Найти в Дзене
Загадки истории

Как любовница Петра I стала экспонатом его кунсткамеры: загадки, связанные с головой Марии Гамильтон

Оглавление

Мария Гамильтон – чувствуется, что фамилия какая-то не русская, а иностранная.

Действительно, предки этой женщины приехали в нашу страну при Иване Грозном. Царя считают поклонником Британии и соседних государств: Ирландия, Шотландия. Там даже была одна история, якобы Иоанн Васильевич жениться хотел на английской королеве, но та под венец идти не согласилась.

Вполне похоже на правду. Но статья не об этом.

Мария Даниловна Гамильтон считала себя русским человеком, потому что, как я указала, предки её приехали в Россию в 16 веке, успели обрусеть. Только фамилия указывала на происхождение.

Гамильтон стала во времена правления Петра Алексеевича Романова фрейлиной его супруги – Екатерины, которая известна в истории под именем правительницы Екатерины Первой, не ставшей Великой.

Интересно, что с Марией крутил одно время роман сам царь, но потом пути этих двух людей разошлись. Они не перестали общаться, но уже не встречались.

Впрочем, на мой взгляд, Пётр Алексеевич так и не остыл к Марии Даниловне. Мне кажется, что царь всегда любил Гамильтон. Даже, когда она отправилась с эшафота в мир иной. Но это только мои догадки.

Что точно известно: Гамильтон крутила роман с денщиком Петра Первого Иваном Орловым – одним из основоположников знаменитого рода.

Случилось всё в 1716 году. Пётр Алексеевич тогда поехал в Европу…

Роман

Рассказывать особо нечего. Никто свечку не держал. В остальном – история вполне понятная: император решил съездить в Европу. Естественно, он взял с собой своего денщика: красивого, статного и сообразительного Ивана Орлова. Взяли в поездку и фрейлину Марию Гамильтон.

А в дороге ведь все чувства обостряются. Люди сплачиваются или, наоборот, разругиваются так, что больше никогда не начинают общаться. Даже психологи советуют парам, которые давно в браке, менять обстановку, путешествовать.

Гамильтон и Орлов не были парой. В пути они настолько сильно сдружились, что имели, наверняка, близость. По крайней мере, Мария стала носить под сердцем ребенка.

Пишут, правда, что женщина избавилась от плода. Позже – не от одного. И от разных мужчин. Дети у неё тоже были, которых Мария некоторое время воспитывала – до казни.

«Репрессии»

На мой взгляд, Пётр Первый не мог спокойно смотреть, как живет с другими мужчинами Мария Гамильтон, поэтому было выдумано обвинение в измене государству. Якобы Мария Даниловна кому-то куда-то какие-то бумаги передавала. Была шпионкой. А за это полагалась казнь.

Повторюсь: мне кажется, там было личное.

Тем более, что Пётр Первый на «мероприятии» присутствовал. Более того, царь провёл один урок анатомии. Возможно, вы слушали об этом. Скажем так, показал, как устроена самая верхняя часть человеческого тела. Гамильтон получила от государя поцелуй.

Не знаю, была ли в это время на земле её душа.

-2

«Путешествия» головы

Думаю, вы поняли, что Мария Гамильтон своей головы лишилась – по воле Петра. Что было дальше?

Про Гамильтон благополучно забыли до 19 века. Однажды княгиня Дашкова решила, что на нужды науки тратится слишком много спирта. Который применяли в своих целях химики, медики и прочие.

Было организовано расследование, в процессе которого нашли голову Гамильтон – в Академии наук.

Казалось бы, на этом история должна закончиться. Но нет. Ходит одна легенда.

Пропавшая голова

Считается, как правило, что голова Марии Гамильтон осталась в Кунсткамере. Там её демонстрировали посетителям. Но есть и другая версия: якобы сторож в музее подменил останки. В Кунсткамере посетителям показывали какую-то другую голову.

А останки Марии Гамильтон выкупил какой-то состоятельный коллекционер.

На первый взгляд, удивительная история. Кому нужна голова? С другой стороны, я однажды писала про пропавшую голову Николая Васильевича Гоголя. Есть версия, что её выкрали и увезли за границу, где она сейчас и находится. Но точное место известно, возможно, одному только человеку. Не знаю. Факт в том, что коллекционеры бывают разные. А Мария Гамильтон была неординарной женщиной. По сути, любимой дамой Петра Алексеевича Романова. Поэтому, возможно, и выкрали её останки. Я этого исключать не могу и не хочу.