Друзья, привет. Сегодня хочу поговорить с вами о том, в чём, безусловно, виноват ковид. Догадались о чём я?
Возможно, мы бы позже всё равно к этому пришли, но, оглядываясь назад, как бы хотелось оттянуть этот момент.
Все мы, педагоги детских садов, создали групповые чаты в тот момент, когда нас отправили на дистанционку
Помните да? Собственно, мы их вели для организации взаимодействия с семьями именно в этих условиях. Рассылали варианты активностей для реализации образовательного процесса в условиях семьи, публиковали мини-мастер-классы по рисованию, лепке и аппликации, рекомендовали литературу, мультфильмы и так далее. Хочу сказать, что обратная связь конкретно от нашего контингента была активной: родители присылали фотоотчёты, мы даже организовывали своеобразные виртуальные выставки продуктов детской деятельности и проводили конкурсы с онлайн-голосованием.
А потом мы вышли в офлайн. Как получилось, что ведение групп стало такой негласной обязанностью? Честно, я и сама до сих пор не могу ответить на этот вопрос. Наверное, все детские сады нашей необъятной страны сочли этот опыт позитивным и решили продолжать. Тем более, что очень долго родителей в детский сад не допускали. И вот тут началось...
Друзья, обращаю ваше внимание, что здесь пишу свой опыт и свои мысли относительно этой темы. Вы не обязаны соглашаться с ними, я никого к этому не призываю. Поэтому если у вас есть конструктивные комментарии, велком. Возможно, в вашем саду/городе/регионе как-то по другому. Буду рада услышать как.
И ещё. Плюсы и минусы этой работы я рассматриваю для педагогов детского сада. Не для родителей.
Давайте сначала о положительном. Хаха. Вам что-то приходит на ум?
Ну а теперь к дополнительной головной боли для педагогов детского сада воспитателей, которую принесли с собой эти чаты.
Групповой чат в мессенджере "тащит" воспитатель
Да, воспитатель. Именно он. Специалисты что-то делают в этих чатах? Могу предположить, что музыканты и инструкторы по физической культуре да. Ну и понимаете тот объем работы, который они будут публиковать. Музыкант, к примеру, - 2 раза в неделю на одной группе в соответствии с расписанием. Учитель-логопед и педагог-психолог чаще всего вообще не будут там задействованы, поскольку информация о коррекционно-развивающей работе является строго конфиденциальной. Если только какие-то общие рекомендации изредка. Итог - опять все это тащит воспитатель.
Публикация в групповых родительских чатах образовательного процесса
И общеизвестно, что в дошколке это далеко не только занятия. Мы когда начинали эту работу, выкладывали фотоотчёты с занятий. Родителям в тот момент в детские сады вход был недоступен, поэтому все творческие работы были в чатах. Плюс несколько фото с других занятий, где результат не настолько был бы очевиден. Слышала от коллег из других учреждений, что их обязывают выкладывать даже фото режимных моментов. Обеда, гимнастики после сна и так далее.
И тут у меня два вопроса:
У нас что, в штате детского сада есть фотографы и операторы? Причём по человеку на группу. Кому опять это брать на себя? Воспитателю? И как это вообще осуществимо? Часто повторяю, что воспитатель не осьминожка. Помощник воспитателя? С какой стати? Так ещё соблюди все правовые аспекты, индивидуально не сфоткай, полголовы не обрежь и так далее.
В школе учителя тоже выкладывают в родительские чаты фотографии с уроков?
Почему опять это творчество коснулось детских садов? Кстати, про творчество и его излишки в работе педагога-дошкольника писала здесь:
Моя старшая дочь учится в 9 классе, и наш классный руководитель выкладывает фото лишь с поездок или каких-то соревнований и конкурсов. Нам, кстати, повезло, и среди родителей нет неадекватных, которые по любому поводу пишут туда. Коммуникация лишь в рамках реальной необходимости. А ведь часто бывает абсолютно противоположное.
Публиковать фотоотчёты и прочие материалы воспитателю когда?
Предположим, фотоматериал вы сделали, фотографировали весь рабочий день, вместо того, чтобы организовывать воспитательно-образовательный процесс. А выкладывать когда это? В сон? Пока уложил, пока одно, пока другое, на планерку собрали, а тут уж дети проснулись. Некогда. Из дома? Так можно домой и не уходить тогда, ночевать в саду. Всё равно дома занят работой.
Как воспитателю быть с родительским негативом, который льётся из всех щелей?
Да, а как же реакция родителей? Сразу приведу пример, после которого мы ограничили возможность родителей писать в эти чаты. Я состояла в каждом из чатов, смотрю, гневное сообщение. Обратите внимание, от мамочки, которая являясь родителем, по совместительству была ещё и воспитателем в нашем саду (на тот момент она находилась в отпуске по уходу за ребёнком). Дети после физкультуры не переоделись, поскольку задержались в силу определённых причин, и пошли сразу же на занятие по изо (это занятие вёл специалист). Выложил специалист фото. Дети рисуют красками. Да, где-то попачкались. Её реплика: "Почему дети не переодеты? А нам опять стирай!". Хочется спросить, а если бы ваш ребёнок переоделся, он бы не испачкался? Может стоит обратить внимание дома на его аккуратность? Думаю вы догадались, что последовало дальше? Толпу только заведи. Воспитатель и специалист в растрепанных чувствах. Хотели как лучше, получилось как всегда.
Пересылка родителями публикуемых материалов всем знакомым и незнакомым, сравнение, обсуждение и осуждение
Идём дальше. Все, что выкладывается в чатах, с успехом рассылается родителями кому не лень. Не знаю как в больших городах, в нашем же любая информация сразу же становится достоянием общественности. Причём родители очень любят сравнивать. А в нашем саду не тааааак. Что дали на полдник. Чем занимались. Ооо, а нам велели принести на сон пижаму, потому что холодно. А у вас тепло? Надо жаловаться.
И если что-то не так, как в другом саду, то значит сотрудники работать не хотят. Как-то раз даже сравнивали содержание новогодних сладких подарков. Потому что в саду напротив закупили 1.5 шоколадки киндер, а мы полноценный подарок известной хорошей русской шоколадной фабрики. Но в саду через дорогу киндер вообще-то. В общем, до маразма. Кому это нужно? Точно не воспитателю.
А этика в сети? Родители слышали о таком?
С появлением чатов родители решили, что беспокоить воспитателя можно если не круглосуточно, что часов в 11 вечера и в 5 утра вполне. Вот и получается, что сидит воспитатель в мессенджере круглые сутки, на работе и дома.
Вспомнила ещё прикол. Только уложила воспитатель детей, прилетает сообщение от какой-то мамочки: "А почему до сих пор не было фотографий?" Воспитатель смахивает пуш, делает свои дела. Минут через 30: "Вы меня игнорируете?". Слушайте, это не шутка, это реальный опыт. Хотя звучит как какой-то бред. И да, с этого момента воспитатель стал игнорировать. И отвечать лишь тогда, когда сочтёт нужным.
При ведении чатов стало меньше остальной работы с родителями?
Я за то, чтобы в таком случае уменьшить нагрузку на воспитателя в части оформления информации для родителей в раздевальных комнатах. Хотя бы это. Помните про папки-передвижки? Писала про них здесь:
Я к папкам-передвижкам и так не очень радужно отношусь. И при том, что рекомендации родителям теперь пишут в чатах, зачем они вообще? Значит в плане работы с родителями так и нужно указывать: "Работа в групповом чате". Кстати, это неплохая альтернатива. Оформительских навыков не нужно иметь, время на оформление так же можно не тратить.
Работа педагога в групповых чатах с родителями оплачивается?
Это ведь дополнительная нагрузка. Её оплачивают? Или как? Поделитесь информацией в комментариях.
Друзья, на самом деле я искренне верю, что не позитивных, но хотя бы адекватных родителей в разы больше, чем неадекватных. Но, сами знаете, и один таковой может ох как много крови попить воспитателю.
А теперь к самому интересному.
Обязан ли воспитатель вести эти групповые родительские чаты в мессенджерах?
Давайте разберёмся для начала вот с чем. Непосредственной законодательной базы, регламентирующей обязанность педагога вести деятельность в мессенджерах и социальных сетях, направленную на организацию взаимодействия с родителями обучающихся, не предусмотрено.
Что написано в трудовом договоре и должностной инструкции? Есть там подобный пункт?
Поедем дальше. Я пишу это в каждой публикации, касающейся документации и отчётности. В детском саду принят какой-либо документ, регламентирующий общение с родителями обучающихся и их оповещение об актуальной информации о ходе воспитательно-образовательного процесса? Те, кто меня читает, уже поняли о чем я. Нет документа - нет работы. И за это не накажут.
В заключении хочу сказать, вернее спросить: как же бедняги-родители жили без этого раньше? А как теперь живут их работодатели, когда каждый из сотрудников в течение рабочего дня фаббит в ожидании, когда же воспитатель опубликует новую фотографию?
Друзья, буду очень благодарна лайку к этой статье, думаю многие солидарны со мной в этом вопросе. Если у вас есть дополнительные мысли о минусах ведения групповых чатов для педагогов детского сада, с удовольствием почитаю. Подписывайтесь на мой канал, если тематика вам интересна. Всем добра и вменяемых родителей.
А если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):