На берегу реки Клязьма раскинулся невероятный ландшафтный ансамбль, состоящий из рукотворных садов разных стилей, с ручьями, прудами и болотами, заросшими водными лилиями, от красоты которых захватывает дух.
Придумал и создал это уникальное место талантливый человек, ученый-биолог и предприниматель Александр Михайлович Марченко.
К сожалению, около года назад Александр Михайлович ушел из жизни. Сад был закрыт для посещения. К счастью, ненадолго. И сейчас мы присутствуем буквально при новом рождении этого замечательного места.
С чего началась история создания Русского парка водных садов? Что было первично, питомник водных растений или сад? И почему именно водных растений?
Всё началось с тюльпанов. При советской власти предпринимательством заниматься было нельзя, а хотелось. Молодой аспирант Александр Марченко с товарищем придумали выращивать тюльпаны, имея в запасе знания и всего лишь одну сотку земли. Дело пошло. Тогда торговля считалась чем-то зазорным, спекуляцией, но Александр смеялся: "Три дня позора - год счастья!", имея в виду продажи к 8 марта.
В 1992 году Администрация Пушкинского района Московской области выделила предпринимателям чуть больше четырех гектаров неухоженной земли для создания фермерского хозяйства. Не просто неухоженной, здесь на самом деле была свалка.
Речь шла о выращивании овощей на продажу, чем и занялись владельцы. Фермерский бизнес начал приносить доход. Но Александру этого было мало, он мечтал о преобразовании территории в дивное место, в котором можно было бы выращивать на продажу экзотические для того времени нимфеи и разбить прекрасный сад.
Партнер идеи не поддержал, землю поделили пополам, и с этого момента началось настоящее рождение парка.
Вырученные от продажи овощей деньги шли на перекраивание ландшафта. Чтобы скрыть остатки свалки и использовать грунт, вынутый из водоемов, делали насыпные холмы, геопластику. Доходило до того, что Марченко выполнял ландшафтные проекты для заказчиков в обмен на экскаватор. Конечно, экскаватор приезжал тогда, когда мог, и Александр на ходу показывал, что и как нужно прорыть.
Марченко считал, что питомник должен самоокупаться. На самом деле все эти живописные уголки с искусственными прудами и бассейнами - это торгово-выставочная площадка, где водные растения можно увидеть во всей красе.
В своем парке он решил не ограничиваться одним ландшафтным стилем. Понимая, что и регулярный сад, и сад пейзажный одинаково востребованы у заказчиков, он грамотно объединил их в одном пространстве.
Есть стереотип, что водные растения не применимы в садах регулярного типа. Александр Михайлович не соглашался с этим, показывая, как эффектно могут смотреться цветущие нимфеи и другие водные растения в бассейнах с четкими геометрическими формами.
Почему именно нимфеи?
Будучи по образованию ветеринаром, Марченко живо интересовался водной средой. Его занимала проблема болезней рыб, и именно по этой теме будущий владелец питомника водных растений защитил кандидатскую диссертацию.
Постепенно интерес его сместился к растительному наполнению водоемов и разведению водных лилий. Привозя со всех сторон света уникальные экземпляры, Александр Михайлович собрал богатейшую коллекцию нимфей.
Марченко говорил о том, что работа должна нравиться, приносить удовлетворение, и продавать нужно то, что нравится, чем восхищаешься сам, что любишь и ценишь. Поэтому кроме кувшинок в питомнике появились другие растения, такие как девичий виноград, ирисы, ивы, канны...
Марченко со страстью ученого погружался в любую тему, досконально изучая все аспекты выращивания растений.
Например, после поездки в Китай его заинтересовали лианы. Перепробовав разные виды и сорта и убедившись, что не стоит в наших условиях выращивать капризные южные эзкзоты, стал ярым поклонником обычного девичьего винограда. Что толку в модной актинидии, если она рано или поздно (скорее рано) вымерзает?
Он считал девичий виноград незаменимым в городском озеленении, мечтал увидеть его в декорировании городских бетонных вертикалей, давящих своей мрачной серостью.
В саду Александра Марченко из девичьего винограда устроены живые зеленые стены с арками, разделяющие пейзажную и регулярную часть, а также скрывающие производственные ангары. Между металлическими прутьями натянута прочная акриловая сетка, в которую вплетены лианы. Даже зимой с опавшими листьями стебли создают красивый графичный узор.
Марченко считал, что и зимний сад обязан выглядеть декоративно. Он старался не срезать многолетники осенью, любовался разнокорыми ветвями ив.
То, что делал Александр Михайлович для популяризации ив в нашей стране, особенно ценно. Они систематизировал и изучал виды и сорта, особое внимание уделяя декоративным морозостойким гибридам селекции Шабурова.
Интерес к ивам была закономерным. Чем еще дополнять водные пейзажи? Забавно, что в каждой стране иву считают своим исконно местным растением, и Россия не исключение. Ива на берегу водоема - классический русский пейзаж.
Мне удалось побывать в саду Александра Марченко в рамках программы "Садовое Возрождение. Москва", организованной Международным Центром "Зеленая стрела".
Питомник и сад вновь открыл свои двери после безвременного ухода своего основателя. Заботу о ландшафтном ансамбле и питомнике взяли на себя родственники Александра Михайловича, Сергей Пшенкин и Анна Курбакина.
Вот Сергей встречает нас на первой площадке, окруженной ивами и бассейнами с водными растениями. Буквально открыв рты, мы сразу попали под обаяние этого места.
Теплый сентябрьский день, ивы, шуршащие на легком теплом ветерке, геометрия неглубоких бассейнов, изгороди из девичьего винограда...
Марченко был уверен, что ивы несут огромную положительную энергию, буквально лечат.
А это Анна увлеченно рассказывает нам о разных типах плакучести ив.
Посетителей питомника встречают ровные прямоугольники неглубоких бассейнов, в которых находятся контейнеры с водными растениями.Любое растение можно купить.
Когда-то в питомнике Марченко предлагались молодые растения, которые еще требовалось доращивать. Но со временем Александр Михайлович оставил в продаже только взрослые сформированные растения, способные обеспечить быстрый результат.
Например, водные лилии продаются здесь в 30-литровых контейнерах. Исходил он из того, что люди, которые приходят к нему за его продукцией, хотят сразу получить максимальный результат, и готовы за это платить. Отсюда и главный принцип питомника: вы покупаете контейнер с цветущим адаптированным растением и просто ставите в свой пруд. Наслаждайтесь.
Заглянем дальше, посмотрим, что же скрывается за шпалерами с вплетенным девичьим виноградом.
Сквозь узкие арки в зеленой изгороди открывается вид на прекрасный сад в строгом регулярном стиле. На холме возвышается ротонда.
Если смотреть от подножия холма, бассейнов почти не видно. Зато сверху как по волшебству проявляется ритм разноцветных прямоугольников, наполненных цветущими нимфеями.
Большинство посетителей волнует, как зимуют кувшинки в саду Марченко. В этих неглубоких бассейнах не зимуют только потому, что чаще всего весной в них требуется обновление пленки, выстилающей дно. А для кувшинок важно, чтобы вода за зиму не уходила, оставалась на том же уровне.
Поэтому на зиму эти кувшинки переезжают в другие уличные водоемы с прочным дном на глубину не менее 60 см от верха контейнера до глади воды.
Но на время цветения контейнеры должны стоять выше, от 40 до 60 см до поверхности для крупных нимфей, и до 15 см для небольших.
Обратите внимание на продуманность технических решений в саду Марченко. Здесь нет необходимости бегать со шлангами, чтобы наполнить искусственные водоемы водой. Каждый бассейн снабжен незаметным краном, при помощи которого можно в любой момент добавить воды до необходимого уровня.
Регулярный стиль подчеркнут круглыми бассейнами и стриженными ивами - белыми шелковистыми.
На фотографии ниже слева в углу та же ива белая шелковистая, но не стриженная. Обратите внимание также на изгороди из девичьего винограда, вплетенного в сетку. Небольшая корректировка формы - и идеальная изгородь для регулярного сада готова.
Проходим через очередную арку и дух захватывает от картины в пейзажном стиле.
Это место Марченко называл Садом четырех картин. В одну сторону посмотришь - прекрасный русский пейзаж, с березами и ивами на берегу пруда.
В другую сторону - открываются фактуры крупных деревьев: клен, ель, ивы...
Третья картина - беседка, увитая амурским виноградом, идеальное место для созерцания…
Александр Михайлович был очень патриотичным человеком, он считал, что где родился, там и пригодился. Но там, где это уместно, с удовольствием использовал элементы японского сада (четвертая картина).
На берегу пруда раскинулась ива Фейерверк, или Маяк 2. Ее секрет в ежегодной стрижке, которая должна быть всего лишь на сантиметр выше с каждым годом. За две-три недели после обрезки ива выбрасывает прямые побеги на значительную высоту, превращаясь в яркий акцент. Благодаря этой иве пейзаж сада меняется на глазах за один сезон.
Приглядитесь к небольшим ивам, подстриженным в стиле Ниваки, на фотографии ниже. Это ива Шаровидный карлик, единственная, которая позволяет такую стрижку. Уникальный опыт.
Мы подошли к первому пруду, который появился в саду Марченко. Когда-то, когда еще на территории парка выращивались овощи и стояли вагончики для рабочих, здесь были высажены первые нимфеи для души, и до сих пор White Sensation и Red Queen, нимфеи селекции Питера Слокума, украшают поверхность воды.
Сам Моне позавидовал бы такому пейзажу. Ну чем не Живерни?
Кое-где среди деревьев прячутся плетеные из лозы скульптуры.
Пройдя еще немного и встречая на пути различные ивы (вы уже поняли, что только из ив можно создать наполненный интересный сад), мы вернулись к производственной площадке водных и болотных растений.
Рогозы, осоки и камыши, стрелолисты и цицании, аиры и белокопытники - чего только не выращивается в питомнике.
Но главное, конечно - нимфеи.
На фотографии ниже сорт Gregg´s Orange Beauty, одна из самых необычных двухцветных нимфей.
За огромной территорией Русского парка ухаживает всего несколько человек, четверо рабочих и члены семьи. И это еще раз говорит о том, насколько грамотно спроектирован сад, со временем он становится только краше.
На следующей фотографии Анна стоит среди аллеи из ив сорта Стрела Купидона, получившего свое названия из-за странной формы ветвей, напоминающей стрелы. Это Аллея памяти Александра Марченко, выдающегося человека, бесконечно преданного своему делу.
Единственное желание после посещения Русского парка водных садов, это чтобы дело, начатое Александром Михайловичем Марченко, продолжало жить, развивалось и приносило радость и пользу людям.
Я благодарю руководителя группы компаний "Зеленая стрела" Дмитрия Баранова за столь прекрасно организованную поездку, а также Анну и Сергея, очаровательных и ответственных преемников Александра Михайловича. Желаю им такого же вдохновения и страсти, интереса посетителей и удовольствия от работы, как и при жизни Александра Михайловича.
Сад Марченко должен жить!