В наше время почти все что-то пишут-сочиняют: кто-то ведет блоги, кто-то личные страницы в соцсетях, кто-то администрирует целые сообщества или записывает видеоролики.
Не говоря уж о той массе людей, которые пробуют себя в литературе и сценарном творчестве. Но, оказывается, даже чтобы написать текст к презентации или, допустим, представить товар в магазине, бывает очень полезно уметь создавать истории.
Просто потому, что история – то есть связный рассказ, у которого есть завязка\начало, сюжет и развязка\финал – это тот вид информации, который лучше всего воспринимает человеческий мозг. История пробуждает эмоции, заставляет реагировать, откликаться, она лучше запоминается благодаря своей структуре.
На Западе к искусству подходят весьма прагматично, так что уже давно его «разъяли как алгебру» (по выражению Александра Пушкина) – иными словами, хорошо изучили всю механику. Поэтому большинство западных литературных и сценарных учебников посвящены умению создавать истории и обучают этому навыку с практической точки зрения.
Какую учебную литературу этой тематики чаще всего советуют, и что действительно стоит читать? Ответ на эти вопросы – в моей подборке.
Джозеф Кэмпбелл «Тысячеликий герой»
Книга, безусловно, легендарная. Была написана в 1949 году и с тех пор вошла в классический канон литературных учебников. Ее цитируют везде, на нее ссылаются десятки других авторов и учебников.
Стоит ли ее читать? Да, если есть много времени, если вы хотите непременно получить личное впечатление, и вообще желаете увеличить свой культурный багаж.
Однако, с точки зрения практики: здесь нет готовых, легко употребимых советов, как создавать истории и писать.
Книга «Тысячеликий герой» — это, скорее, более-менее популярное исследование по сравнительной мифологии. Сказки, легенды, мифы разных народов различных эпох и культур рассматриваются автором с точки зрения человеческой психологии вообще; сопоставляются всевозможные героические сюжеты. И этом огромном фактологическом материале автор подводит к мысли, что из всех вероятных сюжетов, существующих и представленных в искусстве, на самом деле есть только один главный сюжет: становление героического героя путем испытания.
Для того, чтобы это доказать, Кэмпбелл пересказывает истории Гильгамеша, Моисея, Иосифа Прекрасного, Тесея, Геракла, Ясона, Одиссея, Зигфрида и Сигурда, короля Артура, Роланда, Карла Великого и так далее и тому подобное.
Рождение героя, странствия героя, победа героя – которая всегда связана в первую очередь с победой над самим собой – и возвращение. Вот то, что так или иначе лежит в основе любой истории и вообще искусства.
Книга Кэмпбелла – по сути, скорее, культурологический памятник. Готовых ответов не дает, но информации к размышлению предоставляет массу. В качестве литературного учебника я бы не советовала.
Роберт Макки «История на миллион долларов»
Преподаватель сценарного мастерства Роберт Макки писал свой учебник для сценаристов, но, в принципе, его можно воспринимать и как учебник «сторителлинга» вообще.
Хотя основной материал, который Макки разбирает и анализирует – это кино. Обширный сценарный материал (с огромными, на несколько страниц, цитатами) классики американского кино иллюстрирует основные теоретические выкладки этого учебного пособия – и уже одно это делает его интересным.
Макки подробно разъясняет жанровую разницу в фильмах той или иной направленности, показывая, какие особенности делают историю тем, что она есть и как следует изменить сюжет, персонаж, какие использовать повороты, чтобы история вписывалась в рамки соответствующего жанра.
В книге Макки гораздо больше практических указаний в отличие от книги Кэмбелла и для любителей кино и будущих киносценаристов эта книга – настоящее культурологическое пиршество, почти энциклопедия американской классики и, безусловно, обязательное чтение.
«…истории – это наш способ думать и осмыслять жизнь. Согласно выражению Жана Ануя - «литература придает форму жизни»».
Сид Филд «Киносценарий»
Самый практичный учебник из всех, прочитанных мною. Хотя он, как и учебник Макки, посвящен кино и во многом является довольно личным рассказом автора о жизни, фильмах и сценарном опыте, тем не менее, он хорошо структурирован, написан очень легко и понятно и содержит наиболее четкие формулировки, объясняющие, что такое история и как ее создавать.
Отдельно выделю то внимание, которое автор уделяет ошибкам начинающих сценаристов – если следовать его указаниям и разъяснениям, этих ошибок можно избежать.
Горячо рекомендую.
«Как лучше всего начать ваш киносценарий? ЗНАТЬ ЕГО ФИНАЛ!»
Урсула ле Гуин «Парус для писателя от Урсулы ле Гуин»
На обложке книги заголовок уточняется подзаголовком: «Как управлять историей: от композиции до грамматики на примерах известных произведений.
И это в точности соответствует тому, что находится под обложкой.
Достаточно взглянуть на одну из страниц оглавления в начале книги, как сразу понимаешь: это учебник для профессионалов. Для тех, кто хотя бы знает, что прилагательное, глагол, наречие.
Урсула ле Гуин – всемирно признанный мастер слова, автор фентези-цикла о магическом мире Средиземья. Несколько лет она вела литературные семинары для начинающих авторов, и этот учебник – практическое воплощение ее опыта и опыта ее учеников.
Книга полезная, но требующая не просто чтения, а штудирования и работы – то есть это действительно учебник. Кроме того, есть некоторая сложность в том, что приводимые примеры – из текстов на английском, незнакомых русскому автору и даны в переводах. Если уж заниматься языком и стилем, то по этой теме для нас совершенно незаменима книга Норы Галь.
Нора Галь «Слово живое и мертвое»
Для людей, которые пишут по-русски, эта книга – из разряда обязательных для чтения, сразу после учебника русского языка и стилистики Д.Розенталя.
Нора Галь – известная переводчица и редактор советского времени, первое издание ее книги вышло в 1972 году, но с тех пор не потеряло актуальности. На собственном опыте автор приводит примеры удачных и неудачных оборотов, демонстрируя разницу между «живым» и «мертвым» словом. Прямого отношения к сторителлингу эта книга не имеет, но, если иметь в виду, что любую историю, чтобы донести до читателя, необходимо рассказать внятным и выразительным слогом – то ее просто необходимо прочитать. Тем более, что книга небольшая, но по увлекательности поспорит с иным детективом.
Очень и очень рекомендую.
«Школа литературного мастерства» Юрген Вольф
Юрген Вольф – немецкий актер, писатель, сценарист, автор как минимум трех учебников по литературному и сценарному мастерству, много лет преподает этот предмет и ведет семинары и мастер-классы. Человек явно заслуженный и знающий, но ему 75 лет. И, в общем-то, его книга, хотя и довольно универсальна – то есть написана для всех сразу: авторов рассказов и романов, сценаристов, маркетологов, рекламщиков, пиарщиков – несколько поверхностна.
Годится для совсем начинающих, чтобы понять основы творческой работы и дальнейшего продвижения.
На мой взгляд, на всю книгу тратить время не стоит, но прочитать саммари будет полезно.
Максим Ильяхов, Людмила Сарычева «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст»
Одно из самых знаменитых современных пособий для редакторов, копирайтеров и т.д. Книга эта посвящена не сторителлингу как таковому, а, скорее, является изложением принципов любого ясно и доходчиво написанного текста, то есть основам так называемого «инфостиля».
Сам по себе учебник написан так же ясно и доходчиво, все показано на примерах, очень практично и читается легко.
Подходит всем. Если хотите убедиться, что книжка годная – прочтите саммари. Потом, при желании можно углубиться и занырнуть в сам текст.
Больше рецензий, обзоров, подборок - на сайте проекта Библиотека Summarylib. А также сотни полезных саммари нон-фикшн. Присоединяйтесь к обществу любителей быстрого и практичного чтения!