Изменения в материалах ОГЭ по русскому языку в этом году создают трудности в подборе новых вариантов для тренировки. Для своих учеников решила составить тренировочные варианты сама. Выбрала текст для заданий из рассказа К.Г. Паустовского "Старый повар". Представляю составленный мной вариант для разбора.
Вариант №1
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2,3
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. 2) Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. 3) Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. 4) При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пёс. 5) Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.
1) умирал старик (предложение 1)
2) был не дом (предложение 2)
3) сад был завален (предложение 3)
4) начинал ворчать пёс (предложение 4)
5) он умирал (предложение 5)
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 есть обособленное приложение.
2) Предложение 2 осложнено обособленным определением.
3) Предложение 3 односоставное.
4) Предложение 4 сложносочиненное.
5) Предложение 5 содержит 2 грамматические основы.
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Пунктуационные правила
А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
Б) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
В) Сравнительные обороты, начинающиеся сравнительными союзами обособляются.
Предложения
1) В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун.
2) Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада.
3) Сад был завален гнилыми ветками.
4) При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пёс.
5) Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.
5.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые
Клавесин наполнял своими звуками не только сторожку (1) но и весь сад. Старый пёс вылез из будки (2) сидел (3) склонив (4) голову набок (5) и(6) насторожившись (7) тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег (8) но пёс только потряхивал ушами.
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов
1) ПРИЕХАТЬ – приставка ПРИ пишется в значении «неполнота действия».
2) НЕВТЕРПЁЖ – не пишется Ь после шипящего в наречии, поскольку слово является исключением из правил.
3) СЛЕВА – на конце наречия всегда пишется суффикс А.
4) В ТЕЧЕНИЕ (дня) - на конце пишется Е, поскольку это производный предлог, а не существительное с предлогом.
5) ЗАМОЧЕК – суффикс ЕК пишется в существительных, если его можно проверить ударением.
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е
В один из зимних в…(1) черов 1786 года на окраин…(2) Вены в маленьком дер…(3) вянном доме умирал сл…(4) пой старик — бывш…(5) й повар графин…(6) Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине т…(7)мнеющего сада.
8. Раскройте скобки и запишите слово «кружевной» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка
Он был одет с изяществом и простотой — огонь свечи поблёскивал на его чёрном камзоле, хрустальных пуговицах и (кружевной) жабо.
9. Замените словосочетание «каменная ограда», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Прочитайте текст и выполните задания 10–13.
— Слушайте,- сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите.
Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первый клавиш прозвучал под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи.
Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пёс только потряхивал ушами.
— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.
Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.
— А теперь, — спросил он, — вы видите что-нибудь?
Старик молчал, прислушиваясь.
— Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.
— Я вижу всё это! — крикнул старик.
Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.
— Нет, сударь, — сказала Мария незнакомцу, — эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь.
— Да, — ответил незнакомец, — это яблони, но у них очень крупные лепестки.
— Открой окно, Мария, — попросил старик.
Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно.
Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.
Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошёл к кровати. Старик сказал, задыхаясь:
— Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя!
— Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, — ответил незнакомец.
Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.
Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв. Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.
(К.Г. Паустовский «Старый повар»)
Константин Георгиевич Паустовский (19 мая 1892 — 14 июля 1968) — русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент, переводчик.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Незнакомец играл очень тихо и медленно.
2. Орган наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад.
3. Старик увидел, что небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее,
4. Когда незнакомец перестал играть, старик ничего не видел.
5. Незнакомец ответил, что его зовут Вольфганг Амадей Моцарт.
11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.
1.Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась.
2. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар.
3.Я видел всё так ясно, как много лет назад.
4. Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.
5. Незнакомец играл очень тихо и медленно.
12. В предложенном отрывке замените слово бросилась синонимом. Запишите этот синоним.
Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3
13.1 Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного Светланы Ивановны Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.»
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы, то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.3.Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Как Вы понимаете значение выражения настоящее искусство? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что даёт людям настоящее искусство?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы, то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Надеюсь, что представленный вариант будет полезен. Пишем в комментариях ответы, задаём вопросы. Работа по составлению тренировочных вариантов ОГЭ продолжается.