Найти тему
Библиогид Книжный Червячок

7 книг, помогающих создавать историю

Оглавление

В наше время почти все что-то пишут-сочиняют: кто-то ведет блоги, кто-то личные страницы в соцсетях, кто-то администрирует целые сообщества или записывает видеоролики.

Не говоря уж о той массе людей, которые пробуют себя в литературе и сценарном творчестве. Но, оказывается, даже чтобы написать текст к презентации или, допустим, представить товар в магазине, бывает очень полезно уметь создавать истории.

Просто потому, что история – то есть связный рассказ, у которого есть завязка\начало, сюжет и развязка\финал – это тот вид информации, который лучше всего воспринимает человеческий мозг. История пробуждает эмоции, заставляет реагировать, откликаться, она лучше запоминается благодаря своей структуре.

На Западе к искусству подходят весьма прагматично, так что уже давно его «разъяли как алгебру» (по выражению Александра Пушкина) – иными словами, хорошо изучили всю механику. Поэтому большинство западных литературных и сценарных учебников посвящены умению создавать истории и обучают этому навыку с практической точки зрения.

Какую учебную литературу этой тематики чаще всего советуют, и что действительно стоит читать? Ответ на эти вопросы – в моей подборке.

Джозеф Кэмпбелл «Тысячеликий герой»

-2

Книга, безусловно, легендарная. Была написана в 1949 году и с тех пор вошла в классический канон литературных учебников. Ее цитируют везде, на нее ссылаются десятки других авторов и учебников.

Стоит ли ее читать? Да, если есть много времени, если вы хотите непременно получить личное впечатление, и вообще желаете увеличить свой культурный багаж.

Однако, с точки зрения практики: здесь нет готовых, легко употребимых советов, как создавать истории и писать.

Книга «Тысячеликий герой» — это, скорее, более-менее популярное исследование по сравнительной мифологии. Сказки, легенды, мифы разных народов различных эпох и культур рассматриваются автором с точки зрения человеческой психологии вообще; сопоставляются всевозможные героические сюжеты. И этом огромном фактологическом материале автор подводит к мысли, что из всех вероятных сюжетов, существующих и представленных в искусстве, на самом деле есть только один главный сюжет: становление героического героя путем испытания.

Для того, чтобы это доказать, Кэмпбелл пересказывает истории Гильгамеша, Моисея, Иосифа Прекрасного, Тесея, Геракла, Ясона, Одиссея, Зигфрида и Сигурда, короля Артура, Роланда, Карла Великого и так далее и тому подобное.

Рождение героя, странствия героя, победа героя – которая всегда связана в первую очередь с победой над самим собой – и возвращение. Вот то, что так или иначе лежит в основе любой истории и вообще искусства.

Книга Кэмпбелла – по сути, скорее, культурологический памятник. Готовых ответов не дает, но информации к размышлению предоставляет массу. В качестве литературного учебника я бы не советовала.

Роберт Макки «История на миллион долларов»

-3

Преподаватель сценарного мастерства Роберт Макки писал свой учебник для сценаристов, но, в принципе, его можно воспринимать и как учебник «сторителлинга» вообще.

Хотя основной материал, который Макки разбирает и анализирует – это кино. Обширный сценарный материал (с огромными, на несколько страниц, цитатами) классики американского кино иллюстрирует основные теоретические выкладки этого учебного пособия – и уже одно это делает его интересным.

Макки подробно разъясняет жанровую разницу в фильмах той или иной направленности, показывая, какие особенности делают историю тем, что она есть и как следует изменить сюжет, персонаж, какие использовать повороты, чтобы история вписывалась в рамки соответствующего жанра.

В книге Макки гораздо больше практических указаний в отличие от книги Кэмбелла и для любителей кино и будущих киносценаристов эта книга – настоящее культурологическое пиршество, почти энциклопедия американской классики и, безусловно, обязательное чтение.

«…истории – это наш способ думать и осмыслять жизнь. Согласно выражению Жана Ануя - «литература придает форму жизни»».

Сид Филд «Киносценарий»

-4

Самый практичный учебник из всех, прочитанных мною. Хотя он, как и учебник Макки, посвящен кино и во многом является довольно личным рассказом автора о жизни, фильмах и сценарном опыте, тем не менее, он хорошо структурирован, написан очень легко и понятно и содержит наиболее четкие формулировки, объясняющие, что такое история и как ее создавать.

Отдельно выделю то внимание, которое автор уделяет ошибкам начинающих сценаристов – если следовать его указаниям и разъяснениям, этих ошибок можно избежать.

Горячо рекомендую.

«Как лучше всего начать ваш киносценарий? ЗНАТЬ ЕГО ФИНАЛ!»

Урсула ле Гуин «Парус для писателя от Урсулы ле Гуин»

-5

На обложке книги заголовок уточняется подзаголовком: «Как управлять историей: от композиции до грамматики на примерах известных произведений.

И это в точности соответствует тому, что находится под обложкой.

Достаточно взглянуть на одну из страниц оглавления в начале книги, как сразу понимаешь: это учебник для профессионалов. Для тех, кто хотя бы знает, что прилагательное, глагол, наречие.

Урсула ле Гуин – всемирно признанный мастер слова, автор фентези-цикла о магическом мире Средиземья. Несколько лет она вела литературные семинары для начинающих авторов, и этот учебник – практическое воплощение ее опыта и опыта ее учеников.

Книга полезная, но требующая не просто чтения, а штудирования и работы – то есть это действительно учебник. Кроме того, есть некоторая сложность в том, что приводимые примеры – из текстов на английском, незнакомых русскому автору и даны в переводах. Если уж заниматься языком и стилем, то по этой теме для нас совершенно незаменима книга Норы Галь.

Нора Галь «Слово живое и мертвое»

-6

Для людей, которые пишут по-русски, эта книга – из разряда обязательных для чтения, сразу после учебника русского языка и стилистики Д.Розенталя.

Нора Галь – известная переводчица и редактор советского времени, первое издание ее книги вышло в 1972 году, но с тех пор не потеряло актуальности. На собственном опыте автор приводит примеры удачных и неудачных оборотов, демонстрируя разницу между «живым» и «мертвым» словом. Прямого отношения к сторителлингу эта книга не имеет, но, если иметь в виду, что любую историю, чтобы донести до читателя, необходимо рассказать внятным и выразительным слогом – то ее просто необходимо прочитать. Тем более, что книга небольшая, но по увлекательности поспорит с иным детективом.

Очень и очень рекомендую.

«Школа литературного мастерства» Юрген Вольф

-7

Юрген Вольф – немецкий актер, писатель, сценарист, автор как минимум трех учебников по литературному и сценарному мастерству, много лет преподает этот предмет и ведет семинары и мастер-классы. Человек явно заслуженный и знающий, но ему 75 лет. И, в общем-то, его книга, хотя и довольно универсальна – то есть написана для всех сразу: авторов рассказов и романов, сценаристов, маркетологов, рекламщиков, пиарщиков – несколько поверхностна.

Годится для совсем начинающих, чтобы понять основы творческой работы и дальнейшего продвижения.

На мой взгляд, на всю книгу тратить время не стоит, но прочитать саммари будет полезно.

Школа литературного мастерства

Максим Ильяхов, Людмила Сарычева «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст»

-8

Одно из самых знаменитых современных пособий для редакторов, копирайтеров и т.д. Книга эта посвящена не сторителлингу как таковому, а, скорее, является изложением принципов любого ясно и доходчиво написанного текста, то есть основам так называемого «инфостиля».

Сам по себе учебник написан так же ясно и доходчиво, все показано на примерах, очень практично и читается легко.

Подходит всем. Если хотите убедиться, что книжка годная – прочтите саммари. Потом, при желании можно углубиться и занырнуть в сам текст.

Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст

Больше рецензий, обзоров, подборок - на сайте проекта Библиотека Summarylib. А также сотни полезных саммари нон-фикшн. Присоединяйтесь к обществу любителей быстрого и практичного чтения!

https://summarylib.ru/

Хобби
3,2 млн интересуются