтер для распечатки новой. Для этих целей подойдёт термопринтер - он способствует стойкости печати.

Источники: Минпромторг, Честный Знак, «1С», GetMark

Материал: foodsmi.com | Новости и стандарты пищевой отрасли

Иллюстрации: Freepik

Подписывайтесь на наш телеграм-канал и сообщество ВК!