Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Он ушёл к фашистам добровольно, а потом стал доносчиком в концлагерях. Как случайное сообщение помогло взять предателя?

Осенью 1944 года под Ленинград стали прибывать эшелоны с узниками, освобождёнными из концлагерей в Финляндии. Эта страна теперь Гитлера не поддерживала. Советской контрразведке снова прибавилось работы. В один из таких дней в управление позвонила женщина, которая срочно попросила её принять.

Сотрудники контрразведки, в центре сидит Приходько
Сотрудники контрразведки, в центре сидит Приходько

Обычная ленинградка Елена Князева сообщила майору госбезопасности Виктору Денисовичу Приходько неожиданную информацию. В дверях соседней комнаты она обнаружила записку. Поскольку соседи временно выехали в деревню, женщина решила клочок бумаги забрать, чтобы он не потерялся. А отдать, когда приедут.

Но её поразил почерк, который она прекрасно знала – мужа соседки. Но ведь на него пришла похоронка ещё в 1943 году! Князева поразилась. И почему он не приехал домой, и записку не подписал? А просил жену приехать на станцию Кушелевка до семи вечера, если хочет успеть его увидеть.

Чекистов полученная информация заинтересовала совпадением со старым делом. Ещё два года назад от разведчика Северова из-за линии фронта пришёл список немецких агентов, которых они уже забросили в Ленинград или готовили к этому. Среди них указывался ленинградец Василий Пинчук – шофёр, судимый, перешедший к врагу по своей инициативе. Летом отправлялся в город с проверочным заданием, выполнением которого немцы были довольны. Тогда контрразведчики докопались до его настоящей фамилии – Никита Лавренко, 70-я стрелковая дивизия, рядовой. Но из части пришла информация, что он погиб и семье отправлена похоронка.

Но так ли это? Возможно, это тот самый Лавренко? Или фашисты просто выдали своему шпиону документы погибшего? Фотографию с того дела показали Князевой и она опознала соседа. Следовало срочно его брать.

Советские военнопленные в финском плену
Советские военнопленные в финском плену

…20 июня 1942 года Лавренко в числе бойцов своей роты двинулся в наступление на населённый пункт Старое Паново. В ходе атаки он успел закатиться за куст и притих. Когда атака не удалась, и бойцы откатились на старые позиции, Лавренко, наоборот, резво двинулся вперёд. В кармане у него была немецкая листовка. Ему было без разницы, на кого работать шофёром.

Немцам он выложил всю информацию про своих. Добавил про свою судимость, хотя этим и не интересовались. Его отправили в лагерь военнопленных, в Гатчину. А через несколько дней вызвали и поинтересовались, как себя ведут военнопленные. Тут он сдал первых двоих в своей «карьере» предателя. Рассказал, что они планируют побег. Уже на следующий день от них избавились. Таких встреч прошло ещё несколько.

Наконец его решили проверить в осаждённом городе. Сделали поддельные документы об отправке в госпиталь. Он сумел пробраться с ними в Ленинград и вернулся назад. Попутно выяснил, что квартира его пустая – жена в больнице, а сын в деревне.

А также забрал важные для немцев документы в соседней комнате у умершего соседа – паспорт, пропуск на ночной проход по городу и даже карточку на продовольствие. Нацисты были довольны новым шпионом. К тому же, в пустой квартире теперь была возможность останавливаться новым агентам абвера.

Улица блокадного Ленинграда / Виктор Денисович Приходько
Улица блокадного Ленинграда / Виктор Денисович Приходько

Далее последовали новые задания. Теперь его под фамилией Пинчук перебрасывали по разным лагерям, где следовало выявлять подпольные группы советских патриотов и сдавать их немцам. Предатель работал результативно. За это его даже поощрили поездкой к матери на Украину.

Освобождение застало его за «работой» в очередном концлагере. Теперь ему нужно было получить документы и затеряться на просторах Союза. Но когда эшелон встал недалеко от Ленинграда, всё-таки очень захотелось увидеть сына и жену. Он не утерпел и отправил домой записку. Бывшему военнопленному, конечно, не отказал передать письмо родным один из железнодорожников, который уехал со смены в Ленинград.

Шло время, но своих так и не было. Лавренко всё больше захватывали мысли о себе – а вдруг чекисты что-то узнали о его службе на немцев? Но предатель успокаивал себя тем, что они могли лишь узнать фамилию «Пинчук». А здесь-то он под своей фамилией!

Виктор Денисович на рабочем месте
Виктор Денисович на рабочем месте

Ближе к вечеру Лавренко вызвали к начальнику эшелона. Там сидел незнакомый ему майор. Это был Виктор Денисович Приходько.

Агент и провокатор Лавренко Никита Петрович был задержан. Теперь предстояло выяснять, когда, где и сколько человек он погубил. Контрразведчиков ожидала долгая работа.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.