К такому весьма экзотическому жанру отнёс свой очередной фильм режиссёр Владимир Грамматиков. Картина «Руки вверх!» (1981) — это детская комедия, в котором лирика пересеклась с эксцентрикой. А ещё тут есть некая политическая подоплёка, считать которую могут лишь взрослые, и некий элемент пропаганды, тоже, конечно, больше адресованный родителям.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
У Владимира Грамматикова к началу восьмидесятых было две самостоятельных работы. И обе очень успешные: «Усатый нянь» (1977) и «Шла собака по роялю» (1978). Режиссёр предпочитал детское и семейное кино, и обе первые комедии были созданы в этом ключе. Не стала исключением и третья.
Автором сценария стал сам Грамматиков в тандеме со сценаристом Александром Марьямовым.
Идею авторы почерпнули из книги детского писателя Льва Давыдычева «Руки вверх! или Враг № 1», вышедшей за десять лет до того. Сюжет состоит в том, что
в некой стране неким полковником, мечтающим стать едва ли не властелином мира, разработан препарат для оболванивания людей. И, разумеется, оболванивание должно начинаться с самого детства.
«Сверхсекретный, сверхмощный, быстрорастворимый» препарат под названием «балдин» планируется распространить среди школьников в ходе операции «Братцы-тунеядцы», чтобы они массово становились хулиганами и разгильдяями. Но это, как выясняется, не так просто, как хочется потенциальному диктатору, имеющемуся Шито-Крыто.
Со взрослыми актёрами Грамматиков определился сразу. Роль полковника Шито-Крыто получил грузинский актёр Рамаз Чхиквадзе (но голос ему дал Юрий Волынцев), строгую, но смелую учительницу Марью Михайловну, чуть не ставшую суперагентом, сыграла Ирина Муравьёва,
разочаровавшимся в карьере шпионом Фонди-Монди — Георгий Вицин.
Вицин, к слову, во время съёмок был постоянно окружён юными актёрами, которые его обожали. Он же, в свою очередь, с удовольствием общался с маленькими коллегами и развлекал их всевозможными трюками и розыгрышами.
Ну а роль колоритной бабушки Натальи Николаевны Владимир Грамматиков без колебаний отдал вечно молодой и озорной Татьяне Пельтцер.
Из её уст тут прозвучала масса смешных реплик («Толя-Толечка, подъём! Ждёт тебя металлолом», например), а ещё
героиня Татьяны Пельтцер случайно попробовала «балдин» и превратилась настоящую бабушку-оторву и унеслась вдаль на железной кровати.
Юных актёров на роли школьников, которые победили Шито-Крыто, нашли в московских школах. Среди них был и «звёздный» мальчик Федя Стуков, сыгравший Толю, внука Натальи Николаевны. У восьмилетнего Феди в активе были уже «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979), а чуть позже выйдут «Родня» (1982) и телефильм «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1982), которые парнишку прославят.
В роли маленького сержанта Стрекозы, свирепого агента Шито-Крыто, снялась семилетняя Женя Григорьева, дочка режиссёра Бориса Григорьева, автора в том числе дилогии «Огарёва, 6» (1980) и «Петровка, 38» (1980).
Женя, к слову, стала одной из участниц конфликта на съёмочной площадке.
По сюжету нескольким мальчикам-школьникам и Стрекозе надо было коротко постричься. Владимир Грамматиков ещё до съёмок предупредил ребят, и они вроде бы согласились.
Но близилось начало учебного года, и маленькие артисты, представив, что они предстанут перед одноклассниками с чуть отросшим волосами, стали сопротивляться и стричься отказывались. Никакие уговоры не помогали, и тогда режиссёр решил личным примером доказать, что искусство требует жертв.
Владимир Грамматиков и оператор ленты Игорь Клебанов сами постриглись почти налысо,
и после этого этого мальчики и Женя всё-таки согласились изменить причёски. Дебютировавшая у Грамматикова девочка и позже продолжила сниматься. Повзрослев, Женя окончила Школу-студию МХАТ, начала играть в театре, но не и кино не оставила. Позже она взяла псевдоним и сейчас известна как Елена Морозова.
В заключение пару слов о музыке. Уверена, даже не зная о фильме и услышав всего несколько аккордов, вы с лёгкостью опознаете композитора — это Алексей Рыбников с его уникальным стилем. Алексей Рыбников стал соавтором Владимира Грамматикова с первой же картины, а апофеозом их сотрудничества стала экранизация рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1982). Музыки в «Руки вверх!» довольно много, она сопровождает больше половины действия, но режиссёр изначально нацелился на музыкальный фильм, так что этот ход вполне закономерен.
А ещё напомню, что шпионы Шито-Крыто на тайных встречах использовали такой пароль:
— У вас продаются холодные сардельки?
— Сарделек нет. Есть горячие сосиски.
Вам этот пароль ничего не напоминает?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: