Найти тему
Инга Трин Inga Trin

Образ женщины в искусстве неолита

Они жили столько веков назад - наши предки, которые дали начало жизни каждого из нас. Кем они были?

Если мы хотим избежать допущений, приблизительности, домыслов, у нас есть несколько путей, которые приведут нас к пониманию и знанию. Каким был их мир, во что они верили?

Нужно смотреть на результаты раскопок, на археологические находки. Изучать древнейшие скульптуры, украшения, утварь эпохи неолита. Письменности тогда еще не было. Это был мир до букв, до первого алфавита - мир, в котором слова состояли только из звуков, знание передавалось из поколения в поколение, устно. Артефакты, следы в лексике, расшифровка генома останков древних людей - вот три верных источника сведений о наших предках.

Стоунхендж
Стоунхендж
Трипольская культура
Трипольская культура
Димини, Греция
Димини, Греция

Этрусская амфора
Этрусская амфора

Только керамика да камень, старое золото и серебро являются правильным ответом на наши вопросы. Какой мир вдруг открылся, когда Шлиман раскопал Трою. Она действительно была! В тихих музейных залах вы можете увидеть историю такой, какой она была на самом деле.

Мне хочется показать женские статуэтки эпохи до алфавита и письменности. Вот одна из самых древних:

Марокко, Тан-тан от 500 до 300 тысяч лет назад
Марокко, Тан-тан от 500 до 300 тысяч лет назад

Что вырезал из камня древний человек? Женщину. Иногда это выглядело причудливо и странно:

38 тысяч лет до нашей эры, богиня-львица. Найдена в Германии в системе пещер около города Шельклинген. Статуэтка была найдена как группа фрагментов. Как это похоже на невероятные египетские статуэтки Баст!
38 тысяч лет до нашей эры, богиня-львица. Найдена в Германии в системе пещер около города Шельклинген. Статуэтка была найдена как группа фрагментов. Как это похоже на невероятные египетские статуэтки Баст!
Статуэтка высотой около 6 см. из бивня мамонта. Найдена в Германии в системе пещер около города Шельклинген. Датирована периодом около 38-33 тыс. лет до нашей эры.
Статуэтка высотой около 6 см. из бивня мамонта. Найдена в Германии в системе пещер около города Шельклинген. Датирована периодом около 38-33 тыс. лет до нашей эры.

Ну, здесь мы видим женщину-мать. Место и время примерно то же, что и в статуэтке женщины-кошки. Неужели древние женщины были такие массивные, они ведь бегали по лесам в поисках ягод? Мне кажется, такие статуэтки утрированные, символичные: они изображают беременную женщину, а не охотницу и собирательницу. Зачем такой большой бюст? Чтобы было много молока, кормить младенца! Голова же преувеличенно маленькая. Возможно, так видит свою мать новорожденный младенец: ему важнее питание.

Вестоницкая Венера. Статуэтка из керамики. Найдена в Моравии. Датирована периодом около 29-25 тыс. лет до н.э. Тут то же самое: важнее всего запас молока для младенца.
Вестоницкая Венера. Статуэтка из керамики. Найдена в Моравии. Датирована периодом около 29-25 тыс. лет до н.э. Тут то же самое: важнее всего запас молока для младенца.
Петрковицкая Венера. Статуэтка маленькая, из камня гематита. Найдена в Чехии. Датирована около 23 тыс. лет до н.э. Изящные реалистичные формы, уже более близкие к современным идеалам женской фигуры. Наверное, автор вырезал из камня свою возлюбленную.
Петрковицкая Венера. Статуэтка маленькая, из камня гематита. Найдена в Чехии. Датирована около 23 тыс. лет до н.э. Изящные реалистичные формы, уже более близкие к современным идеалам женской фигуры. Наверное, автор вырезал из камня свою возлюбленную.

Венеры Красных Утесов, Италия. Тринадцать статуэток высотой от 2,4 до 7,5 см. в большинстве своём из талькохлорита. Найдены в Италии в пещере Гримальди. Датированы периодом около 22-17 тыс. лет до н.э.
Венеры Красных Утесов, Италия. Тринадцать статуэток высотой от 2,4 до 7,5 см. в большинстве своём из талькохлорита. Найдены в Италии в пещере Гримальди. Датированы периодом около 22-17 тыс. лет до н.э.

Здесь много женских фигурок, но те, которые с животиками - опять беременные женщины, символ жизни и плодородия. Древние люди обожествляли беременных женщин и считали беременность священной, а беременную женщину - чудом.

Брянская Венера Статуэтка высотой около 5 см. из бивня мамонта. Найдена в России в Брянской области. Частично разбита. Датирована около 21 тыс. лет до н.э.
Брянская Венера Статуэтка высотой около 5 см. из бивня мамонта. Найдена в России в Брянской области. Частично разбита. Датирована около 21 тыс. лет до н.э.

Точно такое же изображение беременной женщины. Это волновало древних людей.

Костенковские венеры Десять статуэток высотой около 10 см. выполнены из камня или из бивня мамонта. Найдены в Воронежской области при раскопках Костёнковских стоянок. Датированы около 21-19 тыс. лет до н.э.
Костенковские венеры Десять статуэток высотой около 10 см. выполнены из камня или из бивня мамонта. Найдены в Воронежской области при раскопках Костёнковских стоянок. Датированы около 21-19 тыс. лет до н.э.

Все-таки я думаю, что это далеко не идеал женской фигуры, а как раз изображение будущего материнства. Как похожи все скульптуры, из разных мест Европы, из разных тысячелетий. Наши предки были похожими друг на друга, они чтили жизнь превыше всего.

Елисеевичи
Елисеевичи

Статуэтка высотой около 15 см. из бивня мамонта. Найдена в России в Брянской области в деревне Елисеевичи. Датирована около 13 тыс. лет до н.э. Здесь мы видим фигурку не беременной женщины, а девушки с тонкой талией и пышными ножками. Очень похоже на современное искусство.

Фигурки из глины найдены на Украине в селе Триполье недалеко от Киева. Относятся к периоду около 4,7-2,7 тыс. лет до н.э.
Фигурки из глины найдены на Украине в селе Триполье недалеко от Киева. Относятся к периоду около 4,7-2,7 тыс. лет до н.э.

Трипольская культура. Художник запечатлел женственный изгиб тела, тут уже речь не только о деторождении, но и о любви и о красоте.

Негада, Египет. Фигурки найдены в Египте около поселения Негада на берегу Нила. Датированы периодом около 3,5-3,4 тыс. лет до н.э. Уже похоже на портрет богини. Руки немного напоминают коровьи рога. Может быть, это Хатор?
Негада, Египет. Фигурки найдены в Египте около поселения Негада на берегу Нила. Датированы периодом около 3,5-3,4 тыс. лет до н.э. Уже похоже на портрет богини. Руки немного напоминают коровьи рога. Может быть, это Хатор?

Египет подарил нам множество потрясающих женских образов. Все, что уцелело, поражает своеобразной, выверенной, гладкой эстетикой плавных линий, где нет ничего угловатого. Но эта статуэтка другая! Я бы уж скорее сказала, что это похоже на Крит. Но это Древний Египет, еще до первых династий.

Фигурки из глины найдены в Румынии около села Кукутень. Датированы около 4,5 тыс. лет до н.э.
Фигурки из глины найдены в Румынии около села Кукутень. Датированы около 4,5 тыс. лет до н.э.

Эта фигурка тоже очень изящная, узоры поразительные. Но женщина опять-таки почти совсем без головы! Может быть, было какое-то поверье на этот счет?

Японские догу
Японские догу

Это древние статуэтки из Японии. На нах частенько встречаются орнаменты. Сначала их делали более плоскими - наверное, носили в одежде, как оберег. Затем сделали более объемными - скорее всего, для алтарей.

Все эти изображения говорят нам о жизни. В них нет ничего безобразного. В те времена дети были бесконечно важны, так как часто погибали в младенчестве, и в женщине ценилась превыше всего ее способность быть матерью. Поговаривают, что во времена охоты и собирательства общества и племена были матриархальными только из-за этого - было важно, чтобы женщины приносили много потомства. Именно эта загадочная способность рожать детей давала женщинам особенный статус, и их чтили. Как я понимаю из некоторых прочитанных книг, границ тогда не было, земля была вся ничья. Это после появились поля и земельные наделы, необходимость их охранять.

Люди зависели от Земли и Солнца, от дождей вовремя, от смены сезонов. Начальные астрономические познания были жизненной необходимостью, люди зависели от природных сил и поклонялись им. Они чтили как богов Землю и Солнце, стихии, женское и мужское начало. Как-то уж договаривались.

Если написать длинную статью и сравнить пять или шесть языческих пантеонов, углубиться в космогонию и космологию, мы прочитаем одну и ту же историю. Пантеоны примерно одинаковы у разных народов, их приоритеты чуть отличаются, в зависимости от ландшафта. В лесах люди другие, чем на берегу моря. В степях люди другие, чем в горах. Эпоха земледелия и скотоводства принесла новые сложности, выгоды и вызовы, и наши предки разрешили все эти задачи. А уж когда научились все записывать! Вот это был настоящий прорыв. Но и без письменности многие мифы тысячелетиями передавались устно, их образы и поучения можно найти в сказках. Самые странные и старые сказки - прекрасный способ передать в образной форме опыт поколений, от старших к младшим.

Мне захотелось вспомнить эти древние образы женственности и материнства, так как в данный момент мир переполнен соперничеством и агрессией. Мне кажется, нам не хватает женской мягкости и простоты, доброты и терпения. Образ матери связан с образом Земли, нашей общей Мамы. Она самая большая и добрая, она растит для нас цветы и плодовые деревья, из глины мы делаем кирпичи для своих жилищ, из деревьев - мебель, из металлов, которые добываем в недрах, наши машины. Еще мы используем для получения энергии нефть или силу рек, текущих по ее прекрасному лику. Земля нас кормит и поит, одевает и обувает, согревает и радует. И при этом она танцует свой волшебный танец вокруг своей оси и вокруг Солнца, чтобы день сменялся ночью и мы спали. И чтобы зима сменялась летом, и отдохнувшая Земля принимала семена для нового урожая, который мы соберем осенью.

То, что я написала чуть выше - это и есть основа здорового языческого миропонимания. В любой религии до монотеизма первое и главное божество - Мать-Земля. Эту великолепную Богиню вы видите каждый день, и можете ее потрогать, вы ходите по ней и не улетаете в космос потому, что она очень большая и притягивает всех нас к себе. Но мы редко думаем об этом. Мы живем каждый в пузыре своих проблем, эмоций, обязанностей. Сидим в соцсетях, в водоворотах чужих слов, мнений, чувств. Но мы радуемся, когда видим землю в цветах или в траве, и нас всегда волнует ее запах - весной, когда она показывается из-под снега, и осенью, когда ее покрывают слетевшие листья.

В индуизме Мать-Земля имеет несколько имен - ее называют Бхуми и Притхви. Земля - мать для всех живых существ, и для людей, и для растений, и для животных. Но и в языческих системах Мать-Земля - первое и главное женское божество.

Бхуми деви
Бхуми деви

Мы забываем поблагодарить, потому что не считаем, что наша планета живая. Скорее уж, воспринимаем ее, как материальный объект. Но что, если древние были правы в своих догадках и прозрениях? Что, если крестьяне, которые пели для нее песни и носили ее в мешочках на груди, когда отправлялись в путешествие, были правы?

Во всяком случае, нам стоит относиться к земле бережно и нежно, благодарить и хранить ее, и олицетворение Земли, как в язычестве - не самый плохой способ почувствовать себя детьми одной матери, общей для всех. Мы все живем вместе на одном и том же земном шаре.

Маленькие дети любят играть с землей. Раньше мы брали с собой на прогулки в лес ведро и совочек, и ребенок охотно выкапывал в земле маленькие ямки. Посмотрите на песочницу в вашем дворе - там обязательно сидят малыши. Что интересного может быть в песке? Но им интересно! Дети любят разуваться, играть с грязью, в теплых странах в деревне - возятся с глиной. У них есть разные игрушки, но им нравится песок!

Тонфельд-терапия - игра с глиной. Есть и такое.
Тонфельд-терапия - игра с глиной. Есть и такое.

Моя мама не так давно умерла, так что я теперь круглая сирота. Но мне все равно так хочется назвать кого-нибудь мамой! Что я сказала бы ей, если бы встретила ее где-то - богиню Земли в облике прекрасной женщины, с большими сияющими глазами? В индуизме говорят, что Бхуми - безобманная. Она и правда не обманывает нас: утром весь мир заливает свет солнца, весной приходит тепло и время сева, появляются цветы прямо из снега.

Я сказала бы ей:

-Мама! Я люблю тебя, - потому что мне хочется кому-то говорить эти слова.

Но что бы она ответила? Скорее всего:

- Я тоже люблю, люблю и тебя, и всех вас, моих детей. Я все равно люблю, что бы ни случилось, и в моей любви нет обмана.

Мне хочется, чтобы все мы снова стали людьми, детьми одной матери, вышли из скорлупы своих обид и амбиций, и почувствовали любовь и благодарность к жизни, к нашему миру, к земле под ногами, к ее верной силе. К ее притяжению и к ее терпению. Это наш дом, наш рай, колени нашей матери.

Я часто снимаю траву и цветы, хаотичные заросли. просто узор листьев под ногами. Это земля в лесу, рядом с которым я живу.
Я часто снимаю траву и цветы, хаотичные заросли. просто узор листьев под ногами. Это земля в лесу, рядом с которым я живу.