Друзья, привет. Продолжаем разговор о разработке плана работы с родителями. Содержание примерно следующее:
- Родительские собрания, а так же другие коллективные формы взаимодействия;
- Реалии применения "инновационных" форм работы; почему одни "заходят", а другие нет.
Давно устаревшие, неинтересные и непродуктивные формы работы и почему в планах они до сих пор воспитателями отражаются, об этом поговорим, вероятно, уже в третьей части, так как здесь тоже получится немало. Подумаем, чем их заменить.
Родительские собрания
Сразу скажу, что это одна из самых непростых форм работы, поскольку требует от педагога значительной подготовки, а непосредственно в ходе мероприятия ещё эмоционального баланса, выдержки, и даже эрудиции.
Какие темы родительских собраний планируем?
Как я писала в предыдущей статье, за год необходимо провести минимум три родительских собрания. Оставлю ссылку на первую часть здесь:
Итак, первое - вводное. И чаще всего оно превращается в зачитывание возрастных характеристик детей и программных задач на текущий учебный год.
На самом деле, как бы нам не хотелось, диапазон содержания небольшой. Эту информацию мы обязаны донести до родителей. Вопрос как. Думаю всем знакомы эмоции родителей на таком собрании. Скучно, часто непонятно, все хотят домой.
Что можно предложить?
- Распределить полномочия;
Если в детском саду есть штатный педагог-психолог, попросите его озвучить возрастные особенности детей. Как минимум смена лиц сыграет вам на руку. Ну а вы продолжите по программе.
- Выдавать эту информацию, не зачитывания с листа;
В идеале - в интерактиве и простыми словами. Будем не "формировать представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы", а знакомиться с цветом и формой. Первый вариант - для педагогической документации. Для родителей оптимален второй. И лучше всего здесь давать примеры.
Можно предложить родителям заготовки этих задач на каких-либо тематических стикерах. Делим родителей на микрогруппы, предлагаем зачитать и помочь распределить, к примеру, на дереве знаний по областям развития детей. Один читает, другой наклеивает, вы обобщаете. В итоге создан реальный продукт, с которым можно будет работать на итоговом родительском собрании.
Не нужно все задачи этого учебного года печатать, выберите то, что волнует родителей на данный момент. Старший возраст? Скорее всего, подготовка к школе. Сделайте акцент на математику, развитие речи, обучение основам грамоты (если такое направление реализуете), окружающий мир. Все остальное - очень кратко.
Смотрите, какие плюсы:
- Вам не нужно быть весь вечер на манеже;
- Для родителей не сложно, зачитывай и приклеивай. Тем более, что работа в микрогруппах позволит проявить себя и родителям с явными лидерскими качествами, и тем, кто таковым не является;
- Ну и интерактив не позволит всем засыпать.
Чем бы я собрание продолжила? Познакомила бы родителей с планом на год с акцентами на важных мероприятиях. Хорошо, если родители будут оповещены обо всем заранее.
Ну и организационные вопросы. Выборы председателя и секретаря родительского собрания, представителей родительского комитета, ну и другие моменты. Больше даже не стоит планировать, ведь все, что было озвучено, - это совсем не быстро.
Здесь я делюсь советами по оформлению протокола родительского собрания в детском саду. Как раз там есть информация о председателе, секретаре родительского собрания, а так же о других моментах.
Кстати, считается, что оптимальная продолжительность родительского собрания - примерно час. В крайнем случае полтора. Это вообще на все про все. Не затягивайте, иначе увидите, как раз от раза явка будет ниже и ниже.
Что ещё важно?
Планируя родительские собрания, их тематику, я бы рекомендовала сразу обозначить в плане круг вопросов, которые вы хотите озвучить. Это поможет подготовиться заблаговременно и не ломать голову накануне собрания, что же ещё туда включить.
Поэтому в плане это должно выглядеть примерно так:
- Тема
- Цель
- Задачи
- Ход 1,2 3 и так далее.
Иногда на первом собрании приводят статические данные констатирующего этапа диагностики. На мой взгляд, это не совсем оправдано. Этот документ для вас, для организации воспитательно-образовательного процесса. Родителям необходимо будет показать итоги работы. И обязательно в обобщенном и обезличенном формате. Если родителю будет необходима личная информация, её можно представить тет-а-тет.
Раз уж сказала о диагностике, давайте продолжим тогда про итоговое собрание. Что здесь планировать?
Как я уже сказала, диагностику. Кстати, её можно продемонстрировать, используя дерево знаний, изготовленное на первом собрании. Подведение итогов жизни группы в этом учебном году.
Можно предложить рекомендации касаемо организации летнего отдыха с детьми, а так же варианты семейных игр для закрепления в течение лета ранее изученного материала. Опять же, это можно сделать в ходе мини мастер-класса. Ну а кто-то записывает детей на видео с пожеланиями на лето.
Вообще, итоговое родительское собрание - это такая позитивная нота, на нем хочется лёгкости. Как говорится, все уже сидят на чемоданах.
И вот какая может быть альтернатива традиционному формату. В моей практике был подобный опыт. Собрание совместно с детьми, где в ходе заранее подготовленного мини-спектакля дети демонстрировали приобретённые за год умения. Конечно, остальные вопросы никто не отменял, поэтому продолжили собрание уже в отсутствие детей.
Если вы планируете провести не три собрания, а больше, это не возбраняется. Но практика показывает, что подобные мероприятия - отнюдь не любимый формат педагога.
Тема тематического собрания, которое обычно проводится в декабре-январе, будет выбрана вами, исходя из вектора работы на учебный год. Об этом мы говорили здесь:
Структура такого собрания может быть различной, все зависит от того, какие задачи поставлены. Мне нравится формат практикумов, в которых вы предлагаете родителям те или иные способы развития ребёнка в условиях семьи. Не стоит злоупотреблять преподнесением теоретических аспектов, актуальности того или иного вопроса. Чаще всего родители это в одно ухо впускают, в другое выпускают. Ограничьтесь несколькими фразами и переходите к делу. Видеоподборки, фото отчёты. Разбавляйте умсвенную нагрузку какими-то медиа. Родители любят смотреть на своих детей.
В моей практике был прекрасный опыт. Не родительское собрание, а мероприятие в рамках работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Мы организовали игру в формате "Сто к одному", где ответы на вопросы давали дети нашего детского сада. В чем идея? Продемонстрировать родителям видение данной проблемы их собственными детьми. Это было очень увлекательно и полезно. Кроме того, мероприятие показало родителям в каких направлениях стоит поработать с их детьми. Интересно содержание? Маякните в комментариях.
Что ещё включить в раздел "Коллективные формы"?
- Творческие мастер-классы
Причём здорово, если они будут с детьми. Убьете двух зайцев. Творческие мероприятия любят все, и дети, и взрослые.
- Открытые занятия
Обычно их проводят два раза в год, в октябре и марте. Они ничем не отличаются от занятий в рамках взаимопросмотров среди коллег. А чтобы уменьшить и эту нагрузку, практикуйте объединение. И педагогов позовите, и родителей. В моей практике такие занятия бывали.
- Дни открытых дверей
Если такие практикуются в вашем детском саду. Опять же, как и с собраниями. Обозначьте в плане заранее тематику. Так вы сможете подготовиться качественно.
- Что ещё? Спортивные соревнования, развлечения, праздники и так далее.
Какие темы брать?
Те, что вы определили в плане работы над самообразованием. Облегчайте себе жизнь, не распыляйтесь на все подряд.
Кстати, праздники, организуемые музыкантом и инструктором по физической культуре вписать тоже можно, но это не обязательно. Почему можно? Потому что к таким праздникам часто изготавливаются плакаты, открытки, пригласительные, да просто поделки для подарков. Отметьте все это здесь. И лучше, если вы укажете конкретную работу. Я за то, чтобы все продумать заранее, подготовиться, а в течение года лишь реализовывать, не изобретая велосипед.
Что касается конкурсов, выставок и прочего. В детских садах это очень любят. Общие мероприятия включены в годовой план. Попросите его у старшего воспитателя и перенесите в свой план. Если вы запланировали что-то свое, указывайте. Опять же, тему выдумывать не нужно, её подскажет вам тема работы над самообразованием. Двигайтесь в одном направлении. Так легче, правда.
Почему "заходит" не все?
Обещала написать о том, почему не все мероприятия "заходят". Это мой личный взгляд на этот вопрос, и я никого не принуждаю думать так же.
- Первая причина, на мой взгляд, в том, что педагогом неверно интерпретирован психологический портрет родителей. Возраст, социальный статус, особенности культуры. Продолжительность посещения детского сада, в конце концов.
- Вторая кроется в выборе форм работы, которые пришли к нам из других областей наук. Яркий пример - тренинги. О них писала здесь:
- Личные качества непосредственно педагога. Это как знаете, кто-то хорошо дело делает, а кто-то отчитывается. Здесь так же. Можно выбрать форму, где требуются ораторские качества, а вы такими не располагаете. Не стоит смешить публику, я считаю. Или же ну не наградили вас родители руками из нужного места, а вам очень хочется провести творческий мастер-класс и сделать что-то очень классное. Отказываться от идеи не нужно, но и правде в глаза тоже нужно смотреть. Выбирайте продукт по собственным возможностям. Ведь на мероприятии главная вы, и вам придётся где-то помочь, где-то дополнить. А сможете ли?
- Талант тянуть кота за хвост. Тоже из опыта. Был у меня педагог, и конспект с ним разработаем, все оптимизируем, расставим акценты. Понятно? Понятно. Наступает мероприятие, и начинается... Она молодец, старалась не утыкаться в конспект, говорить своими словами. Но знаете какая у неё была особенность? Часто одну фразу она повторяла два раза. Волнение? Да. И с этим нужно работать, стараться преодолеть. Потому что дело в том, что родители подмечают каждый наш недостаток, да и время посчитайте как увеличивается.
Что я хочу этим сказать? Смотрите на свои возможности объективно. Делайте то, что реально можете, и можете как минимум хорошо. И не стесняйтесь подойти за помощью в методический кабинет или обратиться в психологическую службу вашего детского сада.
Ну а в целом по статье, планируйте и осуществляете то, что реально выполнимо. Количество мероприятий в плане не означает вообще ничего.
Всем добра. Как всегда, благодарна за лайк и конструктивный комментарий. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе новых материалов.
.