Найти тему
Евразия.Эксперт

Досье: Новые тенденции промышленного сотрудничества Беларуси и России

Фото: Пресс-служба правительства Владимирской области РФ
Фото: Пресс-служба правительства Владимирской области РФ

Беларуси и России удается максимально эффективно использовать сильные стороны друг друга благодаря промкооперации, отметил президент республики Александр Лукашенко. Беларусь также активно создает с российскими регионами проекты промкооперации и наращивает перевалку грузов по новым экспортным маршрутам с помощью транспортной инфраструктуры России. А в сентябре две страны утвердили дорожную карту в такой высокотехнологичной отрасли, как станкостроение. Не последнюю роль в развитии подобных связей играет проведение совместных промышленных форумов и выставок. Об одном из таких форумов и новых тенденциях промышленного сотрудничества двух стран читайте в материале «Евразия.Эксперт».

Место встречи промышленников

26-28 сентября в Минске состоялся Белорусский промышленно-инновационный форум, в котором приняли участие более 100 организаций из Беларуси, России, Казахстана, Ирана и других стран. Своей главной задачей он ставит создание условий для установления контактов и кооперационных связей между малым и средним бизнесом и крупными промышленными предприятиями Беларуси. Форум также нацелен на выявление сложностей при производственной кооперации.

В программу вошли выставка технологий и инноваций в промышленности «ТехИнноПром», выставка оборудования и технологий для сварки и резки «Профсварка», выставка химической и нефтегазовой промышленности и науки «Химия. Нефть и газ», выставка оборудования и технологий для производства «Полимеры и композиты». Также на площадке состоялся форум по цифровой трансформации реального сектора экономики Smart Industry и эксклюзивная выставка экспортных возможностей Ирана в Беларуси.

Наиболее широко на мероприятии были представлены компании и предприятия из России. На площадке действовали коллективные стенды Мордовии, Брянской области, Москвы, Московской области, Смоленской области, Новосибирской области, Санкт-Петербурга и Министерства науки и высшего образования России. Форум также посетили делегации и бизнес-миссии из Красноярского края, Нижегородской, Ульяновской, Самарской областей.

Как отметил председатель правления межрегионального союза «Клуб молодых промышленников» Антон Ковалев, российский бизнес видит в форуме возможность заключения прямых контрактов и налаживания экономического взаимодействия с крупными белорусскими предприятиями.

Дискуссия о промкооперации: новые тенденции

Одной из ключевых тем обсуждения на форуме стало развитие промкооперации между Россией и Беларусью. Председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец подчеркнул, что сегодня крупные предприятия создают промышленные инкубаторы, которые закрывают потребности в каких-либо составляющих и деталях, а также позволяют крупным, средним и малым предпринимателям расширять свои производства и получать определенное стимулирование. По его словам, многие крупные частные промышленные компании сами инициируют промкооперацию.

«Эта тенденция наблюдается в крупных частных компаниях, связанных с энергетикой и машиностроением. При этом даже МАЗ ставит вопрос о совместной разработке нового шасси. Так промышленные компании во многом уходят от производства каких-либо составляющих и тем самым формируют заказ на инновационную продукцию», – отметил Швец.

В свою очередь, замгендиректора АО «Корпорация МСП» Никита Банцекин предложил белорусским компаниям активнее участвовать в российской цифровой платформе малого бизнеса, в рамках которой существует отдельный модуль промышленной кооперации. При этом гендиректор Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей Петр Арушаньянц подчеркнул, что у предпринимателей должны быть возможности для производственной кооперации, которые бы в полной мере удовлетворили потребности крупного промышленного предприятия, что в конечном итоге создаст дешевую, доступную, но при этом технологичную продукцию.

Инновации

Кроме того, на форуме затрагивался вопрос развития и внедрения инновационных промышленных технологий. Ряд предприятий и научных учреждений из России и Беларуси представили свои актуальные наработки. Так, БГУ показал более 20 новаций в области промышленного оборудования, энергетики, энергосбережения, технологий, приборостроения, металлургии, инженерии. Компания «ГАММА-ПЛАСТ» представила добавки для полимеров, позволяющие сделать их более функциональными и пригодными для различных применений. «ПКП-Техно» продемонстрировала инновационный лазерный маркер. В «Нафтане» разработали два проекта, позволяющие экономить на нефтепереработке до $10 млн в год, а также улучшения процесса нефтяной переработки.

Кроме того, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева представил программно-аппаратный комплекс интеллектуального управления горно-шахтной техникой, который увеличивает производительность горно-шахтной техники, экономит до 50% расходов на оплату труда и повышает безопасность горнодобывающих работ. В ООО «Сибирский электротехнический завод» показали новый электродвигатель, которые соответствуют самым высоким стандартам безопасности и качества, а в ОАО «Крановый завод» создали автоматизированный кран, который обладает высокой износостойкостью.

Подготовка кадров

Еще одной темой интереса на форуме стал вопрос совместной подготовки высококвалифицированных научных кадров. Замначальника отдела Департамента международного сотрудничества Минобрнауки России Дмитрий Евдокухин отметил, что участие в форуме придает импульс для появления новых научных и научно-прикладных инициатив, а также служит дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества между коллективами ученых двух стран.

«Особое внимание стоит обратить на необходимость увеличения кооперации в научно-технической сфере и выполнении научных и научно-прикладных исследований. У наших ученых есть большие совместные заделы и инструменты сотрудничества, например совместные научные проекты, которые поддерживаются министерствами и фондами наших государств», – подчеркнул представитель ведомства.

На фоне этого в Белорусском государственном технологическом университете отметили, что выполняют много работ по заданию российских предприятий и ведут совместные исследования с коллегами из России. А Белорусский государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров по стандартизации, метрологии и управлению качеством предложил ряд инициатив по совершенствованию системы подготовки кадров.

Логистические вопросы

Участники мероприятия не обошли стороной и вопросы укрепления новых транспортно-логистических маршрутов для увеличения товарооборота. Сегодня Беларусь активно участвует в развитии международного транспортного коридора «Север-Юг». Как отметили в посольстве Беларуси в России, этот коридор имеет стратегическое значение для экспортно-ориентированной экономики Беларуси как кратчайший и наиболее выгодный маршрут транспортировки грузов в страны Азии.

В диппредставительстве подчеркивали, что расширение возможностей этого коридора позволит поддерживать конструктивные торгово-экономические отношения вне зависимости от санкционной политики Запада. В связи с этим Беларусь наращивает сотрудничество с Астраханской областью и планирует реализовать весь потенциал взаимодействия в рамках коридора «Север-Юг».

«Наращивание торговых потоков будет расти, когда бизнесу будут созданы предсказуемые и комфортные условия. Мы, в свою очередь, занимаемся поиском через наших партнеров, международные ассоциации лучших предложений на свободном рынке и устанавливаем новые контакты. Малый и средний бизнес более гибкий и оперативный, он выступает основным помощником флагманов промышленности», – отметил председатель Высшего координационного совета Союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» (Беларусь) Андрей Копыток.

Проведение подобного рода форумов отвечает задачам России и Беларуси по достижению технологического суверенитета. Они позволяют предприятиям двух стран налаживать деловые контакты, создавать новые совместные проекты, а также выявлять проблемные точки в развитии промкооперации, подготовке качественных кадров и выстраивании новых транспортно-логистических цепочек.

Подготовил Илья Шаныгин