«Летали много, но хотелось еще больше», — Герой Советского Союза Николай Каманин «горел» авиацией и посвятил ей всю свою жизнь. В годы Великой Отечественной он сражался на легендарных штурмовиках Ил-2, после войны готовил космонавтов. Именно Каманин отобрал Юрия Гагарина для первого полета за пределы земли. В сегодняшнем материале вы узнаете, как проходил боевой путь летчика и за что он был удостоен такого высокого звания.
Становление летчика
Николай родился 18 октября 1908 года в городе Меленки под Муромом в многодетной семье. У Каманина от тифа рано умер отец, с 11 лет мальчик остался старшим в семье. Мальчику пришлось выполнять множество дел по хозяйству, он успевал совмещать их с успешной учебой в школе, также Николай вступил в комсомольскую организацию активно участвовал в общественной жизни. Вот что вспоминал Каманин об этом времени:
«Дома также хватало и забот и работы. Зимой на моих плечах лежали чисто мужские дела — заготовка дров и подвоз сена для коровы. Летом всей семьей ходили в лес за грибами и ягодами. В общем, домашних дел было много, но все же, когда я задерживался в школе или в райкоме комсомола, на занятиях в кружках, ни моя мать, ни старшая сестра ни разу не бросили упрека.
— Дело нужное,— говорила мама, когда я объяснял причину позднего возвращения домой. Видимо, нравилось ей, что сын идет по стопам отца-большевика».
В 1927 году после окончания девятилетки по комсомольской путевке Каманин был направлен в школу ВВС. К 1929 году он успешно освоил все дисциплины и стал летчиком. Николай начал службу в частях Красной Армии на дальнем востоке, за несколько лет он прошел путь от младшего летчика до командира звена. В феврале 1934 года Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолетов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин», затонувшего во льдах Северного Ледовитого океана.
Группа самолётов под его командованием в сложных метеоусловиях совершила перелёт протяжённостью около 1500 км. В девяти полётах на льдину на двухместном самолёте Р-5 Каманин вывез из ледового лагеря 34 полярника (из 104-х, находившихся в ледовом лагере), приспособив для размещения пассажиров подвешенные под крыльями парашютные ящики. За свой подвиг Николай Петрович Каманин одним из первых в СССР был удостоен звания Героя Советского Союза. Ему была вручена Золотая Звезда с номером два.
В 1935 году Каманина направили на учебу в Военно-воздушную академию РККА. Он успешно окончил ее и начал служить на командных должностях в советских ВВС. В 1939-40 годах во главе 19-й легкобомбардировочной бригады Николай принимал участие в Советско-финляндской войне. Великую Отечественную Каманин встретил командиром 4-й авиационной бригады, находившейся в Туркмении. В августе 1941 года он участвовал в совместном вводе советских и британских войск в Иран.
Боевая биография
На фронт Николай в июле 1942 года был назначен командиром свежесформованной 292-й штурмовой авиационной дивизии. После сколачивания личного состава подразделение Каманина в октябре 1942 года попало на фронт. Его штурмовики Ил-2 громили врага в боях за Ржев, Великие Луки и Демянск. Вот что вспоминал Николай о первых боях дивизии:
«Враг своим зенитным огнем хотел сбить с курса наших штурмовиков. — Товарищ полковник, кажется, «мессеры»,— взволнованно доложил мне наблюдатель, не отрывая глаз от стереотрубы. — Вижу «мессеров», несколько групп, эшелонированы по высоте, — немедленно передал я по радио предупреждение о грозящей опасности ведущим наших истребителей прикрытия. Сколько их, «мессеров»? Насчитал около десятка. Шли они тремя группами, эшелонируясь по высоте. Внизу — четверка. Эти, конечно, будут атаковать наших штурмовиков. А выше — пара и четверка. Это резерв. Правильный был боевой порядок у врага: в три яруса!
Передал команду: ЯКам атаковать нижнюю группу «мессеров». Раздалась серия глухих взрывов за передовой. Над перелеском вдруг возникло облако черного дыма; так коптить может только тяжелое горючее для танков. Это штурмовики угодили в склад с горючим. Прошли минуты, полные тревоги. Наконец показались штурмовики. Они шли в стороне от нас, возвращались на свои аэродромы, и сосчитать их не удалось.Все ли, родные, вернулись? Увидел одного отставшего Ила. За его хвостом тянулась серая дымная полоса. Пара ЯКов выписывала над ним ножницы, не давая врагу возможности добить раненого товарища. Молодцы!»
Николай Петрович Каманин прошел всю Великую Отечественную, в 1943 году он был повышен до генерала-майора. Несмотря на высокое звание, он лично совершил 21 боевой вылет на штурмовике Ил-2. За умелое командование и храбрость в боях Камамин был награжден множеством орденов и медалей.
После Николай Петрович был командиром первого отряда советских космонавтов и отвечал за подбор людей, управляющих сложной космической техникой. Именно Каманин выбрал Гагарина для первого полета в космос. Проводя отбор будущих космонавтов, генерал-полковник был всегда строг, требователен, но справедлив к кандидатам. Для них, по сути, он становился вторым отцом.
Узнать больше о героизме советских людей в тылу и на фронте вы сможете на экспозиции «Подвиг Народа».
#МузейПобеды #ПодвигНарода