Здравствуйте, люди. Вот мои мысли.
Один мой товарищ – конспиролог. И для него главное доказательство – отсутствие кратера под соплом лунного модуля (ЛМ). На самом деле, утверждает он, разрушительная сила горячих выхлопных газов ракетного двигателя, доведённая до максимума при торможении, должна была вырыть под ЛМ глубокую воронку. По его словам, по необъяснимым причинам кратер полностью отсутствует, а окружающая местность не имеет никаких признаков изменений на местности в результате приземления. И что выглядит это так, будто ЛМ спустили сверху с помощью подъёмника.
Очевидно, что у моего друга явно не хватает знаний. Как и у многих подобных ему «исследователей» космоса.
И я решил попробовать разобраться в этом вопросе.
Для этого мне пришлось мысленно «вернуться» в начало 1960-х годов, в те дни, когда НАСА представило миру программу «Аполлон», в рамках которой первые пилотируемые полёты на орбиту начинались вскоре по окончании программы «Gemini» («Близнецы»).
НАСА распространило в прессе чертежи моделей устройств, которые, как предполагалось, будут покорять Луну. И на тех, которые должны были изображать момент контакта с лунной поверхностью, между четырьмя опорами ЛМ всегда изображалась «яма», созданная струёй двигателя.
И это вполне объяснимо. Поскольку в те годы предполагалось, что лунный грунт имеет очень рыхлую консистенцию из-за низкой гравитации на поверхности Луны.
Но в реальности оказалось, что под пылью лунных морей находится очень твёрдая лавовая порода, которой (не нужно быть геологом, чтобы это знать) нужно несколько тысяч градусов, чтобы расплавиться.
Чтобы лучше понять, в чём заблуждаются отрицатели лунных миссий, нам нужно посмотреть на ЛМ на этапе спуска на поверхность Луны.
С момента отделения от командно-служебного модуля ЛМ требовалось около 2 часов, чтобы достичь поверхности Луны. Он двигался при этом по орбите со всё более низким перигеем. И вот наступает самый ответственный момент – момент посадки.
Те, кто водит машину, прекрасно осознают потенциал двигателя, спрятанного у неё под капотом. Он способен развивать огромную мощность, позволяющую автомобилю развивать довольно приличную скорость. Но во время парковки вся эта мощность не нужна.
То же самое справедливо и по отношению к лунному модулю. Когда он включил свой посадочный двигатель, первоначально он работал на максимальной мощности, необходимой для снижения большой орбитальной скорости до необходимой для плавной посадки на Луну.
Когда до контакта оставалось несколько минут, мощность двигателя резко снижалась, что позволило ЛМ как бы «зависать» (как вертолёт) в поисках наиболее подходящего места для посадки, а также мягко приземляться на поверхность. А в момент посадки мощность двигателя ЛМ была минимальна!
Чтобы лучше осознать, почему под ЛМ нет кратера, нужно понять, что на самом деле представляла собой та среда, в которой он приземлялся. Луна не имеет атмосферы и поэтому в вакууме нет давления со стороны составляющих её молекул. Посмотрите на досуге на запуск миссии «Аполлон 11». Ракета «Сатурн-5» взлетает, выпуская за собой длинный узкий столб раскалённого газа на сотни метров вниз. Затем, если наблюдать, как ракета поднимается в атмосферу всё выше и выше, создаётся впечатление, что газ, выбрасываемый двигателями «F1» первой ступени, поднимается вдоль внешней поверхности ракеты.
Почему происходит это явление? Дело в том, что на высоте нескольких сот метров давление воздуха сжимает газы в узкий столб. Но по мере подъёма давление уменьшается и, следовательно, силы, которые оно оказывает на газы, уменьшается. Именно по этой причине пламя, несмотря на высокую скорость, как бы «окутывает» ракету и словно следует за ней.
Так вот. На Луне, где нет атмосферы, газы распространяются во всех направлениях, а не только выталкиваются вниз, образуя столь востребованный некоторыми людьми кратер. Стоит ещё добавить, что расширяющийся газ остывает (закон термодинамики, применённый к поведению газов) и поэтому не способен расплавить твёрдую поверхность лавы, скрывающуюся под лунной пылью. Поэтому работа двигателя на минимуме (чтобы обеспечить безопасную посадку) и отсутствие воздуха объясняют полное отсутствие посадочной воронки.
Бомбардировщик Harrier AV-8B тоже, кстати, садится вертикально! Его вес примерно такой же, как у ЛМ, но его двигатели должны преодолевать земную гравитацию, которая в шесть раз превышает лунную. Они производят два узких столба газа, которые, в отличие от столбов ЛМ (которые спускались в пустоте), распространяются вниз только в сжатом состоянии. Но, как и в случае с лунным модулем, при этом не создаётся никаких кратеров. Иначе авианосец или взлётно-посадочную полосу пришлось бы каждый раз ремонтировать.
На некоторых фотографиях на самом деле видно небольшое почернение лунной поверхности под двигателем спускаемой ступени. Это пятно, собственно, есть след работы гиперголического топлива, такого как пара тетраоксид азота и несимметричный диметилгидразин+гидразин, которым для воспламенения не требуется искра, а нужен только контакт, которое и «испачкало» лунную поверхность оксидами азота, имеющими характерный коричневатый цвет.
Всё это я рассказал своему другу. Но ничего не изменилось. Скажите, а как это вообще лечится? Или это бессмысленно?
Андрей, Тольятти.