Найти тему

Что общего в современной рекламе и немецкой пропаганде времен войны

Ни для кого не секрет, что фашисты, еще задолго до начала Великой Отечественной войны, умело завладевали умами тысяч и даже миллионов, склонив их к последованию своим идеям. Более того, такие последователи встречаются и по сей день, даже несмотря на то, что на примере Второй мировой войны фашизм принес такую разруху нашей планете, после которой очень многое так и не смогло восстановиться. А если говорить о людях, то фашизм разрушил, в прямом смысле слова, такие же миллионы судеб. Но чем так привлекал миллионы последователей этот самый фашизм? Помимо пламенных речей Гитлера, на чем была построена немецкая пропаганда? На самом деле, все гениальное - просто, как говорится. Эта история не о научных исследованиях воздействия на массы людей. Эта история о том, как максимально просто заставить миллионы людей тебе поверить. Что самое интересное, часть постулатов, используемых ранее фашистами, используют в наши дни многие маркетологи в качестве рекламы. Вот несколько примеров.

Как известно, основным пропагандистом фашистской Германии был Йозеф Геббельс. Его должность так и называлась "начальник управления пропаганды". От него не требовалось воевать в окопах с винтовкой наперевес, ему лишь нужно было убедить это сделать немецких мужчин.

Если уж заговорили о рекламе, то стоит упомянуть, что в современном мире маркетинга широко используется прием, придуманный как раз Геббельсом еще до начала войны, и даже до того, как фашисты пришли к власти, а именно в 1927 году. Геббельс тогда уже являлся одним из сподвижников Гитлера и по совместительству главным редактором газеты "Атака". Фашисты довольно быстро поняли, что свое влияние на умы масс они могут распространить с помощью СМИ. Тогда не существовало интернета и самым массовым поставщиком информации являлись как раз газеты. Дабы раскрутить "Атаку" и придать ей медийности, Геббельс придумал следующий прием. На одной из главных Берлинских улиц было установлено три больших щита, то есть, билборда, выражаясь современным языком. На первом было написано: "В атаку вместе с нами?". На втором: "Мы атакуем 4 июля!". Первые два уже держали в тонусе и заставляли заинтересоваться третьим. А на третьем было просто указано: "Атака - это новое еженедельное издание". Стоит ли говорить, что "Атаку", после выхода в свет этого самого 4 июля, моментально смели во всех газетных киосках.

-2

Одним из главных постулатов было выражение "Худший враг пропаганды - интеллектуализм". То есть, чем проще и глупее - тем лучше. Геббельс, позже назначенный начальником управления пропаганды говорил:

"Пушки и штыки - ничто, если вы просто владеете сердцами нации. Овладение массами - вот единственная цель пропаганды. Для достижения этой цели хороши абсолютно любые средства, главное, чтобы пропаганда была эффективной. Таким образом, помимо "белой", то есть правдивой информации, необходимо использовать полуправду и "черную", то есть откровенную ложь. Мы добиваемся не правды, а эффекта, и чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят и тем быстрее она распространяется".

Вот написал это, а сам думаю, что ведь действительно, на территории одной, соседней с нами страны, до сих пор живут этими постулатами, в которые очень многие, даже наши с вами сограждане, верят.

-3
"Пропаганда должна воздействовать на чувства, но не на разум. Чтобы у толпы не возникало сомнений, послания должны быть особенно примитивными, без подробностей, на уровне односложного лозунга. Чтобы действовать на чувства, высказывание должно быть ярким и броским. Мы обязаны говорить на языке, понятном народу. И даже на разных языках - один для столицы и другой - для обычных рабочих. Но каким-бы не был язык, мы всегда должны превозносить вождей и народ, при этом постоянно поддерживая высокий градус идеологического пафоса. Самое главное - нужно постоянно повторять пропаганду, потому как трудно не поддаться ее магии, если она не звучит отовсюду и в нее начинает верить все больше народу".

Расстрел поляков в Катыни, "инцидент в Неммерсдорфе" и еще множество аналогичных акций - все это дело рук Геббельса. Именно там были в полной мере осуществлены те самые принципы, которые озвучены выше. Главная идея - виновата Красная армия и НКВД. Об этом твердили везде и много сотен и даже тысяч раз. Но многократные повторения одной и той же информации были не единственным приемом Геббельса. В связи с этим есть один очень интересный случай, как он ждал солнечный свет, выступая с речью перед народом. Дело было в 1932 году, во время предвыборной кампании Гитлера. Перед тем как Гитлер должен был появиться, свою речь толкал Геббельс. Все действо происходило на улице, с трибуны, перед многотысячной толпой. Геббельс заметил, что солнце скрылось за тучами, которые, в свою очередь, уже начинает разгонять ветер. И вот, наблюдая за погодой, а не за будущими избирателями, Геббельс специально затягивал свою речь как можно дольше и закончил ее только тогда, когда солнце стало выходить из-за туч. В этот самый момент он резко прервал свою речь и представил выходящего на трибуну Гитлера. Тот появился на трибуне вместе с выглянувшими солнечными лучами. Эффект, которого хотел добиться Геббельс, был достигнут. Более того в своих последующих выступлениях Геббельс называл Гитлера чуть-ли не избранным, постоянно приводя в пример его появление одновременно с солнечными лучами.

-4

И еще раз по поводу рекламы. Геббельс был одним из первых в Европе, кто придумал продавать товары в магазинах в рассрочку. Как это связано, спросите вы? В этом была своя, очень хитрая, подоплека. Рассрочка до 70 процентов действовала с 1932 года и распространялась только на покупку радиоприемников. А продавали их в рассрочку под лозунгом типа "теперь Гилер войдет в каждый немецкий дом". Ну а по радио естественно крутили круглосуточно его и Геббельса речи. Диковиной до этого покупкой в кредит воспользовались в течение первых трех лет почти 80 процентов немцев, дома у которых стояло радио. То есть, практически вся страна изо дня в день слушала и внимала ту самую пропаганду. Как позже писал Геббельс: "Мы должны быть с народом каждый вечер после трудового дня и неоднократно повторять то, что он возможно не запомнил днем". К чему это в итоге привело?

Кто был не согласен с идеями фашистов объявлялись врагами народа и отправлялись в концлагеря. Дабы не давать людям думать и развиваться умственно, в стране обязательному уничтожению подлежали книги многих мировых классиков. Спустя полтора года, после прихода к власти фашистов, практически все они были уничтожены. Была введена жесткая цензура, а все издания и СМИ принадлежали исключительно нацистской партии, то есть писали то, что нужно было, а ни то происходило на самом деле. В итоге, за 12 лет существования Третьего рейха в Германии не было создано ни одного произведения искусства и не написано ни одной более-менее талантливой книги. Все заполонила пропаганда.

Читайте также:

Мой канал в Телеграм, где публикую то, что здесь нельзя.

Мой блог в Одноклассниках, там можете писать в личные сообщения, отвечаю сразу.

Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов