История завода
Целью создания броневого производства на Выксунском заводе дробильно-размольного оборудования (ДРО) было решение оборонных задач нашего государства. Заводу было поручено организовать выпуск корпусов для бронеавтомобилей. Это было технически сложной задачей, т.к. в короткие сроки предстояло подготовить квалифицированные кадры, овладеть новейшими по тому времени технологиями и наладить выпуск продукции, отвечающей самым высоким требованиям. Ни для кого не секрет, что и тогда, и сейчас бронетехника нужна нам не для демонстрации на парадах, а для защиты нашего Отечества, упрочнения его военного могущества и обеспечения мирной и безопасной жизни граждан. И эту задачу, завод выполнил с честью.
Используя опыт работ по созданию первого броневика на шасси «Форд-Тимкен» конструкторское бюро Ижорского завода в начале 1932 года изготовило новый образец броневого автомобиля, получивший обозначение БАИ - «Бронеавтомобиль Ижорский».
Еще до начала полигонных испытаний было принято решение о развертывании серийного производства БАИ. Первоначально планировалось производить броневики на Ижорском заводе, но из-за большой загрузки предприятия другими заказами от этого пришлось отказаться.
3 августа 1932 года решением правительства СССР Выксунский завод, дробильно-размольного оборудования выделяется для броневого производства и изготовления броневых автомобилей.
До конца 1933 года из ворот завода вышло 90 машин, еще 19 БАИ собрали в начале 1934-го, после чего их производство прекратилось.
В ходе работ по выпуску Д-8 и Д-12 конструкторы Ижорского завода разработали башенный броневик, получивший обозначение ФАИ (Форд-А Ижорский). Как видно из названия, в качестве базы использовали все то же шасси Форда, производство которого наладили на Нижегородском автомобильном заводе. Новая перспективная компоновка машины привела к значительному увеличению ее высоты (до 2240 мм) и массы, достигшей 2 тонн. Тем не менее, боевые качества и удобство работы экипажа в новом броневике значительно улучшились.
Производство ФАИ началось в 1933 году на Ижорском заводе в Ленинграде, затем было передано на Выксинский завод, где и продолжалось до 1936 года. Всего за это время было выпушено 676 броневиков, причем с 1934 года использовалось уже отечественное шасси ГАЗ-А - лицензионный вариант Форд-А. В 1936 году ФАИ сменил в производстве бронеавтомобиль БА-20, разработанный на более мощном и надежном легковом шасси ГАЗ-М1.
Ситуация с производством легких бронемашин ФАИ начала выправляться только в 1934 году, когда Выксунский завод сдал 135 бронемашин (включая 10 штук изготовления 1932 года), из них 115 ФАИ передали РККА и 20 — главному управлению пограничных войск ОГПУ. Причем с весны 1934 года ФАИ изготавливались на шасси отечественного легкового автомобиля ГАЗ-А, являвшегося аналогом «Форда».
Пик производства ФАИ пришелся на 1935 год, когда Выксунский завод сдал 452 бронеавтомобиля (442 для РККА и 10 для ОГПУ). В следующем году Красная Армия получила еще 110 ФАИ, после чего их выпуск был прекращен. Таким образом, за все время производства завод изготовил 697 бронеавтомобилей ФАИ, из них 667 поступили в РККА, а 30 в части ОГПУ.
Следующим серийным бронеавтомобилем, производимым на нашем предприятии, стал БА-20, созданный конструкторами Горьковского автозавода на базе двухосного легкового автомобиля ГАЗ-М1 (легендарной «Эмки»), к выпуску которого завод приступил в 1936 г. Их производство продолжалось до самого начала Великой Отечественной войны. Бронеавтомобиль БА-20, его модернизированный образец БА-20М и БА-20 ж.д., приспособленный для движения, как по обычным дорогам, так и по железнодорожным путям, был самой массовой колёсной боевой машиной Красной Армии.
Всего, в разных модификациях, было выпущено 2114 бронеавтомобилей этого типа. Выксунские бронеавтомобили принимали участие в боевых действиях на реке Халхин-Гол и КВЖД, в советско-финской войне, Испании, а затем и на фронтах Великой Отечественной.
Следует сказать, что в сентябре 1941 года Выксунский завод вошел в состав новосозданного наркомата танковой промышленности и стал именоваться завод № 177. Его основной продукцией стали бронекорпуса и башни танков Т-60 и Т-34, выпуску которых предавали первоочередное значение. Поэтому производство БА-20М отошло на второй план. А с принятием на вооружение легкого полноприводного бронеавтомобиля БА-64, спроектированного на Горьковском автомобильном заводе, принимается решение о свертывании изготовления бронемашин БА-20М.
9 марта 1942 года постановлением ГКО № 1415сс заводу № 177 (бывший Выксунский ДРО) предписывалось прекратить выпуск бронеавтомобилей БА-20М.
Однако несмотря на эти приказы, план по изготовлению БА-20М на заводе № 177 в мае был перевыполнен — вместо 25 было сдано 66 машин. Кроме того, из имеющегося задела корпусов и шасси в июне сумели изготовить 2 БА-20М, еще 14 машин сдали Красной Армии в июле, после чего выпуск бронемашин на заводе № 177 был прекращен. Таким образом, за все время серийного производства с 1936-го по июль 1942 года на заводе ДРО (№ 177) изготовили 1567 бронеавтомобилей БА-20 и БА-20М всех типов.
В 1936 году в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руководством инженера В. Грачева на базе ГАЗ-А спроектировали и изготовили трехосный автомобиль ГАЗ-АААА. Несмотря на то что машина показала на испытаниях хорошие результаты, но к этому времени ГАЗ-А уже снимался с производства.
Поэтому в 1936 году Грачев спроектировал трехоску ГАЗ-21 на базе нового легкового автомобиля ГАЗ М-1, производство которого разворачивалось на Горьковском автозаводе.
В ГАЗ-21 использовалось переделанное шасси и колеса от ГАЗ М-1, задние мосты, балансирная рессорная подвеска, коробка, перемены передач (с небольшими изменениями) и кабина от грузовика ГАЗ-АА. Для улучшения преодоления вертикальных препятствий под днищем машины (между передним и вторым мостами) крепились колеса небольшого диаметра.
Испытания опытного образца ГАЗ-21 прошли довольно успешно — например, во второй половине 1937 года машина прошла более 10000 км по разным регионам Советского Союза в различных дорожных условиях, показав хорошую проходимость. С начала 1938 года началась подготовка к развертыванию серийного производства ГАЗ-21 на Горьковском автозаводе, но вскоре от этого отказались в пользу разработки легкового автомобиля колесной формулы 4x4. Параллельно с разработкой и испытанием опытного образца ГАЗ-21 АБТУ РККА заключило с конструкторским бюро Выксунского завода договор на «изготовление опытного образца и проекта бронеавтомобиля на шасси 3-осной автомашины из агрегатов ГАЗ-АА и М-1». Изготовление образца было включено в план 1937 года.
По договору на опытные работы с АБТУ РККА Выксунский завод в 1937 году должен был изготовить три опытных образца бронеавтомобилей:
Первый базировался на шасси ГАЗ-21, второй — ГАЗ-ААА и третий — на ГАЗ-22 (трехосное шасси 6x4, дальнейшее развитие ГАЗ-21).
Бронеавтомобиль БА-21 окончательно был принят представителем АБТУ РККА 9 февраля 1938.
Параллельно с разработкой БА-21 конструкторы Выксунского завода Калясников, Мирошин, Сухов и Леонтьев вели проектирование аналогичного бронеавтомобиля на усиленном трехосном шасси ГАЗ-22. Этот броневик первоначально именовался БА-23, а с 1938 года его переименовали в ЛБ-23 (ЛБ — Лаврентий Берия).
10 июня 1938 года начальник АБТУ РККА Д. Павлов утвердил «тактико-технические требования на проектирование и изготовление легкого разведывательного 3-осного бронеавтомобиля ЛБ-23 на усиленном шасси ГАЗ-22».
ЛБ-23 изготовили только в первой половине 1939 года.